)
В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.
Ключевые слова: педагогическое общение, межличностные отношения, вербальное общение, невербальное общение, «авторитарный», «либеральный» и «демократический» стили общения.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха, в том числе и педагога.
Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов эффективного общения.
Жизнь вносит заметные коррективы в сложившиеся за последние десятилетия взаимоотношения между поколениями «отцов и детей». Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных отношений между теми, кто учит, и кого учат.
Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением.
Определение педагогическому общению впервые у нас в стране дал А. А. Леонтьев в исследовании, посвященном данной проблематике: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся» [1, с. 3].
Изучение и анализ литературы показывает, что есть и другие взгляды на эту проблему, в целом дополняющие мысль А. А. Леонтьева. «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств, а также целостная «трансляция» личности педагога, причём педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им» [2, с.58].
Определения учёных позволяют нам выделить главную идею,вокругкоторой строится понимание педагогического общения, его роль в этом процессе. Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса. Задача педагога — совместно с учеником обеспечить организацию и эффективность обучения. Какова же роль психологических факторов, влияющих на этот процесс? Вспомним, что предыдущий анализ психологических исследований привёл нас к выводу о приоритете субъект-субъектных взаимоотношений перед другими, альтернативными им — субъект-объектными. Позволим себе сделать предположение о приоритете субъект-субъектных взаимоотношений в педагогическом процессе между педагогом и учеником. Назовём это взаимодействие взаимоотношениями межличностной направленности.
Прежде чем рассматривать вопрос о применении тех или иных форм межличностных взаимоотношений в обучении, необходимо подробнее остановится на внутренних механизмах функционирования общения в педагогическом процессе. С этой точки зрения нас интересуют виды, средства, функции, стили и этапы его развития. Рассмотрим их подробнее.
Изучение научных трудов и психологических исследований по проблеме педагогического общения позволяет нам обобщённо выделить следующие его виды:
- материальное общение (осуществляемое по средствам действий),
- смысловое общение (осуществляемое по средствам слова),
- знаковое общение (осуществляемое по средствам жестов и мимики).
Среди средств педагогического общения выделим главные: это вербальные и невербальные средства, в педагогическом процессе они находятся в постоянной, живой взаимосвязи. Несмотря на их органическое соединение, подробнее остановимся на каждом в отдельности.
Речь является основным регулятором взаимодействия, характеризующим человеческий уровень общения. По своим характеристикам речь в процессе общения может быть: информационной, развлекательной, воодушевляющей, утверждающей, призывающей к действию и т. д. Она служит инструментом методологической организации материала. Среди методов выделяются такие как: исторический (последовательный), концентрический, ступенчатый и метод проблемного изложения. Существенную роль в речевом процессе играет определённая палитра оттенков речи, которая своей тональной окраской голоса, с одной стороны, выражает отношение субъекта (говорящего) к объекту (субъекту разговора), с другой стороны — оказывает воздействие тоном голоса, оттенками речи на того, к кому она обращена. В палитре речи оттенки голоса располагаются между эмоциональным воодушевлением и менторским тоном. Это как бы крайние тональные их характеристики. Штрихи голоса, динамика речи, наконец, паузы в процессе речевого общения — всё это составляет тот профессиональный арсенал вербального общения, который является частью профессионально-педагогического мастерства в руках педагога.
В этой связи преодоление конфликтности достигается, в первую очередь, на речевом уровне. Исследования учёных показывают, что пренебрежение коммуникативной направленностью речи, приводит к отсутствию контактов преподавателя с учеником. Вербальное общение — основа педагогического процесса, это один из главных инструментов, в котором все особенности педагога: его эрудиция, педагогическое мастерство, личностные особенности, знания и умения, проявляются наглядно [3, с. 5].
