Социализирующая роль книг Ричарда Скарри для детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Цыцаркина, С. Ю. Социализирующая роль книг Ричарда Скарри для детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. Ю. Цыцаркина, А. Ю. Никитченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23247/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

Процесс социализации человека, как известно, начинается с момента его рождения и длится всю жизнь. В первый год жизни главным связующим звеном между ребенком и миром являются родители. Через их поведение, привычки, увлечения малыш познает окружающий мир. С каждым днем у него не просто возрастает желание узнавать все больше нового о том, что происходит вокруг него, но и увеличивается потребность быть причастным к этому огромному и удивительному миру.

Не секрет, что детям гораздо интереснее изучать предметы, которыми пользуются взрослые: телефон, папины инструменты, мамины украшения, бабушкины очки. Через игру с этими вещами, которые ребенок старается «использовать по назначению», он приобщается к бытовым правилам и нормам. Позже у детей появляется интерес к ролевым играм, где они примеряют на себя различные социальные роли — в первую очередь это, конечно, роли мамы, папы, бабушки, дедушки, то есть самого близкого окружения. Это, например, проявляется во всем знакомой игре «дочки-матери», в которую играют как и девочки, так и мальчики, применяя к себе соответствующие модели поведения. Также в игре появляются и другие социальные роли, как правило, это профессии людей, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: врач, водитель, продавец.

Процесс социализации дошкольника и младшего школьника проходит гораздо легче и понятнее через игру и доступное чтение. Американский писатель и иллюстратор Ричард Скарри творчески подошел к этому вопросу. Его книги главным образом помогают ребенку расширить границы его кругозора, обратить внимание на то, что малыш раньше не замечал. С этими изданиями можно играть, они яркие и наполнены образами, доступны для детского понимания. Известно, что Р. Скарри является автором порядка трехсот книг для детей, но, к сожалению, на русский язык переведено не более десяти из них. Конечно, это в первую очередь связанно с тем, что в нашей стране интерес к творчеству данного автора появился только в последние несколько лет, и тем не менее, его книги уже стали очень популярными.

 

 

Рис. 1 и 2. Обложки книг Ричарда Скарри

 

Мир книг Р. Скарри очень добрый, светлый, веселый — и такое же впечатление формируется у ребенка о том мире, который его окружает. Герои книг — звери, похожие на детские игрушки. При этом автор наделяет их антропоморфными чертами, которые могут быть знакомы детям, в частности, по сказкам и мультфильмам: животные наделены именами, умеют говорить, знают правила хорошего тона и следуют им, владеют различными профессиями — все это наглядно демонстрирует маленькому читателю, как существует именно человеческий мир. По словам Р. Скарри, его персонажи — безобидные и тем более не пугающие, и это было одной из задач иллюстративной работы. Например, если изобразить, как водитель попал в автомобильную аварию или как у горе-хозяйки по ее неосторожности взорвалась духовка, — это, безусловно, страшно, а если те же самые происшествия происходят в менее реалистичном мире рисованных животных — даже в какой-то мере забавно и несерьезно. Дети осознают, что все это «понарошку», но при этом ненавязчивое описание подобных ситуаций на примере действий персонажей-животных, сопровождающееся соответствующими иллюстрациями, является весьма поучительным, играет социализирующую роль.

Каждая из книг Р. Скарри призвана научить ребенка чему-то конкретному, побольше рассказать, а главное, проиллюстрировать новую информацию об окружающем мире — мире взрослых, который так привлекателен для детей, показать маленькому читателю, как он причастен к нему и какое место в нем занимает. Так, из книги «Забот полон рот. Большая книга важных дел» дети узнают много новой и полезной информации, которая им пригодится в повседневной жизни, в быту. Персонажи этой книги учат ребенка правилам, которые должны соблюдаться каждый день. Например, описывается, как начинается каждый день котенка Хакли: «Утром маленький Хакли проснулся и сам заправил свою постель. Молодчина Хакли! Он аккуратно сложил свою пижаму и спрятал ее в комод. Утром перед завтраком Хакли всегда умывается и чистит зубы. После завтрака помогает убрать со стола. Спасибо, Хакли!» [3, с.3]. Каждое действие персонажа сопровождается соответствующей иллюстрацией. А вот книги «Город Добрых Дел» и «С утра до вечера в Городе Добрых Дел» рассказывают о ежедневной жизни за пределами дома: ребенок знакомится с различными профессиями, правилами дорожного движения и безопасности жизнедеятельности, видами транспорта, с социальными объектами (школа, больница, почта, аэропорт, пожарное депо).Например, очень интересно и занимательно описывается и изображается на картинках работа пекаря: «Пекарь испечет из муки хлеб. Сначала надо замесить тесто — положить воду, соль, дрожжи, муку. Важно смешать все в нужном количестве. Дрожжи будут поднимать тесто. Пекари тщательно вымешивают тесто…» [5, с. 42]. Читая этот текст и рассматривая иллюстрации, ребенок лучше усваивает то, как и кто готовит хлеб, который он ест каждый день. Формируется представление о многообразии профессий, их значимости, взаимоотношениях в социуме. О правилах поведения, хороших манерах, помощи ближним ребенок узнает из книги «Спасибо и Пожалуйста. Книжка о хорошем поведении». Абстрактное и логическое мышление развивает книга «Цвета, формы и цифры».

