Влияние переживания травматического события на специфику ценностных ориентаций преступной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.11.2015

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Алтухова, Л. В. Влияние переживания травматического события на специфику ценностных ориентаций преступной личности / Л. В. Алтухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 894-896. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23354/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В статье рассматривается специфика ценностных ориентаций преступной личности. Основное внимание уделяется взаимодействию данного явления с особенностями переживания травматического события, представленного реакциями избегания, вторжения и гипервозбуждения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, преступная личность, травматическое событие, избегание, вторжение, физиологическая возбудимость (гипервозбуждение).

 

Ценностные ориентации представляют собой сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность активности личности и ее содержание. Ценности способствуют формированию системы отношений личности, что, в свою очередь, определяет общий подход, как к социальному окружению, так и к себе. Ценностные ориентации часто рассматриваются авторами, через категории направленности, отношения, установки и ценностных представлений. [2, 6]. В качестве рабочего, мы будем использовать определение из психологического словаря: «Ценностные ориентации — понятие социальной психологии, выражающее внутреннее отношение человека к различным ценностям материального, морального, политического, духовного порядка, их значимость для него лично» [3, с. 146].

С течением времени структура ценностей трансформировалась, особенно яркие изменения произошли за последние десятилетия, что обусловлено многочисленными экономическими преобразованиями, связанными с переходом на рыночную систему экономики. В данной работе, мы рассмотрели, каким образом подобное социально-экономическое положение отразилось на преступной личности, отбывающей наказание в местах лишения свободы.

Проблема специфики лиц, совершивших преступление, рассматривалась в работах многих авторов, среди которых стоит отметить Антонян Ю. М., Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е. Малкова В. Д., Романова В. В., и других [1, 4, 5]. Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, отражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения [4]. У преступной личности в качестве определяющей особенности следует содержание и направленность структурных компонентов, в том числе и ценностных ориентаций, а не их отсутствие или наличие.

Формирование преступной личности основано на механизме социализации. При этом определяющим показателем является специфика родительской семьи и особенностей воспитания. Так в качестве причин становления преступной личности выделяют как психологическое отчуждение ребенка от родителей, так и теплые отношения ребенка с родителями, в сочетании с демонстрацией взрослыми пренебрежительного отношения к нравственным и правовым запретам, образцов противоправного поведения. Кроме того, в качестве фактора, имеющего криминогенные последствия, может служить отсутствие теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания со стороны родителей, сопровождаемых заботой лишь об удовлетворении материальных потребностей ребенка [1, 4, 5].

Заключение под стражу, как отдельное событие в жизни преступника, оказывает травмирующее событие на личность, в сочетании с нехваткой общения и взаимодействия с близкими людьми, со сниженным уровнем условий жизни, а также обезличиванием, происходят изменения в системе ценностей. Анализу данной проблемы и посвящена наша статья.

Мы убеждены, что реакция на трудную жизненную ситуацию будет определять ценностные ориентации преступной личности, и с целью анализа данной особенности мы использовали шкалу оценки влияния травматического события (Horowitz, Wilner et. al). Данная шкала позволяет проанализировать специфику реакций избегания, вторжения и гипервозбуждения. Для обработки данных использовался корреляционный анализ с применением автоматизированного пакета обработки статистических данных программы «SPSS 13».

Объектом исследования послужили лица, совершившие преступление, Выборку составили жители города Иваново и Ивановской области, а также лица отбывающие наказание в СИЗО № 1 города Иваново. Специфика выборки состоит гомогенности в респондентов по половому признаку, что обусловлено ограниченностью доступа к местам лишения свободы, а также лицам, совершившим преступление. Среди испытуемых 65 % имеют первую судимость и 35 % осуждены повторно.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов «Социальная психология», «Юридическая психология» и «Психология личности». Практическая значимость заключается в возможности разработки психокорекционных и психотерапевтических программ, направленных на адаптацию преступной личности при выходе из мест тюремного заключения.

Начнем анализ с особенностей ценностных ориентаций у преступников, предпочитающих реакцию вторжения в трудной жизненной ситуации. Так, лицам, совершившим преступление, у которых данный показатель выше, было свойственно отрицание ценности социального статуса до момента лишения свободы (r=-0,36; при p≤0,05). Реакция вторжения схожа с проявлением невроза навязчивых состояний. Лицам с таким способом реагирования трудно отказаться от навязчивых мыслей, которые, как правило, негативно сказываются на самооценке и уверенности в себе. Низкий уровень притязаний может объяснять отрицание значимости высокого социального статуса.