Средства невербального общения, в свою очередь, являются важной составляющей процесса педагогического общения. Жесты и мимика дополняют и подчёркивают речевой уровень говорящего. Они являются информацией для оценки состояния партнёра, его отношение к диалогу, позволяют скорректировать собственную позицию в общении. Выражение лица, выражение глаз, походка, жесты — всё это важнейшие компоненты общения, которые мы относим к невербальным средствам. Гармоничное сочетание вербальных и невербальных средств — важное условие эффективного взаимодействия вступающих в контакт субъектов.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов. В образовательном процессе "...это индивидуально-своеобразная манера действий» (А. А. Бодалёв), зависящая от особенностей коммуникативных умений педагога. Учёные высказывают разнообразные точки зрения по поводу стилей общения в педагогическом процессе. Н. Ф. Маслова выделяет два главных стиля: демократический и авторитарный, отмечая при этом, что «авторитарность» в общении с учеником имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. А. А. Бодалёв, в своём исследовании выделяет три стиля: автократический, либеральный и демократический. Н. А. Березовин и Я. Л. Коломинский рассматривают пять стилей отношений в педагогическом процессе: активно-положительный; ситуативный; пассивно-положительный; пассивно-отрицательный; активно-отрицательный.
Опыт педагогической работы даёт нам возможность изложить наше видение этой проблемы. Мы, выделяем три стиля педагогического общения. Это — авторитарный, либеральный и демократический. В этом определении наша позиция совпадает с позицией А. А. Бодалёва. В тоже время, каждый из трёх пунктов, особенно первый и третий, подлежат более детальной расшифровке.
Что представляет собой авторитарный стиль педагогического общения? Это, конечно, особый тон голоса, сдержанность речи, жеста, пресечение возражений со стороны ученика и т. д. Каковы результаты такого общения? Первое — возможно главное — это беспрекословное подчинение педагогу; в то же время, быстрый темп деятельности в процессе занятий, желание сделать, так, как того требует преподаватель. Возможно, это положительные стороны такого стиля общения. Каковы же его отрицательные стороны? Исследователи доказывают, что увеличение дистанции между педагогом и учеником, приводят к репродуктивным методам обучения и формализму всей системы взаимодействия.
Либеральный стиль общения, по нашему мнению, включает в себя две составляющие. Предлагаем разграничение этого понятия на: неустойчивое и нейтральное общение. Неустойчивое общение, по нашему мнению, хуже, чем авторитарное, поскольку сочувствие и сопереживание преподавателя, не подкреплённые его профессиональными умениями, воспринимаются учеником как формальные и не вызывают встречного отклика, в худшем случае — сочувствие со стороны объекта обучения. Нейтральное общение –это то, когда педагог не высказывает оценочных суждений, не проявляет заинтересованности в происходящем. В этом случае, педагог становится неинтересен ученику, и тот, в свою очередь, начинает избегать с ним контактов.
Демократическое общение подразделяется на две, различные по своему значению категории: доброжелательное и увлечённое общение. В первом случае, педагог внимательно слушает, не перебивая, своего подопечного, беседует с ним, вступая в диалог, дискуссию и т. д. У ученика, в этом случае, складывается чувство собственного достоинства, возникают условия для мотивации деятельности, что является важнейшей задачей педагогического процесса. Это доброжелательное общение. При увлечённом педагогическом общении возникает тесная взаимосвязь профессионально-творческих интересов двух субъектов учебного процесса, в котором переплетаются деловые и личные отношения в ходе их совместной деятельности. Возникает содружество и сотворчество между педагогом и учеником как результат такого общения.
Важнейшим качеством любого педагога является умение организовать взаимодействие с обучаемыми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Это приводит нас к мысли об определённых способностях, необходимых для осуществления плодотворной педагогической работы. Способность взаимодействовать с учеником — признак коммуникативной способности педагога. Способы взаимодействия с воспитанником говорят, с одной стороны, о качествах коммуникативных способностей, с другой — о личностных качествах самого преподавателя и его психолого-педагогической направленности в процессе обучения.
