К вопросу о защите прав и интересов российских детей при передаче их в семьи иностранных усыновителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Иващенко, М. А. К вопросу о защите прав и интересов российских детей при передаче их в семьи иностранных усыновителей / М. А. Иващенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 589-591. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23373/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

При передаче российских детей в семьи иностранных усыновителей в целях соблюдения их прав и законных интересов необходимо учитывать принцип субсидиарности, а такжепересматривать программы подготовки самих иностранных усыновителей.

Ключевые слова: усыновление, международное усыновление, программы подготовки.

 

Согласно семейному законодательству Российской Федерации, усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [4]. Приоритетом является и то, что дети, являющиеся гражданами нашего государства, могут быть усыновлены иностранными гражданами только в случае, если не представляется возможным передать детей в семьи граждан Российской Федерации. Данная норма предусмотрена и в Гаагской конвенции 1993 года «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» [1], в которой сказано, что иностранное усыновление может предоставить ребенку преимущества, связанные с наличием постоянной семьи, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения.

Дети нуждаются в защите их законных прав и интересов, а также на создание благоприятных условий для их жизни, здоровья и гармоничного развития, поэтому, когда ребёнок попадает в семью иностранных усыновителей, в чужую страну, ему необходимо привыкнуть к новой обстановке, к людям, его окружающим, языку, культуре и укладу жизни. В любом случае, семья, которая приняла данного ребёнка, должна всячески способствовать тому, чтобы ребёнку было комфортно находиться в новой среде для его дальнейшей адаптации.

Чтобы в большей мере оградить от стресса ребёнка при его передаче в семью иностранных усыновителей, необходимо соблюдать его интересы, и прежде всего, учитывать национальные, культурные, религиозные, этнические и лингвистические особенности. П. Влаардингербройк называет это принципом субсидиарности [8, с. 34]. Это означает, что ребёнок должен воспитываться в окружении своих родственников и только, если это не представляется возможным, то необходимо искать иные решения, которые бы максимально отвечали интересам ребёнка. В любом случае, ребёнку будет лучше жить и воспитываться в семье, нежели в специализированных учреждениях.

Согласно Конституции Российской Федерации [3], дети находятся под защитой государства, из чего следует, что государство обязано принимать активное участие в их защите и созданию благоприятных для их развития условий. Это положение касается, в том числе и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом особая защита должна устанавливаться в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, которые передаются на воспитание в семьи иностранных усыновителей. Ведь, на сегодняшний день, существует острая проблема жестокого обращения с усыновлёнными детьми усыновителями — иностранными гражданами, отдельные случаи которых освещаются в средствах массовой информации. Так, например, в 2013 году, в штате Техас приёмной матерью был убит трёхлетний российский ребёнок, который скончался от многочисленных повреждений. Приёмная мать кормила ребёнка сильнодействующими психотропными препаратами, а после — избивала его.

Также из средств массовой информации стало известно о случае, который произошёл в Италии в 2014 году, когда приёмный родитель задушил усыновлённого российского пятилетнего ребёнка подушкой. При этом отмечалось, что усыновитель не предстанет перед судом. Вместо этого он будет отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Случаев жестокого обращения с приёмными детьми достаточно много. Вероятно, именно по этой причине в РФ в 2012 году был принят Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [5], который в народе принял название «Закон Димы Яковлева», названный так в честь погибшего двухлетнего российского ребёнка Димы Яковлева. Приёмный отец оставил его в закрытой машине под открытым солнцем, однако суд, в последствии оправдал усыновителя. В настоящий момент, вышеназванный закон уже запрещает передавать гражданам Соединённых штатов на усыновление в семью детей — граждан Российской Федерации. Таким образом, действовавшее ранее соглашение между нашей страной и США, подписанного в 2011 году о сотрудничестве в области усыновления, было прекращено [7].

