Особенности литературных предпочтений студентов с разными копинг-стратегиями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Щелина, С. О. Особенности литературных предпочтений студентов с разными копинг-стратегиями / С. О. Щелина, Е. Е. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23249/ (дата обращения: 18.10.2024).

 

Человек на протяжении жизни подвергается различным стрессовым факторам, начиная с самого раннего возраста, когда любое изменение становится причиной для стресса (новые люди, новые условия жизни и т.д.). В связи с тем, как человек учится адаптироваться в новой среде, наблюдая за родственниками, значимыми взрослыми и прочими окружающими его людьми, у него вырабатываются свои способы преодоления стресса, которые ему помогают продуктивно адаптироваться к сложившейся ситуации или же нет. В юношеском возрасте, когда человек погружается в бурю разнообразных кризисов, особенно важно то, как он будет справляться в ситуации стресса, т.к. неадаптивные способы совладания со стрессом могут привести к не очень приятным последствиям, а закрепившись, негативно повлиять на него в будущей взрослой жизни.

Одним из довольно интересных способов борьбы со стрессом является чтение книг. Ведь именно книги позволяют человеку отключиться от всех своих злободневных переживаний и погрузиться в пучину другой истории, жизни где мир, как говорится, «интересней, чем вам кажется».

На сегодняшний день прилавки магазинов и интернет-сайты забиты различными видами литературы: от детской до 18+, относящейся к разным жанрам: от сказок для малышей до постапокалиптических драм и популярных любовных романов, эдаких сказок для взрослых. Это говорит о том, что люди, не смотря на засилие отупляющих пабликов в социальных сетях и большого места телевидения в нашей жизни, по-прежнему любят читать, и это позволяет развиваться литературе.

Как показывают наблюдения, люди читают везде: в учебных заведениях на перемене (а некоторые и во время занятий), по дороге на работу в общественном транспорте, в поездах и самолетах, на природе на отдыхе и, конечно же, дома. Все чаще среди читающих людей мы можем заметить много молодых людей, школьников или студентов. Интересно, что же им сегодня интересно читать? И может ли то, как молодой человек обычно борется со стрессом, влиять на его литературные предпочтения? Этому и будет посвящено данное исследование.

Участие в данном исследовании приняли 68 студентов 3 курса очной формы обучения психолого-педагогического факультета АФ ННГУ им. Лобачевского в составе 7 юношей и 61 девушки. Студентам было предложено пройти методику для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хейма и ответить на ряд вопросов, посвященных их литературным предпочтениям.

Первым этапом данного исследования было изучение стратегий совладания со стрессом у студентов третьего курса.

Рис. 1. Показатели копинг-стратегий студентов 3 курса

 

Рис. 2. Показатели копинг-стратегий студентов 3 курса (детальный анализ)

 

В результате проведения методики Э. Хейма были получены следующие результаты: 49 % студентов в стрессовых ситуациях пользуются адаптивными копинг-стратегиями, 22 % студентов — неадаптивными и 29 % — относительно адаптивными копинг-стратегиями, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. В целом, это говорит о том, что большинство студентов третьего курса в стрессе ведут себя достаточно конструктивно и адекватно ситуации, а также стараются как можно лучше и продуктивнее решить проблемы, с которыми им предстояло или предстоит столкнуться. Об этом также говорят, при детальном рассмотрении, большой показатель копинг-стратегий оптимизм (59 %), а также сотрудничество (18 %), придача смысла (18 %) и отвлечение (19 %). Это значит, что студенты готовы при любых обстоятельствах искать положительные моменты, идти на сотрудничество с теми же преподавателями, если дело касается учебы, а также находить смысл в том, что они делают и не забыть отвлечься, чтобы передохнуть, в том числе и с книгой.

Еще необходимо отметить, что третий курс является одним из сложных при прохождении обучения в ВУЗе, который является экватором, неким рубежом, который нужно пройти каждому. В данный период у третьекурсников появляются новые заботы в качестве более углубленных профессиональных предметов, новых требований к ним, как к старшим, а также на этом курсе студенты чаще всего задумываются о том, правильно ли он выбрал направление, которым он хочет заниматься и хватит ли у него сил продолжить далее обучение. Большая часть студентов с этим успешно справляется, а некоторые из оставшихся находятся в смятении. Поэтому они чаще всего либо отступают от дел и пускают все на самотек (отступление — 21 %), либо берут себя в руки, не позволяя себе лишних эмоций (подавление эмоций — 16 %) и обесценивают значимость и сложность ситуации, говоря себе, что «на все так плохо, в основном все хорошо» (диссимуляция — 16 %).

Однако, в целом, третьекурсники вполне успешно справляются с кризисными состояниями, на что указывает преобладание именно адаптивных копинг-стратегий.

Следующий вопрос был посвящен изучению литературных предпочтений студентов. Третьекурсникам было задано два вопроса: «Назовите свой любимый литературный жанр» и «Назовите Ваше любимое литературное произведение».

Анализ ответов на первый вопрос показал следующее.