Педагогическая деятельность в профессиональном отношении предполагает понимание структуры и знание законов педагогического общения. Это говорит о необходимости развития коммуникативных способностей и достижении определённого уровня коммуникативной культуры преподавателя. Оптимальное педагогическое общение, по мнению А. А. Леонтьева, то, которое способствует развитию мотивации в процессе обучения и обеспечивает творческий характер его протекания, создаёт благоприятный эмоциональный климат, снимает психологические барьеры во взаимодействии и т. д.
Педагогический опыт и деятельность выдающихся педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского показывает, что именно владение общением (с учениками, учащимися, студентами) как инструментом воздействия, во многом обеспечивает эффективность учебного и воспитательного процесса. Это позволяет сделать вывод о том, что общение в педагогических условиях не только коммуникативный или социально-психологический, но и профессионально-этический феномен. И действительно, обучение, в котором каждый элемент взаимодействия «освящён» нравственным опытом педагога, воспитателя, приобретает истинно высокое звучание в плане преемственности человеческой культуры. Но для практической реализации таких установок необходимо овладеть и постоянно совершенствовать «технологию» взаимодействия, технику общения с учениками самого разного уровня умственного, физического и психологического развития.
Крометого, педагог должен учитывать целый ряд индивидуальных способностей и психологических особенностей ученика, а также индивидуальные особенности своего общения и планируемые методы воздействия. Здесь наблюдается следующая зависимость: методика работы педагога с учеником опосредуется системой общения. С другой стороны, избираемые пути общения обусловливаются стратегией избранной методики педагогического воздействия.
Прежде всего, продуктивно-организованный творческий процесс педагогического общения должен обеспечить благоприятный психологический контакт между педагогом и учеником, превратив их, тем самым в субъектов по общению, а характер их взаимодействия вывести на уровень субъект-субъектного межличностного взаимодействия. Общение на этом уровне обеспечивает перевод ученика с привычной для него позиции ведомого на позицию сотрудничества, а следовательно, превращает педагога и воспитанника в субъектов педагогического творчества. Это, в свою очередь, создаёт условия для формирования положительной мотивации обучения; способствует творческому раскрытию и самореализации личности как педагога, так и учащегося. Вместе с тем, на основе психологического контакта строится система педагогических и воспитательных отношений, что способствует формированию познавательной направленности личности, а также преодолению психологических барьеров в процессе учебной деятельности (возрастных и эмоциональных). Продуктивно-организованное педагогическое общение помогает построить целостную социально-психологическую структуру учебного процесса.
Следует отметить, что продуктивность общения находится в прямой зависимости от отмеченных в нашем исследовании педагогических качеств, которыми являются коммуникативные способности преподавателя. Продолжая эту мысль, добавим, что способность к общению с учеником должна быть основана на твёрдом фундаменте любви к нему, на том, что называется профессионально-педагогической направленностью личности преподавателя. «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с людьми... педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него» [4, с.134]. В процессе этой деятельности развивается и призвание к ней.
Таким образом, по ходу нашего изложения сделаем некоторые выводы. Общение даёт возможность оценивать, анализировать, диагностировать личность; выявлять и узнавать качества, интересы личности, мотивы деятельности и её способности; позволяет корректировать и согласовывать цели настоящего и будущего взаимодействия.В педагогической деятельности общение выступает как своеобразный источник развития личности. Оно преобразуется в зависимости от целей, содержания, способов и форм организации учебно-воспитательной деятельности. Коммуникативные способности и умения педагога делают процесс обучения плодотворным. Межличностный характер взаимодействия педагога и ученика, основывающийся на фундаменте межсубъектных взаимоотношений, создают условия для педагогического сотрудничества, которое, в свою очередь, является основой организации творческого процесса обучения.
Литература:
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Знание. — М., 1979г. — 3 с.
- Щукина Г. И. К вопросу о критериях ценности педагогических исследований. // Советская педагогика. — 1972. — № 9.С 78
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. С 350.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым учителем школы. 2-е издание Москва: Просвещение,1979. С 134.
- Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982г. С 101.