ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Кабанченко, В. Б. ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности / В. Б. Кабанченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 798-800. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23337/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

О том, что пешеходный туризм является весьма перспективной формой социализации, обучения и воспитания, коррекции для детей со сложной структурой дефекта сказано немало. Он решает ряд жизненно важных задач — это и активное взаимодействие с окружающей средой, и овладение детьми знаниями, умениями и навыками, достигнутыми ими, и коррекция потребностно-мотивационной сферы воспитанников, и обучение поведению в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. В других условиях быта, в другой атмосфере меняется поведение, а это необходимо видеть и знать педагогам, работающими с детьми. Очень обширную и значимую часть пешеходного туризма составляет ОБЖ и противопожарная безопасность, тем более, если речь идет о пешеходном туризме с детьми с ОВЗ. Во многих источниках по ОБЖ изложены различные правила, требования лишь для организаторов и сопровождающих детей лиц, но это крайне не достаточно для проведения туристических мероприятий с детьми с ОВЗ. Воспитанник сам должен знать и иметь определенные навыки безопасного пребывания в туристическом походе.

Одним весьма важным направлением подготовки к туристической деятельности является ОБЖ. Поэтому прежде чем заняться пешеходным туризмом воспитанники проходят необходимую подготовку.

Она состоит из нескольких этапов:

I этап — теоретический.

Он включает в себя проведение различных мастер-классов, целью которых являются приобретение воспитанниками теоретических знаний, связанных с безопасным поведением в походных условиях.

II этап представляет собой практическую деятельность на территории ДДИ, на нем воспитанники приобретают необходимые навыки и умения на основе полученных теоретических знаний на знакомой территории.

III этап — это сам поход, в котором воспитанники, непосредственно в лесу, используют свои знания и умения, происходит так называемый перенос навыков в другую среду обитания (лес).

IV заключительный этап — это туристический слет. На нем воспитанники уже в соревновательной форме показывают свои знания, умения и навыки. Что является очень мощным мотивационным компонентом.

В статье хочу подробно остановиться на проведении мастер-класса по теме «Правила разведение костра».

Цель занятия:

Способствовать формированию понятий и определенных знаний, необходимых для разведения костра в походных условиях и последующей работы с ним.

Задачи:

          ознакомить воспитанников с понятием костра, с требованиями выбора для размещения его на биваке;

          формировать умения и навыки для работы с костром;

          развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

          способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания.

Используемое оборудование:

Плакаты с рисунками различных типов костров, плакаты о правилах пожарной безопасности в лесу, плакат с рисунком «Подготовка кострища, снятие дерна».

План занятия:

  1.                Подготовительная часть.
  2.                Основная часть.
  3.                Объяснение нового материала:

          понятие костра,

          правила выбора места под костер и оборудование кострища,

          правила разжигания костра,

          типы костров.

  1.      Закрепление нового материала
  2.      Заключительная часть.

В ходе занятия воспитанникам объяснялось, что костер — это приспособление для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды. Костер — это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса. Это место общения, тепло и уют, ни один поход не обходится без костра. Костер — надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костер потенциально опасен, и нельзя об этом забывать. (Воспитанники рассматривают плакаты с изображением костров).

С чего же начинается костер? С места. (Воспитанникам предлагается рассмотреть несколько рисунков с кострами и ответить на вопросы, правильно ли они расположены). По результатам ответов делается вывод, что костер должен быть расположен ни высоко — ни низко, ни далеко, но и ни близко. Он должен освещать по возможности все палатки, дым должен разгонять комаров на всей стоянке, а тепла должно быть достаточно на всех членов группы. Но плохо, если искры от костра, не успев «погаснуть на лету», достигнут палатки. Нехорошо, если дым будет душить не только комаров, но и людей. (Объяснение сопровождается показом на плакате).

Площадка под костер выбирается на открытом месте (нельзя разводить костер под деревьями, особенно высохшими, огонь может поджечь нижние сухие ветки. Нельзя разводить костер и на открытых корнях деревьев, а также ближе, чем в 5–6 метрах от кустарника. Не нужно разводить костер в молодых хвойных посадках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или высокой травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью; нельзя жечь костры на вырубках и торфяниках, даже основательно погашенный, залитый водой костер может незаметно тлеть длительное время в толще торфа и привести к большому пожару.

Площадку для костра выбирают на защищенном от ветра месте, например под склоном оврага или густого леса; в поле или на сухих почвах костер следует разводить в небольших ямках. Когда это, возможно, используют старое кострище, чтобы лишний раз не наносить вред природе выжигая траву и плодородный слой почвы.

Необходимо расчистить место под будущее кострище. Расчищают в радиусе 1,5 метров. Весной — от опавшей хвои, листвы, сухих веток, зимой — от снега. Иногда, перед разведением костра, необходимо снять дерн.

Далее воспитанникам объясняется алгоритм разведения костра, опираясь на плакаты, рассказывается, что костры делят по типу на дымовые (для сигнализации, отпугивания комаров и гнуса), жаровые (для приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей), пламенные (для освещения бивака, приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей).

Существует также несколько основных типов костров по их конструкции. (Обращается внимание воспитанников на плакаты с изображением различных типов костров по способу укладки:

        шалаш

        колодец

        звездный

        нодья

Для закрепления нового материала воспитанникам предлагаются ответить на вопросы

Что такое костер? Почему место под костер выбирают на защищенном от ветра месте? Как называется тип костра, предназначенный для ночевки в полевых условиях зимой?

При подведении итогов воспитанникам предлагается домашнее задание: нарисовать на альбомном листе, какой-либо один тип костра.

После проведения викторины на тему о кострах, их типах, порядке выбора места костра, воспитанникам предлагается перейти к практической деятельности. Для этого, на площадке ДДИ, заранее подготавливается все необходимое для имитации розжига. (Лопатка, хворост, береста, сухие ветки). Каждый из воспитанников должен самостоятельно подготовить кострище и заложить хворост для розжига. При выполнении этого задания воспитанник комментирует свои действия, основываясь на теоретические знания, полученные на предыдущем мастер-классе. После того, как все воспитанники выполнили задание, проводилась работа над ошибками. Каждому воспитаннику давались конкретные рекомендации.

Основные термины (генерируются автоматически): костер, воспитанник, пешеходный туризм, III, закрепление нового материала, обогрев людей, практическая деятельность, приготовление пищи, просушивание вещей, различный тип костров.


Похожие статьи

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Проектирование как один из активных методов формирования у старших дошкольников с ОНР опыта коллективной деятельности

Похожие статьи

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Проектирование как один из активных методов формирования у старших дошкольников с ОНР опыта коллективной деятельности

Задать вопрос