Ключевые слова: инклюзив, образования, знания, развития, принцип, ученик, индивид, обучения, метод, эффект, детей.
Инклюзивное образование (от фр. inclusif — себя составляющий, лат. include – включающий в себя) – является процессом общего развития образования, обеспечивающего новую форму образования для обучения детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование направлено на развитие методологии детей, а также всего детского образования, и выявляет в процессе образования индивидов, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование нацелено на удовлетворение различных видов потребностей таких детей и разработку особого подхода к учебе. Если образование и обучение будет эффективным благодаря внесенным изменениям инклюзивного образования, это будет победой для всех детей (а не только для детей с особыми потребностями).
Несомненно, право детей, на которое никто не в силах повлиять — это право получения образования. Для детей с ограниченными возможностями есть условия для создания качественного обучения на дому, интернатах и других отдельных правительственных частных учреждениях, но иногда из-за отсутствия умения коммуникабельности эти условия остаются без спроса. В этой связи общество теряет материальное и духовное богатство, а человек с ограниченными возможностями теряет общество, становится замкнутым, начинает чувствовать себя лишным человеком.
Такое положение дел наблюдалось до тех пор, пока правительсво Республики Узбекистан не взяло данную проблему под свое наблюдение. В связи с этим были приняты некоторые решения на уровне государственных организаций. Само общество и возникающие в нем обстоятельства отделяют физически здоровых ровестников от детей с ограниченными возможностями, в связи с чем помощь государственных органов является обязательной.
Инклюзивное образование имеет 8 принципов:
достоинство человека не связано с его способностями и достижениями;
каждый человек имеет способность чувствовать и мыслить;
каждый человек имеет право на общение;
все люди чувствуют потребность в каждом;
настоящее образование может возникнуть только при настоящих отношениях;
каждый человек чувствует потребность в помощи и дружеском отношении ровесника;
все обучающиеся для достижения прогресса осуществляют ту степень работы, которую они могут сделать самостоятельно;
красочность всесторонне укрепляет жизнь человека.
Концепция инклюзивного образования заключается в том, что только при сознательном освоении учителем структурной части профессионального мышления можно добиться достойных результатов. Для осуществления требуется храбрость и упорство.
Исходя из опыта зарубежных коллег, можно сказать, что достижения, сделанные детьми с ограниченными возможностями, чаще всего удивляет их родителей. В момент прихода в школу молчаливый, замкнутый, стеснительный ребенок приспосабливается к обществу, заводит новых друзей, становясь более свободными, тем самым повышая уверенность в своих действиях.
Усилия, прилагаемые правительством и обществом в сфере развития возможностей у детей с ограниченными возможностями, введение принципов интеграции и выступления, дают хорошие результаты, но, в свою очередь предполагают ее развитие и своевременное устранение проблем. По нашему мнению, здесь проблем, ожидающих своего решения, вполне достаточно. Инклюзивное образование, осуществляющее работу с учениками на основе индивидуальных принципов, должно внедряться поэтапно. Принимая во внимание физическое и духовное состояние каждого ученика, мы должны добиться существующими у них возможностями их развития среди ровесников, получение собственного места в обществе.
Но в некоторых случаях сложно добиться желаемых результатов, или состояние учащегося может ухудшиться. На что же еще мы должны обратить внимание, чтобы достичь желаемого результата?
Мы считаем, что для привлечения детей с ограниченными возможностями нужно учитывать степень дефектов, наблюдать за этапами развития со стороны медицины, психолого-педагогических и научных критериев. Целесообразно, основываясь на результатах, разработать стандарты показателей инклюзивного образования,
Немаловажным считается то, где именно проводить инклюзивное образование, так как только при создании благоприятной обстановки можно добиться желаемого результата.
Не стоит оставлять без внимания многочисленные вопросы, которые необходимо решать - начиная от пандусов для инвалидов до специального оборудования в кабинете. Для этого, с региональной точки зрения, было бы предпочтительнее выделить место для имеющей специальное разрешение общеобразовательной школы.
Кто и в каком порядке должен обучать детей с ограниченными возможностями? Эта проблема является весьма актуальной. Мы считаем, что целесообразным будет внесение в список штатного расписания общеобразовательных школ, имеющих специальное разрешение, специальность дефектолога.
Принимая во внимание дефекты ученика (речевой дефект, слуховой и зрительный дефекты, умственная отсталость, дефекты духовного развития, дефекты опорно-двигательных систем и тому подобное) создать индивидуальную учебную программу, предоставить методологические и дидактические материалы, а также провести занятия на их основе, что даст еще большую эффективность.
Можно сделать вывод, что результаты внедрения инклюзивного образования в детские сады и школы могут кардинально поменять взляды на детей с ограниченными возможностями.
А это, в свою очередь, открывает для них возможности для удачливой и счастливой жизни.
Предоставление инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями будет способствовать их активному участию во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
Литература:
- Материалы ежегодных региональных тренингов «Методология организации инклюзивного образования» для педагогов пилотных школ, детских садов, лицеев и колледжей в рамках проекта «Непрерывное инклюзивное образование в Узбекистане».
- Инклюзивное образование: успехи и перспективы. Материалы международной конференции «Роль семьи в развитии непрерывного инклюзивного образования».
- Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», Москва, 23–24 июня 2004 г.
- Проект «Инклюзивное образование в Узбекистане». www. SISF. UZ, 2011.