В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время. Раскрыт вопрос специфики усвоения учениками 5–9 классов модели нравственного поведения. Определены характерные черты процесса нравственного воспитания в средних классах. Очерчены основные задачи осуществления нравственного воспитания в условиях заведений интернатного типа.
In the article the features of moral education of students are examined 5–9 classes by facilities of Ukrainian folk traditions in extracurricular time. The question of specific of mastering students is exposed 5–9 classes of model of moral conduct. Kharakterne lines are certain process of moral education in middle classes. The basic tasks of realization of moral education are outlined in the conditions of establishments of internatnogo type.
Постановка проблемы. Процесс развития личности тесно связан с нравственными поисками человека. Сейчас — во время духовных поисков в обществе, когда Украина стоит на пути вхождения в систему европейских государств, одними из важнейших является вопрос о моральном фундаменте личности, о роли и значении для человека и общества общечеловеческих моральных ценностей.
Особого внимания требует нравственное воспитание подрастающего поколения, в частности подростков школ-интернатов. Проблема осложняется тем, что воспитанники этих заведений в подавляющем большинстве с раннего детства были лишены нормальных человеческих взаимоотношений, привыкли к жизни в условиях нездорового психологического климата и поэтому имеют ряд аномальных привычек.
Формирование нравственных качеств учащихся школ-интернатов значительно зависит от школы, учителей, воспитателей и друзей, которые заменяют здесь семью.
В нашем исследовании основное внимание уделяется учащимся 5–9 классов, психологические особенности которых имеют свою специфику. Дети этого возраста критически относятся к жизни, но далеко не всегда могут дать правильную оценку происходящему вокруг. Кроме того, в процессе повседневного общения школьников идеальные представления о моральных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые нередко значительно затрудняют выработку поведения учеников, и это негативно влияет на них.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос нравственного воспитания учащихся является предметом исследования ряда современных ученых.
О воспитании у школьников нравственных качеств, их сущноти и условиях формирования говорится в трудах М. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, Н. Возникали.
Нравственному воспитанию школьников посвящены разноплановые педагогические исследования В. Т. Бабич, И. А. Зязюна, Т. И. Люриной, К. И. Черной. В них говорится о значении для человека и общества общечеловеческих нравственных ценностей, воспитании нравственных качеств личности, умений и навыков нравственного поведения, формирования гуманных взаимоотношений.
Проблеме воспитания детей в учреждениях интернатного типа посвящены исследования, в которых комплексно рассматриваются различные аспекты учебно-воспитательного процесса (В. М. Галузинский, Л. В. Канишевская, Б. С. Кобзарь, Н. А. Репа).
С учетом особенностей воспитания в интернатных заведениях и должна строиться деятельность педагогов. Во время совершения воспитательного воздействия на подростков необходимо иметь в виду и то, что развитие и формирование личности подростка происходят не просто под влиянием окружающей среды, а во взаимодействии с ней.
Цель написания статьи. Раскрыть особенности процесса нравственного воспитания учащихся 5–9 классов средствами украинских народных традиций во внеурочное время, отметив основные проблемы его осуществления. Определить характерные черты процесса нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста. Очертить основные задачи и пути осуществления нравственного воспитания средствами украинских народных традиций.
Изложение основного материала. Подростковый возраст — самый благоприятный для воспитания. В. А. Сухомлинский отмечал: «В духовном облике подростка происходят бурные, противоречивые явления, которые надо направить в правильное русло здорового нравственного развития» [4, с.251]. Одним из путей такого «здорового нравственного развития» подростков является осуществление систематического целенаправленного нравственного воспитания. Бурными противоречиями, о которых говорил педагог, особенно отмечаются ученики интернатных заведений.
Установлено, что большинство учащихся школ-интернатов имеют различные отклонения в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.
Исходя из этого, ученые, исследующие проблемы психического развития воспитанников школ-интернатов, считают, что их психологическое состояние определяется в определенной степени индивидуальными особенностями. Воспитанникам закрытых детских учреждений на каждом возрастном этапе присущи различные специфические комплексы черт, отличающих их от сверстников, которые растут в семье [1, 2, 3]. Так, для подростков из школ-интернатов характерные особенности в становлении личности, которые проявляются в характере намерений, стремлений, желаний. Во взаимоотношениях с взрослыми в них слабо выражены личностные контакты, а с ровесниками — наблюдается малая избирательность отношений. Им присуща особая внутренняя позиция, оказывается в неопределенной ориентированности на будущее, конфликтности удовлетворения некоторых личностных потребностей, ориентации на оценку окружающих по отношению к себе, а не на самооценку.
Значительная часть негативных черт личности воспитанников школ-интернатов, возникая в раннем возрасте, со временем закрепляется и усугубляется, трансформируясь в новые качества — это эмоциональная бедность, упрощенное понимание самого себя, импульсивность, несамостоятельность поведения и т. п. Анализируя причины специфического развития воспитанников в школах-интернатах, которое проявляется в появлении упомянутых выше качеств, большинство ученых видят их в особенностях общения детей со взрослыми, с окружающим миром, а также в низком уровне осознания ими необходимости самостоятельного решения нравственных проблем.
Проведенный анализ нравственного воспитания учащихся учреждений интернатного типа дал возможность выяснить, какие факторы общественных отношений больше влияют на становление личности ребенка, а также установить особенности ее развития. Оказалось: дети, которые воспитываются в школах-интернатах значительно отличаются от ровесников, растущих в семьях. Темпы развития первых замедлены, их здоровье и развитие имеют ряд негативных особенностей, наблюдаемых на всех этапах развития: от младшего детского возраста — до подросткового и дальше.
Процесс воспитания личности в условиях интернатных заведений всегда уникальный и от объединения усилий и четкой координации действий воспитателей, руководителей кружков, учителей, школьных врачей, психологов и всего коллектива зависит его эффективность. Целенаправленные педагогические действия и привлечение детей к различным видам деятельности, в соответствии возрастом и степенью развития, способствуют воспитанию в них положительных качеств, обогащают их духовный мир.
Систематическое изучение учащихся школ-интернатов дает возможность воспитателям предусматривать формирование нравственных качеств у школьников; целенаправленно планировать работу по нравственному воспитанию и систематически следить зa изменениями в поведении учащихся; вносить необходимые коррективы в процесс нравственного воспитания с целью повышения его результативности. А это обеспечивает выполнение задач нравственного воспитания, поставленных перед школой на современном этапе ее развития; соответствие содержания воспитательной работы развития школьников позволяет шире применять нормы, методы воспитательной работы, способствующие формированию личности ученика, вести систематический учет и оценку результатов нравственного воспитания школьников.
В формировании нравственных качеств личности подростка учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого из них как одно из важнейших условий воспитания. Сейчас перед интернатами ставится задача вооружить каждого педагога умением изучать детей, опираясь в воспитательной работе на их возрастные и индивидуальные особенности. Ведь известно, что невозможно достичь высоких воспитательных результатов, не зная хорошо каждого ученика, уровня его знаний и развития.
Подростковые группы, объединения, кружки по интересам, получившие сейчас широкое распространение, оказывают положительное влияние на различные стороны жизни школы-интерната; способствуют развитию у воспитанников самостоятельности, ответственности, товарищества. Они привлекают детей к активному участию в эмоционально-привлекательной для них деятельности, развивают личную заинтересованность, способность к сопереживанию за дела микроколлектива. В такой деятельности формируются чувства, связанные с выполнением различных поручений.
Наблюдение за организацией общественно полезной деятельности подростков показало, что они пытаются проявить себя не только в социально значимых делах, но и в чисто индивидуальной деятельности. Это требует формирования таких качеств, как уважение к другим, чуткость к окружающим людям, умение добросовестно работать, соблюдать моральные принципы. В это время появляется ориентация подростка на самооценку, обостряется внимание к своему духовному миру, возникает желание активизировать поиски возможностей самореализации, самовыражения и самоутверждения.
В формировании нравственности подростка особое значение имеет учет эмоциональной сферы. Для него характерна большая импульсивность и вспыльчивость, детская непосредственность, мягкость, верность данному слову и делу. При этом ощущение подростка часто бывают слишком противоречивыми. Он должен быть внимательным, чутким, сочувствовать неудачи своего друга, проявлять высокие качества собственного достоинства, и одновременно вести себя как ребенок, плакать от несправедливой обиды. Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы взаимоотношения с подростками способствовали развитию у последних положительных эмоций и чувств.
Самого пристального внимания педагогов и взрослых, связанной с воспитанием подростков, требует осмысление способов нравственного выбора ими и поведения в реальной действительности. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Бурное развитие самосознания положительно влияет на формирование самоуважения, эмоциональной чувствительности, сочувствие к переживаниям другого человека, предполагает и бескорыстную помощь, осмысление подростком принципов морали как средства удовлетворения личных потребностей в самоутверждении. В его духовной сфере наблюдается переосмысление нравственных ценностей, причем главным в их иерархии выступает принцип товарищества, наиболее способствует развитию общественной направленности личности.
В жизни многих подростков школы-интерната отсутствуют ситуации ответственности: им, в частности, не приходится материально помогать семье. Обучение же имеет несколько иной характер, чем производительный труд. Вполне находясь на государственном содержании, не все школьники 5–9 классов задумываются о своем будущем, о выборе профессии, о своем месте в жизни и собственных перспективах, у них слабо развито чувство обязательности, ответственности. Имея определенные права, они далеко не всегда осознают свои обязанности. И задача педагогической практики — помочь им «найти себя», сформировать качества гражданина Украины, в частности такие, как ответственность, трудолюбие, порядочность, честность, гуманность.
Одной из важнейших изменений, которые происходят в этот период, в жизни подростка интернатного учреждения является изменение его статуса как питомца. Содержание и средства воспитания требуют от него выработки новых подходов к усвоению нравственных норм, умение самостоятельно работать с учебным материалом, познавательного отношения к знаниям. В этом возрасте ученики 5–9 классов подходят к овладению основными нравственными понятиями.
Склонность учащихся среднего школьного возраста к тем видам работы, требующим умения охватить, осмыслить значительное количество фактов, самостоятельно формулировать выводы, проверять полученные результаты в практической деятельности. В процессе освоения новых знаний реализуются богатые резервы психического, а следовательно, и нравственного развития учащихся, полнее раскрываются их потенциальные возможности.
Изменения, которые происходят в сознании и психике детей школ-интернатов в подростковом возрасте сказываются на их отношении к взрослым и вообще к окружающей обстановке. С одной стороны, большая часть из них привязаны к своим воспитателям, с другой — они претендуют на большую самостоятельность. Воспитатели не всегда серьезно относятся к этим изменениям, из-за чего могут возникать достаточно острые конфликты. Подростка раздражает опека старших, и он начинает требовать, чтобы взрослые считались с его планами и желаниями. Действия педагогов иногда воспринимаются им как неуважение к себе. И тогда подросток становится грубым, нетерпеливым, трудноуправляемым.
Основной мотив поведения подростка — желание найти свое место в коллективе. В таких случаях, когда ученик по каким-то причинам не может получить авторитет у своих ровесников с помощью учебных успехов или участия в школьных мероприятиях, он ищет другие пути для реализации этого желания: обращает на себя внимание товарищей проявлением псевдохоробрости, нарушением поведения и т. п. Педагоги стараются влиять на учеников, убеждая их, что такое поведение недопустимо, поскольку оно свидетельствует о легкомысленном отношении к товарищам. В это время педагоги должны быть особенно внимательными к каждому воспитаннику: надо помочь подростку найти соответствующие способы урегулирования отношений с одноклассниками. В учреждениях интернатного типа этому способствовало, например, привлечение воспитанников в фольклорно-этнографический, краеведческий кружки, кружки народных промыслов, вышивки, к другим интересным делам.
