Мотивированность учения — это психологическая характеристика интереса обучающихся к усвоению знаний, приобретению определённых умений и навыков, к собственному развитию. Одним из более важных мотивационных усилий является наличие у обучающихся мотива самосовершенствования, который не может быть удовлетворён без приобретения нужных способностей. Мотивация учения может быть ситуационной и личностной. В первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определённые знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации (сдача экзамена). Эта мотивация внешняя, не затрагивает глубинных основ человека, не рассчитана на его самосовершенствование. Другой вид мотивации — внутренняя, личностная. Она связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных ценностей и идеалов, непосредственно направлена на развитие его личности, способностей, на моральный и интеллектуальный рост.
Поступление в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребёнка деятельностью является учебная [2, с.91]. Но существуют два как бы уточнения: кроме учебной ребёнок должен быть включён в другие виды деятельности, в зависимости от возраста — игра, общение и труд. Они влияют на его личностное развитие. Вот эти самые другие виды деятельности связаны с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются в подростковом возрасте. Всё формируется и закладывается в раннем детстве, поэтому и предпосылки к формированию мотива достижения успехов берут своё начало там же. Затем продолжение идёт в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте, где-то к III-IV классу, соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям. Они полностью признают авторитет взрослого человека. При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей, важно иметь в виду ещё одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в учении. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Например: ещё много лет назад Ш. А. Амонашвили [1, с.81] в своих педагогических работах рекомендовал не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
В экспериментальных исследованиях показано, что учащиеся, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний. [4, с.52] Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей, необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Итак, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I-IVклассы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики учащихся, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.
Для лучшего осмысления переведём смысл вышесказанного на личность учителя. Когда это касается самого человека, он точнее представляет значимость и понимание данной темы. Никто из нас не сомневается в том, что каждый преподаватель лично заинтересован том, чтобы обучающиеся лучше усваивали учебный материал. Но мотивация обучения у учителя разносторонняя. Наличие различных мотивов предполагает у каждого педагога определённые обязательства в научении обучающихся. Глубина мотивированности оценивается по вовлечённости в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности. Если его стимулирует только материальный интерес или боязнь остаться без работы (сокращение штатов или несоответствие должности) это равносильно обращению к мотивации избегания неудачи, которая, как нам уже известно, сама по себе не в состоянии обеспечить достижение значительных успехов в педагогической деятельности. Важно включать мотивы, связанные с соображениями престижа, т. е. мотивы, которые связаны с благом людей и высокими нравственными ценностями. Более глубокой она становится в том случае, когда в процессе обучения учащегося педагог начинает видеть цель и главный смысл своей жизни. Как было сказано выше, мотивированность учения — это психологическая характеристика интереса к усвоению знаний, к собственному развитию и т. д. Нет развития, значит мотив избегания неудачи преобладает над мотивом достижения успехов. [3, с. 62–73]
Для детей интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается как менее трудный, чем тот, который обладает противоположными характеристиками. Важный фактор успешности обучения и учения представляет собой продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач. Необходимо, чтобы ребёнок осознал, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий.
Литература:
- Амоношвили, Ш. А. Культура педагогического общения [Текст] / Ш. А. Амоношвили. — М., 1990. -145с.
- Кураев, Г. А. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская.— Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
- Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте [Текст] /М. В. Матюхина, Т. А. Саблина– Волгоград, 1992.- С. 62–73.
- Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. [Текст] /Л. Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2001.-113 с.