Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники.
Г. Клаус
Программа
дополнительного образования «Шахматы детям»
Пояснительная записка
Шахматы – это целый мир, познав его, можно узнать много нового и интересного.
Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения, а также при использовании деятельностного подхода.
Программа имеет интеллектуальную направленность и предназначена для расширения кругозора детей, развития интеллектуальных способностей, развития универсальных учебных действий.
Актуальность. Обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Эти проблемы можно решить с помощью обучение детей играть в шахматы. Ведь эта игра учит ребят самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребёнка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход.
В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребёнок умеет планировать своё время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.
Некоторые дети, поступая в школу, плохо ориентируются на плоскости листа, стола и поэтому занятия по шахматам очень важны. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребёнку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребёнка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству – в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Новизна программы. Отличительной особенностью этой программы является направленность на формирование интеллектуальных способностей воспитанников посредством обучения игры в шахматы. В данной программе будет реализовываться педагогическая идея формирования у дошкольников универсальных учебных действий – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостного образования в целом;
- системность организации педагогического процесса;
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Программа направлена на:
- создание условий для интеллектуального развития ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Цель. Создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
2. Дать детям понятие о шахматах, фигурах.
3. Формировать познавательный интерес к этой игре.
4. Развивать мышление, память.
5. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.
Организация педагогического процесса
Каждое занятие сопровождаются познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки). Программа предполагает использование на занятиях различных видов деятельности: игровой и продуктивной. Каждый ребёнок занимается в соответствии со своими возможностями.
Большое внимание в работе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз, необходимо следить за осанкой.
Сначала дети знакомятся с историей возникновения шахмат, затем с шахматной доской, позже отдельно с каждой шахматной фигурой, её передвижением, ценностью этой фигуры, с начальным положением фигур на доске. А потом уже детям объясняется, что такое шах, мат, ничья, рокировка. Проводятся игры на шахматную тематику, детям даются шахматные задачи и этюды. И лишь после этого дошкольники подводятся к игре в шахматы. За малейшие успехи ребят следует хвалить, чтобы у них не пропал интерес к игре. При систематической работе дошкольники без труда овладевают игре в шахматы.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- практическая игра;
- участие в турнирах и соревнованиях.
Структура занятия включает в себя 3 части:
- Вводную – теоретическую часть (сюрпризный момент или проблемная ситуация);
- Физкультминутка;
- Основную – практическую часть (объяснение нового материала, закрепление пройденного материала и т.д.)
- Заключительную – подведение итогов.
Методические приёмы обучения:
- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные и др.;
- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
- наглядный: иллюстрации, показ и др.;
- практический: выполнение практических действий детьми.
Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей дошкольников, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворить свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется два раза в неделю. Длительность занятия – 25 – 30 минут.
Проблема преподносится ребёнку на эмоционально-чувственном уровне, в форме сказочно-творческого поиска с препятствиями и сюрпризами.
Виды интегративной детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Показателями результативности реализации программы кружка являются:
- более отчетливые представления об истории возникновения шахмат;
- знание правил игры в шахматы;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;
- развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
- рост уровня любознательности у детей;
- пополнение словарного запаса дошкольников шахматными терминами.
Техническое оснащение процесса: компьютер для просмотра презентаций; мультимедийный проектор, мультимедийная доска.
Материальное оснащение процесса:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- комплекты шашек;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
(вырезанные из старых картонных шахматных досок или изготовленные из цветной бумаги или картона);
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования;
- краски;
- книжки с рассказами, сказками про шахматы;
- дидактические игры, игрушки.
Возраст детей: 5-6 лет.
Мониторинг результативности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, спомощью тестов,фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме наблюдения и опроса.
- итоговый контроль, обследования уровня развития умений и навыков детей
проводится в конце учебного года.