Рис. 3. Предпочтение литературных жанров студентов 3 курса

 

Во-первых, было представлено большое разнообразие жанров литературы, любимых студентами — здесь встречается и фэнтези, и классическая литература, и эзотерика и многое другое. Однако самыми любимыми жанрами у студентов являются романы (19 %), фантастика (13 %), любовные романы (7 %), детектив (6 %) и антиутопия (6 %). На такое распределение данных, несомненно, может влиять тот факт, что большинство опрошенных были девушки. Также данный результат нам говорит о том, что данные студенты предпочитают достаточно интеллектуальную литературу, которая может погрузить и в обыденную жизнь человека, приближенную к современности или к событиям минувшей давности, и порассуждать о будущем, какое оно будет — как в фантастических произведениях или романах-антиутопиях. А также данная литература позволяет студентам-читателям «поразмять мозги» в решении детективных загадок и добавить новых ярких ощущений от прочитанного в любовных романах. Помимо отвлечения от своих текущих проблем и получения ярких эмоций от чтения студентам-психологам чтение книг подобной тематики позволяет проследить различные типы поведения в тех же кризисных ситуациях, будь то классический детектив ХХ века или роман-антиутопия, события которого проходят в далеком будущем.

Что касается любимых произведений студентов, то их представлено еще больше, чем жанров литературных произведений. Всего книг, которые столь любимы студентами, было 53, среди которых встречались и детские сказки, и детективы, и психологическая литература, стихи Сергея Есенина и даже «50 оттенков серого». Однако самыми любимыми книгами на сегодняшний день у студентов являются те, большинство из которых можно отнести к классической литературе: «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон», «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Три товарища». Отдельно хочется отметить книги современных писателей, которые также являются любимыми у многих молодых людей — серии книг о Гарри Поттере и «Голодных играх». Таким образом, мы видим, что студентам, не смотря на их разнообразные предпочтения литературных жанров, больше нравится читать книги классической литературы. Возможно, любовь к данным произведениям была привита еще в школе, а может, после окончания школы и с высоты имеющегося опыта в рамках изучения психологии в данных произведениях открываются новые грани для прочтения и изучения характера и поведения героев.

Последним этапом данного исследования было сравнение предпочтения литературных жанров у студентов с разными копинг-стратегиями.

Рис. 4. Предпочтение литературных жанров студентами с разными уровнями копинг-стратегий

 

 

Прежде всего, хочется отметить, что большим разнообразием любимых жанров обладают студенты с преобладанием адаптивных копинг-стратегий, что говорит о том, что они могут себе позволить не только почитать книги незнакомых или новых для себя жанров, но и готовы также к разным способам разрешения стрессовых ситуаций, т.к. обычно люди привыкают к одному, любимому жанру, а эти испытуемые показывают свою готовность к новому. Что касается студентов с относительно адаптивными и неадаптивными копинг-стратегиями, то у них, как раз, наоборот, демонстрация стабильной принадлежности к нескольким своим любимым жанрам, что может нам говорить о слабой способности выхода из «зоны комфорта» в стрессе, если в чтении они не позволяют или не хотят открывать для себя новые жанры и новые произведения.

При детальном анализе литературных предпочтений выяснилось, что любимыми жанрами у всех трех категорий студентов являются роман и фантастика, которые, как ранее было сказано, позволяют студентам погрузиться от своих проблем в другую реальность (годами раньше или годами позже) и проанализировать жизнь и различные ситуации других людей. У студентов с преобладанием адаптивных копинг-стратегий, как ранее было сказано, представлены практически все отмеченные студентами литературные жанры, кроме эзотерики, трагедии и драмы, что опять же вычеркиванием данных жанров из списка «годных к прочтению» подтверждает их стремление находить в себе силы оптимистично смотреть на жизнь, а также быть чуть более реалистичными. У студентов с относительно адаптивными копинг-стратегиями среди любимых встречаются такие жанры, как фэнтези, любовные романы, фантастика, роман, детектив, антиутопия. Как мы можем отметить, у данной группы испытуемых есть большая потребность уйти несколько подальше от реальности и испытать ярких ощущений от разгадывания детективных загадок, в большей степени. Что касается студентов с неадаптивными копинг-стратегиями, то здесь, среди любимых студентами жанров, мы видим следующие: любовные романы, фантастика, роман, детектив, эзотерика, классика, антиутопия, трагедия, драма. Как и в предыдущем случае, мы наблюдаем потребность в уходе от реальности в мир книг, однако наличие не слишком «веселых» жанров среди списка любимых (антиутопия, трагедия, драма) позволяет нам предположить, что чтение подобных произведений может помочь им по-своему взглянуть не только на события, развивающиеся в книге, но и на ситуацию, творящуюся вокруг него. Вот, читаем мы антиутопическую книгу. Там, в будущем, идет война. Возможно даже в постапокалиптическое время. А тут, в реальности, здесь и сейчас все тихо, солнце светит. Вроде бы даже и хорошо. И проблемы мои не такие уж и страшные. Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия Н Крускала-Уоллиса, мы можем констатировать что с точки зрения статистического анализа различий по литературным предпочтениям у студентов третьего курса с разными видами копинг-стратегий не наблюдается (Н эмп. = 5,377, где Н кр. = 5,991 при р = 0,05), однако с точки зрения качественного анализа различия видны.

Таким образом, мы можем сказать, что студентам третьего курса, преимущественно адаптивно переживающего свои кризисные ситуации в этот нелегкий период, нравится большое разнообразие жанров литературы, однако для большинства являются любимыми классические произведения в жанрах романа и фантастики. Это помогает им отдохнуть от окружающей суеты и проанализировать поведение героев в сходных или несходных с ними стрессовых ситуациях. И также данные студенты при своей большой и разнообразной любви к литературным произведениям все еще подтверждают статус Российской Федерации как одной из самых читающих стран мира.

 

Литература:

  1.               Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  2.               Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.
  3. Хейм Э. Методика для психологической диагностики копинг-стратегий. Режим доступа http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2  (дата обращения 28.09.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): студент, жанр, книга, любимый, произведение, роман, ситуация, студент третьего курса, детальный анализ, поведение героев.


Задать вопрос