Структура книг такова, что написанному тексту соответствует картинка (это может быть какой-либо материальный предмет, герой или определенная ситуация). Такой прием хорошо помогает усваивать дошкольникам и младшим школьникам новую информацию. Например, «Книжка про машинки» хорошо иллюстрирует технику, которая используется в разнообразных сферах: молоковоз, пожарная машина, экскаватор, бензовоз, машина скорой помощи, бетономешалка, автобус и др. Читая текст и рассматривая картинки, ребенок запоминает название и внешний вид той или иной машины, но самое важное — он знакомится с их назначением, потому что иллюстрации автора показывают объекты в действии.

 

Рис. 3. Фрагмент книги «С утра до вечера в Городе Добрых Дел»

 

Очень важно, что с книгами Р. Скарри можно играть. Так как все иллюстрации наполнены множеством мелких деталей, можно затеять игру «Кто первый найдет…» или «Для чего это нужно?» (так малыш быстрее запомнит наименование тех или иных объектов, а главное — их применение). Сам Р. Скарри предлагает подобную игру в своей книге «Червячок Лоули и его друзья», где необходимо отыскать героев книги на большой картинке. А вот, например, для того, чтобы запомнить режим дня, можно поиграть с котенком Хакли из книги «Забот полон рот». Рассматривая картинки с изображением Хакли, можно предложить малышу следующие задания: Что делает Хакли после того как встал с постели? Он аккуратно заправляет постель? Что он делает дальше? Найди картинки, где Хакли помогает маме. Когда он это делает? Расскажи, как он помогает маме, что при этом делает? Как ты думаешь, ему нравится помогать по дому? Почему? Подумай, как ты можешь помогать маме по дому? Любая тема в книгах Р. Скарри может вдохновить на создание подобных занимательных игр-бесед. В частности, такая игра очень хорошо подойдет для книг «Город Добрых Дел» и «С утра до вечера в Городе Добрых Дел», где с ребенком можно обсудить, например, профессии: сравнить изображение врача и почтальона, попросить малыша рассказать, чем они отличаются, спросить, для чего нужен тот или иной предмет врачу или почтальону. Таким же образом можно выучить правила безопасного поведения на проезжей части. Например, предложить малышу сделать из бумаги фигурки и передвигать их по улицам нарисованного города. Поинтересоваться, знает ли ребенок, как правильно переходить дорогу, где нужно ждать автобус, как себя вести в общественном транспорте и т. п. Детям постарше можно предложить по иллюстрациям самим придумать истории. Такие игровые формы развивают у ребенка внимание, реакцию, мышление, он учится строить и замечать логические связи, развивается его речь, воображение, и конечно же, они помогают социализироваться маленькому человеку в большом мире.

Итак, такое занимательное, а главное — познавательное и развивающее чтение будет интересно и дошкольникам и детям младшего школьного возраста. Книги Ричарда Скарри выполняют важные социализирующие функции: ребенок приобщается к миру, осознает, какое место в нем занимает, знакомится с важными социальными объектами, правилами поведения в обществе, у него формируется позитивное отношение к окружающим. По нашему мнению, польза, которую несут данные издания для развития ребенка и его адаптации к внешнему миру, весьма велика.

 

Литература:

  1.                Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов — М.: Карапуз, 2000. — 272 с.
  2.                Скарри Р. Город Добрых Дел.– М.: Карьера Пресс, 2014. — 64 с.
  3.                Скарри Р. Забот полон рот. Большая книга важных дел. — М.: Лабиринт, 2014. — 14 с.
  4.                Скарри Р. Книжка про машинки.– М.: Карьера Пресс, 2015. — 64 с.
  5.                Скарри Р. С утра до вечера в Городе Добрых Дел.– М.: Карьера Пресс, 2015. — 48 с.
  6.                Скарри Р. Спасибо и Пожалуйста. Книжка о хорошем поведении.– М.: Карьера Пресс, 2015. — 32 с.
  7.                Скарри Р. Цвета, формы и цифры.– М.: Лабиринт, 2014. — 26 с.
  8.                Скарри Р. Червячок Лоули и его друзья.– М.: Карьера Пресс, 2015. — 32 с.
  9.                Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.– М.: Покров, 2004. — 73 с.

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, Город, Дело, игра, какое место, картинка, маленький читатель, окружающий мир, правило поведения.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Отражение языковой игры в переводах романа Дж. Оруэлла «1984»

Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Отражение языковой игры в переводах романа Дж. Оруэлла «1984»

Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос