Школьный музей играет огромную роль в реализации образовательно-воспитательной задачи. При этом деятельность такой подструктуры отвечает требованиям ФГОСа, а также общей регионально-патриотической направленности процесса обучения.
Ключевые слова: школьный музей, краеведение, историко-культурный стандарт.
Вопрос о роли школьного музея в разные периоды истории неоднократно пересматривался. На сегодняшний же день музеи общеобразовательных учреждений благодаря своей специфике могут стать опорной базой для реализации государственных образовательных стандартов. Моей задачей является на конкретном примере установить точки пересечения между моделью личности, формируемой социальным заказом, и деятельностью «малых» музейных комплексов.
По словам В. Е. Туманова, заместителя председателя Союза краеведов России, музеям издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в распространении знаний, в приобщении к ним людей разных поколений, разных местностей, разной степени социальной подготовки: «Местные музеи всегда были и остаются главной базой овладения краеведческими представлениями, а следовательно, и понятиями об общем и особенном в обществе и природе... От любви к «Малой Родине» и изучения ее приходят к познанию всей Родины, всего мира — и национального, и интернационального» [1]. Актуальность такой нравственно-воспитательной функции музея может быть подтверждена и на примере историко-культурного стандарта. Этот документ ориентирует образовательную сферу в процессе подготовки концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории на преподавание региональной истории как необходимой составляющей развития демократического государства [2]. Таким образом, краеведческая направленность школьных музеев связана с социальным заказом общества: «чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств».
Такая подчеркнуто воспитательная направленность негосударственной части музейного фонда дополняется образовательными возможностями школьного музея: федеральный государственный образовательный стандарт выделяет необходимость формирования универсальных учебных действий и умений по получению информации из различных видов образовательных источников [4], одним из которых по праву может являться музей.
Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Наряду с макроуровнем краеведческого музееведения, примером которого является Челябинский государственный краеведческий музей, некоторые образовательные учреждения города содержат свои фонды и экспозиции, в большинстве своем связанные с героическим прошлым региона в контексте истории России. Полифункциональность школьных музеев выражается не только в получении обучающимися краеведческого знания практическим путем, но в сохранении всех тех свойств, которые присущи музею как научно-исследовательскому и культурно-просветительному институту. Однако по своему уровню школьные музеи определяют свой профиль, исходя из, во-первых, реальной возможности комплектования музейных фондов, во-вторых, лиц, проживающих в данном регионе и ставших участниками тех или иных исторических событий. Эти два слагаемых в свое время дали толчок к созданию одного из сильнейших школьных музеев города Челябинска — музея ВМФ при школе № 147. Истоки его возникновения приходятся на коренную ломку доминирующей парадигмы исторического мышления. Осуществление реформы образования в России в начале 1990-х годов подняло статус школьного краеведения до одного из обязательных элементов методики и содержания обучения детей. Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г., ввел понятие «Государственный образовательный стандарт», предписывающий необходимость учета двух компонентов: федерального и национально-регионального. Логично было бы предположить, что школьные музеи могли выполнять в учреждении образования функции межпредметного кабинета по реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.
Настоящий «краеведческий бум» подтолкнул военных моряков, сохранявших дружеские связи со времени боевых лет, организовать в связи с празднованием 300-летия Российского Флота «морской уголок» в отдаленном от прибрежной зоны городе. Администрация школы была заинтересована в подобных инициативах с точки зрения реализации государственных образовательных стандартов, а также в качестве одной из форм воспитательной работы. В поисковую работу по формированию музейного фонда активно включились юные краеведы. За короткий период времени они с помощью ветеранов-моряков собрали огромное количество предметов и материалов, связанных с морской тематикой и историей флота, которые составили основу для будущих экспозиций музея. Первым гидом открытого музея был североморец, участник Великой Отечественной войны, а на сегодняшний день полковник в отставке А.К. Митин. Он обратил внимание присутствующих на особо ценные экспонаты и призвал гостей чаще бывать в музее, передав в дар свою бескозырку [5].
