В статье рассматривается системный подход к поиску моделей управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли. Предложены варианты сохранения устойчивости работы предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической среды.
Ключевые слова: управление изменениями, процесс, полиграфическое предприятие, межфирменные сети, диверсификация, логистика.
The text of article is devoted to questions of system approach to search of models of management of changes at the printing enterprises. Options of preservation of stability of functioning of the enterprises in the conditions of constantly changing economic environment are offered.
Kewwords: management of changes, process, printing enterprise, intercompany networks, diversification, logistics.
Полиграфическая отрасль, как и многие другие направления экономики в области оказания услуг, находится в сложной кризисной ситуации, обусловленной общим экономическим спадом промышленности, финансовых рынков и рынком потребительского спроса. Предприятия отрасли вынуждены в одиночку справляться с такими кризисными явлениями как: увеличение цен на бумагу, расходных материалов, нехваткой квалифицированных специалистов в области менеджмента, недостаточное правовое государственное регулирование электронных торговых площадок. Осознание необходимости преобразований зачастую наступает тогда, когда руководство уже сталкивается с проблемой отсутствия заказов. Долгосрочная эффективность предприятий напрямую зависит от своевременной реакции на возможные экономические проблемы.
Предприятие, которое является микроуровневой социально-экономической системой, функционирует на базе пяти основополагающих процессах:
метаболизма (обмен логистическими потоками между внутренней и внешней средами);
репродукции (сохранение и преобразование структурных и организационных подсистем);
эволюции (рост и развитие предприятия на основе принципов саморегулирования);
гармонизация внутренней среды системы (согласованность подсистем, внутренняя целостность, отсутствие дезинтеграции);
репликации (создание подобных организационных и производственных структур)
Эти процессы подчеркивают существование предприятия, как системы, в пространстве и времени. Данные процессы характеризуют универсальность системы по отношению к мегаэкономике, ограничивает ее временную длительность и определенность в пространстве. К тому же, каждая система представляет собой поле сольватации экономических, технических, инновационных, психологических, культурных и мировоззренческих компонент, составляющих социально-экономический институт производственных отношений [2].
Общепринятые теории управления не дают конкретного ответа как поступать в той или иной кризисной ситуации, но позволяют создавать собственные модели управления изменениями с учетом краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
Одним из вариантов сохранения предприятия в кризисных условиях автор предлагает рассматривать межфирменные сети. Межфирменные сети представляют собой совокупность устойчивых взаимосвязей между фирмами, подразумевают использование общей ресурсной базы. Такая организационная форма требует значительных инвестиций, но если объединение фирм-конкурентов позволит создать необходимые условия для выпуска нового продукта и задействованность групп компаний будет оптимальной и взаимовыгодной, то и результат экономической деятельности положительным. Такая модель управления изменениями позволит объединить вокруг одной доминирующей компании фирмы, соподчиненность которых позволит рационально использовать ресурсную базу оборудования и специалистов. Например, дизайн-бюро, издательство и полиграфическое предприятие. Такая же модель может быть рассмотрена также для виртуальных организаций и для системы распространения полиграфической продукции и услуг. К преимуществам данной системы организации можно отнести интегрированность ресурсов и высокую адаптивность такой формы взаимодействия. Но по мере формирования и развития межфирменной сети повышается зависимость отдельных субъектов от доминанта и есть риск несанкционированного использования стратегически важной информации недобросовестными партнерами в случае выхода из сетевого объединения [1]. С точки зрения системного подхода, межфирменные сети, как социально-экономические системы, проходят через стадии репродукции, эволюции и репликации. Такие сложносоставные экономические системы обязательно должны функционировать на базах планирования, нормирования и стратегий развития.
Системный анализ проблем управления изменениями автор предлагает рассматривать сквозь призму состояний и сред, в которых предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность (рис.1)
Рис.1. Среды и состояния функционирования предприятия[1]
Регулирование взаимодействия внутренней и внешней среды осуществляется через управленческие системы менеджмента и маркетинга. Прошлое и будущее состояние экономической системы регулируется процессами метаболизма через обмен входными и выходными логистическими потоками (рис.2).