Исходя из всего вышесказанного, в целях обеспечения конституционных гарантий детей, оставшихся без попечения родителей на жизнь, здоровье и их надлежащее воспитание, многими учёными вообще ставиться под сомнение необходимость существования такого явления как международное усыновление [См.: 9]. И хотя, представляется, что в полном запрете на международное усыновление необходимости нет, стоит отметить, что сам процесс усыновления российских граждан иностранными лицами, в своей сущности, мало чем отличается от процесса внутринационального усыновления. При данном положении дел в РФ, в процессе осуществления международного усыновления всегда будет существовать риск не соблюдения приведённого нами принципа субсидиарности, а значит, права и законные интересы детей будут ставиться под угрозу.

По мнению автора, проблему защиты прав и интересов российских детей, при передаче их в семьи иностранных усыновителей нужно решать, в первую очередь, начиная с изменения программ подготовки самих иностранных усыновителей, которым передаются на воспитание российские дети.

На сегодняшний день, существуют следующие правила: сначала, с потенциальными усыновителями проводится беседа с целью выявления мотивов и целей усыновления. С будущими усыновителями проводит работу психолог, который выявляет наличие у них воспитательных и родительских навыков [6]. В конце, после предоставления установленных законом документов, орган опеки и попечительства даёт заключение о возможности иностранных граждан быть усыновителями.

В семейном законодательстве оговаривается, что иностранные граждане, желающие усыновить ребёнка — российского гражданина, должны пройти подготовку к усыновлению в своей стране, либо пройти указанную подготовку в стране, гражданином которой является усыновляемый ребёнок. В случае если иностранные граждане, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, автор предлагает следующее: иностранные граждане должны проходить подготовку к усыновлению только на территории Российской Федерации. Это необходимо для того, чтобы максимально учитывать интересы ребенка и создавать для него благоприятные условия, а также оградить ребёнка от психотравмирующей ситуации, связанной с резкой сменой страны и передачей ребёнка в иностранную семью, с другой культурой и традициями.

Также при достаточном финансировании, возможна также и организация временного проживания иностранных усыновителей в РФ не менее 6 месяцев, с целью знакомства и обучения с языком, культурой и особенностями РФ, и с целью более близкого знакомства с самим ребёнком.

Будущим усыновителям и ребёнку в этот период (за счёт средств усыновителей) можно устраивать совместный досуг, чтобы лучше узнать характеры друг друга. С усыновителями в этот период должны работать психологи.

В этот период функции контроля должны будут возлагаться на органы опеки и попечительства. Тем самым, ребёнок будет иметь возможность жить и воспитываться в семье, уже начав привыкать к «новым» родителям (в то же время, оставаясь под контролем со стороны государства), благодаря чему, впоследствии, ему будет легче адаптироваться в другой стране.

Одним из необходимых документов, предоставляемых кандидатами в усыновители, является медицинское заключение о состоянии здоровья будущего усыновителя. По мнению автора, проходить его нужно также именно в стране, гражданином которой является усыновляемый ребёнок. После истечения указанного срока проживания в Российской Федерации, если потенциальные усыновители будут соответствовать всем необходимым требованиям, органы опеки и попечительства уже будут составлять заключение о возможности иностранных граждан, изъявивших желание усыновить ребёнка, быть усыновителями.

Таким образом, данное предложение позволит, избежать конфликта между ребёнком и усыновителями; минимизировать стрессовую ситуацию для самого ребёнка, в связи со сменой обстановки и новыми людьми, его окружающими; подготовить усыновителей к появлению усыновлённого ребенка; обеспечить безопасность ребенка от рисков жестокого обращения и причинения вреда его здоровью, благодаря чему, согласно принципу 9 Декларации прав ребёнка [2], он будет защищён от всех форм небрежного отношения и жестокости.

 

Литература:

 

1.        Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Заключена в г. Гааге 29.05.1993 года. Россия подписала данный документ (РаспоряжениеПрезидента РФ от 26.06.2000 № 241-рп) // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 712–720.

2.        Декларация прав ребёнка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.

3.        Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года // Российская газета № 237, 25.12.1993 год (с учётом поправок от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ // Российская газета, № 163, 23.07.2014 год).

4.        Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 16 (с изм. на 13.07.2015 год № 240-ФЗ // СЗ РФ, 2015, № 29 (часть I), ст. 4366).

5.        Федеральный закон от 28.12.2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7597 (с изм. на 23.05.2015 год № 129-ФЗ // СЗ РФ, 2015, № 21, ст. 2981).