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий. Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний. Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий. Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
ФИ ребёнка |
Достижения детей |
Итог |
||||||||
Знает шахматные термины |
Знает название шахматных фигур |
Знает правила хода |
Ориентируется на шахматной доске |
Играет каждой фигурой |
Правильно располагает доску |
Правильно располагает фигуры |
Умеет перемещать фигуры |
Решает простые шахматные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Форма проведения |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие «История возникновения шахмат» Цель: познакомить детей с шахматами; вызывать у детей интерес к игре в шахматы |
презентация |
1 |
|
2 |
«Первое знакомство с шахматами» Цель: познакомить детей с шахматами |
Беседа |
1 |
|
3 |
«Волшебная доска» Цель:познакомить с видом шахматной доски; пополнять знания дошкольников; |
Беседа, игровое занятие |
1 |
2 |
4 |
«Знакомство с Чёрно-белым королевством» Цель: познакомить детей с шахматными фигурами |
презентация |
1 |
|
5 |
«Знакомство с жителями Чёрно-белого королевства» Цель: продолжать знакомить детей с шахматами |
Беседа, игровое занятие |
|
1 |
6 |
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» Цель: познакомить детей с ещё одной фигурой из королевской свиты – ладьёй, её расположением и ходом |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
7 |
«Вежливые слоны» Цель: познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном («офицером»), с его расположением и ходом |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
8 |
«И Король жаждет боя» Цель:познакомить с шахматной фигурой – королём, его расположением и передвижением |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
9 |
«Могучая фигура» ферзь Цель:познакомить с самой сильной и могучей фигурой в шахматах – ферзём, его расположением и передвижением |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
10 |
«Ни шагу назад» Цель: познакомить с названием шахматной фигуры – пешкой, её расположением и ходом |
Беседа, игровое занятие |
1 |
3 |
11 |
«Прыг, скок и вбок» Цель: познакомить с шахматной фигурой – конём, его расположением и передвижением |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
12 |
«Жители Чёрно-белого королевства» Рисование Цель: закрепить знания детей; |
Рисование |
|
1 |
13 |
«Моя любимая шахматная фигура» Цель: закрепить знания детей |
Лепка |
|
1 |
14 |
«Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур» Цель: познакомить детей с ценностью каждой шахматной фигуры |
Беседа |
1 |
|
15 |
«Начальное положение фигур» Цель: познакомить детей с начальным положением шахматных фигур |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
16 |
«Шахматная нотация. Запись позиции» Цель: познакомить с понятием «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии |
Беседа, игровое занятие |
1 |
2 |
17 |
«Что такое шах, мат и пат» Цель: познакомить с данными понятиями |
Беседа, игровое занятие |
1 |
4 |
18 |
«Шахматная рокировка и все о ней» Цель: дать дошкольникам понятие о рокировке |
Беседа, игровое занятие |
1 |
2 |
19 |
«Линейный мат двумя ладьями» Цель: научить детей поставить самый простой мат |
Беседа, игровое занятие |
1 |
1 |
20 |
«Решение шахматных задач и этюдов» Цель: закрепить знания детей |
Решение задач |
|
3 |
21 |
«Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат» Цель: познакомить детей с данными понятиями |
Беседа, игровое занятие |
1 |
2 |
22 |
«Гроссмейстеры» Цель: познакомить детей с гроссмейстерами |
Презентация, беседа |
1 |
|
23 |
«Занимательные шахматные истории» Цель: развивать любознательность |
Чтение |
|
2 |
24 |
Сказка: «Шахматный турнир» Инсценировка Цель: развивать творческие способности детей |
Игра-драматизация |
|
1 |
25 |
«История шахмат» Викторина Цель: уточнить знания детей об истории шахмат |
Викторина |
|
1 |
26 |
«Решение шахматных задач и этюдов» Цель: закрепить знания детей |
Решение задач |
|
3 |
27 |
«Мы играем в шахматы» Цель: продолжать закреплять умение детей играть в шахматы |
Практическая игра |
|
6 |
28 |
«Моя любимая шахматная фигура» Цель: проверять знания детей о шахматных фигурах |
Аппликация |
|
1 |
29 |
«Мы играем в шахматы» Цель: продолжать закреплять умение детей играть в шахматы |
Практическая игра с записью шахматной партии |
|
6 |
30 |
Викторина «Что мы знаем о шахматах» Цель: выявить знания детей о шахматах |
Викторина |
|
1 |
31 |
Итоговое занятие «Шахматный турнир» Цель: закрепить знания детей в игре |
Практическая игра, турнир |
|
1 |
Итого |
68 занятий |
|
|
|
Литература:
- Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.Г. Гришин.- М.: Просвещение, 1991.- 158с.
- Гришин, В.Г. Играем в шахматы / В.Г. Гришин //Дошкольное воспитание. – 1991.-
- № 4. – С.16-19; - № 5. –С.23-26; - № 6. –С.37-39; - № 7. –С.27-30; - № 8. –С.31-34. - № 9. –С.40-43; - № 10. –С.31-34; - № 11. –С.28-30; - № 12. –С.33-37.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин.- М: АСТ, Астрель, 2008.- 288с.
- Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране / И.Г. Сухин. - М.: Педагогика, 1991. – 144с.
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. - М.: Новая школа,1994. - 160 с.
- Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны /И.Г. Сухин. - М.: Просвещение, 1997.