Рис. 2. Эффективность логистической системы предприятия [2]
Чем больше полезностей создано в результате функционирования логистической системы предприятия, тем больше прирост стоимости выходных потоков произведенных товаров (услуг) по сравнению с затратами на входной поток материальных и иных ресурсов [3].
Исходя из предложенной Г. Б. Клейнером базовой типологии экономических систем и признаков их ограниченности и неограниченности по времени и в пространстве, существуют объектные, средовые, проектные и процессные системы. Таким образом, внутренняя среда предприятия — это процессная система, с определенными циклами развития; внешняя среда — средовая система, характеризующаяся систематизированностью и регламентируемостью существования; предприятие — это объектная система, как пример юридического образования, а деятельность предприятия в дискретные временные интервалы — это проектная система [2]. Системное взаимодействие, столь важное при выборе модели управления изменениями, будет устойчивым, если средовая система будет воздействовать через процессную на объект, обеспечивающий производственный процесс создания полезностей. Предприятие, как социально-экономическая система, обладающая широким внутренним многообразием и внешней целостностью, включает в себя объектные, средовые, проектные и процессные подсистемы. Развивая и увеличивая данное многообразие совокупностей предприятие эволюционирует и становится более устойчивым к изменениям в экономическом пространстве.
Модель управления изменениями в рамках системного подхода может представлять собой и репликационный вариант развития предприятия, на базе имеющихся технологий, в виде концентрической диверсификации производства, оставаясь в рамках отраслевой направленности. Такой вид диверсификации обеспечит эффективное и рациональное использование всей ресурсной базы организации. Стратегия конвергенции в полиграфическом производстве обеспечит использование как нового оборудования, новых расходных материалов и технологий. Данная диверсификация представляет собой инвестиционный и инновационный процессы, позволяющие расширить возможности предоставляемых услуг.
Рассматривая предприятия полиграфической отрасли, которые сейчас подвержены системному кризису, автор обращает внимание на эффективность управления на всех уровнях системы, которая должно включать в себя:
в производственной логистике — оптимизацию производственных процессов, оптимизацию затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования, анализ себестоимости продукции;
в закупочной логистике — оптимизацию складских запасов, более тщательный выбор поставщиков;
в распределительной логистике — гибкую ценовую политику и конкурентные цены, ориентацию на индивидуальность клиента, управление отношениями с заказчиками;
в финансовой логистике — контроль основных показателей хозяйственной деятельности, снижение издержек, бюджетирование расходов;
в кадровой логистике — эффективный менеджмент персонала [4].
Для принятия правильного решения при выборе модели управления изменениями, сегодня важно учитывать силу воздействия средств медиа коммуникаций на полиграфическое производство, и на этой основе определять стратегические направления развития предприятия. Одной из важнейших задач моделирования систем управления изменениями в хозяйствующих субъектах, является дальнейшее развитие теории и методологии управления производственными процессами. Использование необходимых и своевременных методов и инструментов управления изменениями позволит предприятиям избежать ситуаций вынужденного применения к ним антикризисных мер.
Литература:
- Дробышевская, Л. Н. Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы / Л. Н. Дробышевская, И. Г. Ларионова // Российское предпринимательство: всероссийский научно-практический журнал по экономике. — 2013. — № 11 (233). — С.14–18.
- Клейнер Г. Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении // Препринт #WP/98/2010. − М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
- Крылова М. Д. Логистика в книжном деле: Конкретные ситуации: Учеб. пособие/ Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2003. — 166 с.
- Полухина А. Л., Стрельникова Е. В. Управление развитием полиграфического производства в условиях кризиса // Российское предпринимательство. — 2012. — № 23 (221). — c. 118–122.
[1] Составлен автором на основе: Г.Б. Клейнер. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении
[2] Составлен автором на основе: Крылова М.Д. Логистика в книжном деле: Конкретные ситуации: Учеб. пособие