6.        Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета, № 200, 31.08.2012 год.

7.        Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13.07.2011 год). Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 28.07.2012 года № 150-ФЗ. Соглашение вступило в силу 01.11.2012 года // СЗ РФ, 2012, № 47, ст. 6416 (не действует с 01.01.2013 года).

8.        Влаардингербройк П. Международное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности. Перевод Дюжевой О. А. // Семейное и жилищное право. — 2006. — № 4. — С. 34–37.

9.        Шершень Т. В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России // Российский судья. — 2010. — 12 // Сайт Юридического портала Сenter Вereg.URL: http://www.center-bereg.ru/d633.html (дата обращения: 07.11.2015 год).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, усыновитель, попечение родителей, гражданин, ребенок, семья, жестокое обращение, международное усыновление, орган опеки, РФ.


Ключевые слова

усыновление, международное усыновление, программы подготовки., программы подготовки

Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокурора в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) и его отмене

В рамках данной статьи исследуются проблемы участия прокурора в рамках гражданского процесса по делам об усыновлении (удочерении), а также его отмены. Актуализируется проблема, обусловленная тем, что зачастую данная категория дел рассматривается чрез...

Опека и попечительство

Данная статья пойдет об опеке и попечительстве — самом сложном и спорном правовом институте российского законодательства. Незащищённые слои населения: несовершеннолетние дети, некоторые группы инвалидов, зависимые, а также граждане, страдающие психич...

Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии

В магистерской диссертации проводится сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии. Исследование состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретико-мет...

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях

В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение...

Основные направления и способы дипломатической и консульской защиты прав человека

Человек, который не разбирается в международном законодательстве, не знает о своих правах на территории другого государства, может оказаться в затруднительном положении и стать беззащитным в сложной ситуации. Огромную значимость в современном мире им...

Влияние гражданства на реализацию детьми-мигрантами своих прав в стране пребывания

Гражданство играет большую и более важную роль в жизни детей, чем следовало бы. Дети без гражданства невероятно уязвимы для эксплуатации. В контексте миграции гражданство ребенка может во многом определять, где и с кем он живет. Несмотря на современн...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Ценностные ориентации родителей, воспитывающих ребёнка с расстройством аутистического спектра

Воспитание ребёнка с аутизмом изменяет условия развития личности родителей, что отражается в их ценностно-смысловой сфере. Предполагается, что смысложизненные ориентации и ценности родителей, воспитывающих ребёнка с РАС, имеют определённые, характерн...

Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокурора в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) и его отмене

В рамках данной статьи исследуются проблемы участия прокурора в рамках гражданского процесса по делам об усыновлении (удочерении), а также его отмены. Актуализируется проблема, обусловленная тем, что зачастую данная категория дел рассматривается чрез...

Опека и попечительство

Данная статья пойдет об опеке и попечительстве — самом сложном и спорном правовом институте российского законодательства. Незащищённые слои населения: несовершеннолетние дети, некоторые группы инвалидов, зависимые, а также граждане, страдающие психич...

Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии

В магистерской диссертации проводится сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии. Исследование состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретико-мет...

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях

В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение...

Основные направления и способы дипломатической и консульской защиты прав человека

Человек, который не разбирается в международном законодательстве, не знает о своих правах на территории другого государства, может оказаться в затруднительном положении и стать беззащитным в сложной ситуации. Огромную значимость в современном мире им...

Влияние гражданства на реализацию детьми-мигрантами своих прав в стране пребывания

Гражданство играет большую и более важную роль в жизни детей, чем следовало бы. Дети без гражданства невероятно уязвимы для эксплуатации. В контексте миграции гражданство ребенка может во многом определять, где и с кем он живет. Несмотря на современн...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Ценностные ориентации родителей, воспитывающих ребёнка с расстройством аутистического спектра

Воспитание ребёнка с аутизмом изменяет условия развития личности родителей, что отражается в их ценностно-смысловой сфере. Предполагается, что смысложизненные ориентации и ценности родителей, воспитывающих ребёнка с РАС, имеют определённые, характерн...

Задать вопрос