В каждом классе обычно выделяется несколько групп детей, которые занимают разное положение в коллективе. Учащихся 5–9 классов интересует, от каких качеств зависит их место в коллективе. На первый план выходят чаще всего умение сохранить верность в дружбе, мужестве, оказание поддержки товарищу, волевое поведение. Такая оценка сверстников и подход к выбору друзей доминируют изначально подростковом возрасте. Требования коллектива, общественное мнение, нравственные установки, нормальные взаимоотношения являются важными факторами формирования личности.
Сложность формирования нравственных норм и правил поведения и тот смысл, которым наполняются аморальные установки и требования какой-то части воспитанников интернатов, порождают трудности в педагогическом процессе, преодоление которых требует разнообразия методов и средств педагогического воздействия.
Часто в школах-интернатах для повышения уровня нравственного воспитания организуются соревнования между учениками, классами. Однако соревнования само по себе не обеспечивает соблюдение общественных норм. Соревнования учеников не дает желаемых результатов. Ученики включившись в соревнование, достигли значительных успехов: внимательно контролировали учебную работу друг друга, старались не иметь низких оценок, не допускать проявлений недисциплинированности, безответственного отношения к общественным поручениям. Но после окончания соревнования достигнутые успехи свелись на нет: аккуратность, вежливость снова исчезли.
Наше наблюдение показало, что соревнования выполняет свою функцию, если оно связано с тем, что для ребенка в этот период имеет приоритетное значение. Так, в этих же школах-интернатах была организована игра, связанная с изучением украинской народных традиций. Классы превратились в отряды казаков — защитников родного края. Побеждала, по правилам игры команда, которая наиболее дисциплинированно и ответственно «отбывала» службу; критерии дисциплинированности были такие же, как и в предыдущем соревновании. Экспериментальные проверки, проведенные через два-три месяца показали, что требования, поставленные подростками к себе и другим во время этой игры, остались для них значимыми и после ее окончания: они стали внутренними факторами поведения, поскольку были связаны со стремлением подростков к чрезвычайному, к изучению и соблюдению традиций народа. В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль способствует успешному формированию того или иного нравственного качества.
Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства. По сути, развитие самосознания означает познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает именно в подростковом возрасте.
Нравственное воспитание учащихся предусматривает создание в учреждениях интернатного типа такого социально-психологического климата, таких педагогических условий, которые всесторонне способствуют развитию личности, их стремлению выработать в себе положительные моральные качества.
Выводы. Подводя итоги, мы исходили из того, что высокий уровень понимания нравственных понятий имеют те подростки, которые способны объяснить их сущность, раскрыть основные структурные элементы и применять полученные знания в практике своей повседневной жизни; средний — те, которые не всегда могут правильно объяснить содержание указанных понятий, нечетко выделяют их составные элементы; низкий — те, которые не могут их раскрыть и не связывают знания нравственных понятий с практической деятельностью.
Литература:
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985.
- Архангельский Л. М. Моральные ценности: сущность и реализация // Современная цивилизация и моральне ценности. — М.: Политиздат, 1982.
- Атласов Л. П. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. — Барнаул, 1982.
- Белкин А. С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся // Сов. педагогика. — 1976. — № 7. — 51с.
- Бех И. Д. Концепция воспитания личности // Рад.шк., 1991. — № 5, с.15.
- Водзинский Д. И. Нравственное воспитание учеников во внеклассной работе. — К.: Рад. школа, 1964. — 119с.
- Руденко Ю. Д. Украинская национальная система воспитания: конспект лекций. — К.: КГПИ, 1991. — 48с.