В качестве факторов, оказавших влияние на формирование ценностей преступника до попадания в места заключения, респонденты отмечают своих учителей (r=0,38; при p≤0,05) и собственные заболевания (r=0,35; при p≤0,05). Слова и действия учителей могли привести к навязчивым мыслям и действиям, к определенного рода зацикливанию на проблемах, значимость одной ситуации преобладала над значимостью другой, что, в свою очередь, отражалось и на ценностных ориентациях. Одни ценности возрастали относительно других. При этом, постоянное мысленное застревание на собственных заболеваниях могло способствовать развитию ипохондрии, что в свою очередь не могло не отразиться на иерархии ценностей преступника.

Следующий рассматриваемый тип реакции на травматическое событие — избегание, присущ преступной личности, не склонной к размышлению над собственными ценностными ориентациями (r=-0,36; при p≤0,05). При этом на изменение их структуры ценностей после попадания в места лишения свободы в большей степени влияние оказала нехватка сексуальных отношений (r=0,46; при p≤0,01). Для лиц, стремящихся уклоняться от травматических событий, не свойственно размышление о трудностях этих ситуаций, анализ проблемы создает дополнительное психологическое давление. В связи с этим любая оценка ситуации для них приобретает серьезное значение и способствует возникновению дополнительных трудностей, чего они в итоге пытаются избежать. Потому попытка разобраться в своих ценностных предпочтениях является для них проблематичной ситуацией. Адекватные сексуальные отношения, в свою очередь, являются одним из способов избегания травматического события. Нехватка их способствует росту общего напряжения, ведущего к его избеганию, что опять же сказывается на ценностных ориентациях преступной личности. Таким образом, данная группа лиц, склонна к проявлению механизмов психологической защиты, препятствующих адекватному восприятию реальности, в том числе и самого себя.

Наконец, рассмотрим специфику ценностных ориентаций лиц, совершивших преступление, с выраженной реакцией физиологической возбудимости как реакции на травматическое событие. Для лиц с таким способом реагирования в качестве факторов, способствующих изменению иерархии их ценностей до момента заключения, и собственные заболевания (r=0,35; при p≤0,05). Также, преступники отмечают, что после попадания в места лишения свободы на их ценностные предпочтения в большей степени оказывал воздействие рабочий персонал в тюрьме (r=0,38; при p≤0,05).

Данный тип реакции характеризуется быстрым и легким возникновением агрессии, повышенной раздражительностью, поэтому их эмоциональные реакции более острые и конкретные. Людям, с более высоким статусом проще воздействовать на преступную личность, обладающую таким типом реакций, так как на них сложнее отреагировать посредством агрессии. В разное время к ним можно было отнести учителей, известных личностей, сотрудников тюрьмы. Не проявившиеся эмоции сказываются на человеке и могут отразиться на его ценностных ориентациях.

На основе вышеизложенных данных, можно сделать вывод, что способ реагирования на трудную жизненную ситуацию преимущественно обусловливает факторы, влияющие как на формирование, так и на трансформацию ценностных ориентаций преступника. При этом, отсутствует яркая выраженность в преобладании конкретных ценностей в зависимости от данного показателя. Данная особенность связана с тем, что наблюдается общее обесценивание со стороны преступной личности еще до момента заключения, и данная тенденция сохраняется на низком уровне после попадания их в места лишения свободы.

Обнаруженная специфика может являться мотивом к изначальному совершению преступления, так как отсутствие чего-либо значимого в жизни позволяет совершать любые поступки, не думая об их последствиях. В связи с чем, в рамках психокоррекционной работы с лицами, совершившими преступление, важным становится работа с системой ценностей, по повышению значимости различных факторов, явлений, предметов.

 

Литература:

 

  1.    Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. — СПб.: Издательство «Юридический центр пресс», 2004. — 366 с.
  2.    Двойнин А. М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. — СПб.: Речь, 2011. — 224 с.
  3.    Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Полиздат, 1985. — 431 с.
  4.    Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. — М.: ЗАО «Юнистицформ», 2006. — 528 с.
  5.    Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юритстъ, 1998. — 488 с.

6.      Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): преступная личность, травматическое событие, место лишения свободы, ориентация, лицо, способ реагирования, трудная жизненная ситуация, SPSS, момент заключения, физиологическая возбудимость.


Ключевые слова

ценностные ориентации, преступная личность, травматическое событие, избегание, вторжение, физиологическая возбудимость (гипервозбуждение)., физиологическая возбудимость (гипервозбуждение)

Похожие статьи

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Особенности ценностных ориентаций у преступной личности

Исследование посвящено изучению особенностей ценностных ориентаций у лиц, совершивших преступление. Проанализированы особенности восприятия собственных ценностных предпочтений преступной личностью. Также осуществлён сравнительный анализ субъективной ...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Похожие статьи

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Особенности ценностных ориентаций у преступной личности

Исследование посвящено изучению особенностей ценностных ориентаций у лиц, совершивших преступление. Проанализированы особенности восприятия собственных ценностных предпочтений преступной личностью. Также осуществлён сравнительный анализ субъективной ...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Задать вопрос