На сегодняшний день музейный фонд богат своими экспозициями: «300 лет Российскому флоту», «Военно-морской флот в годы Великой Отечественной войны», «Бескозырка белая, в полоску воротник» (военная форма моряков), «Частица уральской земли» (документы и материалы о подводной лодке «Челябинский комсомолец»), «Островок Родины на Тихом океане» (музейные предметы, рассказывающие о службе атомного подводного крейсера «Челябинск»), «На службе Отечеству» (экспозиция, посвященная современным боевым кораблям, над которыми шефствуют южноуральцы) [6]. Несомненно, более значимой представляется экспозиция, посвященная южноуральским морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Для сохранения памяти о подвигах моряков 1 сентября 2009 г. на территории школы № 147 г. Челябинска, где действует Музей ВМФ, была установлена памятная стела «Уральский причал». В целом экспозиция выступает как содержательная основа для воспитательной работы в следующих формах: встречи с моряками — участниками Великой Отечественной войны, уроки мужества, празднование Дня Победы, экскурсионная и исследовательская работа. Ключевую роль музей сыграл в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 70-летию победы.
«Второй гаванью» для жителей сухопутной глубинки служит именно музей, поддерживающий дружеские связи с экипажами атомохода «Челябинск» Тихоокеанского флота и эсминцем «Безудержный» Северного флота. Переписка с военными моряками, проводы призывников на флот, встречи с командованием подшефных кораблей — подобные формы работы компенсируют образовательно-воспитательную потребность и вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства.
На базе музея созданы морское объединение учащихся и клуб любителей флота. Их в шутку называют «школьной флотилией». Ежегодно из числа школьников выбирается даже свой «адмирал» — командующий школьной флотилией. Ежегодно школьники несут почетный караул у «Вечного Огня», осуществляют возложение цветов к памятникам воинской славы.
В школьном музее учащиеся могут реализовать свой потенциал в различных видах работы: войти в совет музея, заниматься собирательской и хранительской работой, вести экскурсии, а также им доступна научно-исследовательская деятельность. Как подчеркивает руководитель музея, Терехов А.Н., музей таким образом выступает в качестве одного из факторов социализации молодежи.
Представленное выше краткое резюме истории и современной жизни музея выступает как обоснование соответствия такой формы дополнительного образования в условиях образовательного учреждения и тех целей, на которые ориентируют государственные законодательные акты и вообще в целом складывающаяся парадигма образования. К последним относятся Закон РФ «Об образовании» и Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Однако ни один из них не дает четких представлений о школьной музейной деятельности, закладывая лишь теоретические основы школьного воспитательно-образовательного процесса. Для педагога в этом отношении ценным является «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), принятое Министерством образования в 2003 году. В нем четко представлена концепция развития музея, полностью согласованная с образовательной политикой, в том числе и с упомянутым историко-культурным стандартом, внедряемым как основа будущего единого учебно-методического комплекса по отечественной истории. Так историко-культурный стандарт прописывает необходимость выделения в курсе истории Отечества значительного внимания истории регионов и локальной истории: «Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности» [2]. Концепция музея полностью отвечает заявленной цели, ориентируя преподавателей и самих учащихся на необходимость изучения истории страны сквозь призму региональной истории, патриотическое воспитание подрастающего поколения на реальных примерах, привлечение к самостоятельной исследовательской деятельности, формируя интерес к своему прошлому.
Школьный музей ВМФ, как часть локальной истории, в своей деятельности реализует государственный заказ на формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств за счет обращения к истории региона, его героическим личностям, значимости современной связи местной «глубинки» с «далекими берегами». Достигается такой образовательно-воспитательный эффект за счет непосредственного участия школьника в поисково-исследовательской работе краеведческого характера, где он является не потребителем продукта музейной деятельности, а активным ее создателем.
Литература:
- Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М., 2003. С. 1.
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Эл. ресурс] // История России [Офиц. сайт]. URL: https://vk.com/doc89461189_416852907?hash=3d59c38c7aefe87dfe&dl=4e2c1769ce7755222b(дата обращения 8.10.2015).
- Юрков И.А., Юркова Е.В. Опыт использования музейных ресурсов в образовательном процессе школы // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014. № 4. С. 50.
- Миронов А.В. Как реализовать ФГОС. М., 2012. С. 32.
- Истоки музея [Эл. ресурс] // Музей ВМФ МАОУ СОШ № 147 г. Челябинска [Офиц. сайт]. URL: https://sites.google.com/site/chelflotmuseum/home/istoria-muzea (дата обращения 8.10.2015).
- Экспозиции музея [Эл. ресурс] // Музей ВМФ МАУ СОШ № 147 г. Челябинска [Офиц. сайт]. URL: https://sites.google.com/site/chelflotmuseum/ekspozicii-muzea (дата обращения 8.10.2015).