Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Бубнива, Е. В. Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества / Е. В. Бубнива. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23394/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

К.Д. Ушинский

Идея использования фольклора имеет давнюю историю и одним из значений рассказывания сказок детям – передача накопленного опыта будущим поколениям. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако обучение математике, как и любой другой науке, начинается с накопления опыта, который позволит малышу на практике познавать этот окружающий мир, понимая значимость счета, вникая в логику поставленной задачи. Необходимо создание мотивации, которую вполне может дать сказка. Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной. Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила); как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Структура занятий: знакомство с фольклором, рассуждение, беседа по сюжетной линии, выявление проблемы (согласно плану работы), выход из проблемной ситуации, рефлексия.

Загадка.

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке»

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Например, загадку:На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Скороговорка.

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.

В один клин, Клим, колоти.

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Пословицы и поговорки.

На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Например: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Первый блин всегда комом.

Жить в четырех стенах.

Пятое колесо в телеге.

Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно». Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе». Многие поговорки строятся на гиперболе: «Заблудился в трех соснах».

Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.

Считалки.

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет. Г.С.Виноградов выделил из всего пестрого считалочного материала – считалки-числовки в отдельную группу, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать следующие считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:

- усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»;

- будут способствовать развитию счёта на слух;

- развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.

Сказка.

Сказка является главным источником, из которого ребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Она аккумулирует в себе все фольклорные элементы. Для ребенка сказка проста и понятна, поэтому она способна повести за собой раскрывая удивительный мир математики.

Использование сказок в изучении математических представлений детьми получило название «Математический фольклор», который поможет сформировать не только математические представления, но и приобщить детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научит делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции. Эффективность данной работы доказана ведущими педагогами педагогики, но каждый раз увлеченные педагоги находят, изюминки чтобы сделать свою работу более продуктивной.

Игровой сеанс с детьми первой младшей группы

«В гостях у трёх поросят»

Задачи: Учить детей составлять изображение домика по образцу из геометрических фигур, определять пространственное расположение деталей домика. Закреплять знание о цвете и форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умение определять размер предметов. Развивать память, мышление, смекалку, познавательную инициативу дошкольников (любознательность). Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей (геометрические фигуры). Развивать детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, дружеские взаимоотношения между детьми, желание прийти на помощь к героям сказки.

Методы и приемы. Сюрпризный момент, беседа, решение проблемной ситуации, художественное слово, постановка вопросов, практическая деятельность детей, действие по инструкции.

Оборудование. Куклы би-ба-бо: волк, три поросёнка; три дорожки (ленточки: красная, жёлтая, синяя); домики трёх поросят (большой, средний, маленький); геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (демонстративный материал); фланелеграф; корзина; набор геометрических фигур, воздушные шары – по количеству детей.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросёнка».

Ход игрового сеанса

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я принесла вам приглашение, а кто приглашает вас в гости, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Мы втроём в лесу живём

Громко песенки поём

Нам не страшен серый волк

У нас очень крепкий дом. /Три поросёнка/

Ребята, а вы знаете из какой сказки эти сказочные герои? /Из сказки «Три поросёнка»/. А вы знаете, как их зовут? /Ответы детей/. Правильно, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Хотите отправиться в гости к трём поросятам? /Ответы детей/. Отправляемся в путешествие!

Воспитатель. Посмотрите, перед нами три дороги: синяя, красная, жёлтая. Как нам узнать, по какой дорожке идти? /Ответы детей/. Слушайте задание: «Эта дорожка не красная и не синяя. По какой дорожке мы пойдём? /По жёлтой дорожке/. Правильно, вы выбрали нужную дорожку.

Дети идут по жёлтой дорожке. Подходят к домикам трёх поросят, рассматривают их.

Воспитатель. Мы с вами пришли к домикам трёх поросят. Сколько домиков вы видите? /Три/. Как вы думаете, кто в каком домике живёт? Почему вы так решили? /Ответы детей/. Старший брат живёт в большом домике, потому что он самый большой, средний брат – в среднем, а младший брат – в маленьком, потому что он самый маленький.

Воспитатель. Только поросят почему-то не видно. Интересно где они? Ребята, давайте позовём поросят. /Дети зовут поросят/. Поросята, вы дома?

Появляется волк (кукла би-ба-бо), подходит к детям. Волк сообщает детям о том, что пришёл в гости к поросятам, а их нет дома.

Воспитатель. Волк, а может ты их съел? /Волк отвечает, что не ел поросят/. А где же поросята?

Появляются поросята с корзинкой в руках, здороваются с ребятами и волком. Поросята сообщают, что принесли кирпичики. И теперь волк сможет построить себе домик.

Волк начинает строить дом, у него ничего не получается. Поросята смеются. Волк сердится.

Воспитатель. Поросята, как вам не стыдно. Нужно помочь волку. Ребята поможем волку построить дом? /Да/.

Поросята просят прощения и предлагают спеть песню, чтобы строить было веселей.

Физкультминутка «Зарядка». /Дети выполняют движения в соответствии с текстом/.

Звери делают зарядку

Кто вприскочку, кто вприсядку,

Кто-то плечи поднимает, кто-то плечи опускает.

Сделаем руками взмах - вправо мах, влево мах,

Полу присед и наклон.

Всем гостям пошлём поклон.

Стройными, красивыми все хотим мы стать,

Добрыми и сильными, чтобы весь мир обнять!

А теперь за работу. Ребята, мы будем строить домик для волка. А поросята посмотрят, какие домики у вас получатся.

Воспитатель показывает на фланелеграфе изображение домика, составленного из геометрических фигур.

Воспитатель. Из каких геометрических фигур состоит домик, какой они формы и цвета? /Ответы детей/. Перед вами лежат геометрические фигуры. Выберите те фигуры, которые понадобятся для строительства дома. Домик должен получиться точно такой, как на фланелеграфе.

Дети составляют изображение домика из геометрических фигур по образцу.

Воспитатель. Молодцы ребята. Какие красивые домики у вас получились. Скажите, какие геометрические фигуры вы использовали для его строительства? /Ответы детей/.

Волк рассматривает домики, благодарит детей. Сообщает о том, что он не умеет различать геометрические фигуры. Просит детей: «Ребята, научите меня узнавать геометрические фигуры».

Воспитатель. Ребята, научим волка узнавать геометрические фигуры? /Ответы детей/. Я загадаю вам загадки о геометрических фигурах, а вы отгадаете их и расскажете, что вы знаете об этих фигурах.

Загадки. Четыре угла, четыре сторонки,

Похожи, точно родные сестрёнки.

В ворота его не закатишь как мяч

И он за тобою не пустится вскачь. /Квадрат/.

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины. /Треугольник/.

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку, и на крышку, на кольцо и колесо.

Кто же я такой друзья? /Круг/.

Четыре угла, четыре сторонки, но не квадрат. /Прямоугольник/.

Дети разгадывают загадки, показывают нужную геометрическую фигуру, объясняют, почему они выбрали эту фигуру.

Волк благодарит детей: «Спасибо, вам вы научили меня узнавать фигуры и построили дом для меня». Предлагает поиграть в игру с воздушными шарами.

Воспитатель. Ребята, раньше волк сдувал дома. Сколько домов он сдул? /Два/. А теперь он дует на шары. Уж очень ему нравиться дуть.

Воспитатель вносит воздушные шары. Проводится дыхательная гимнастика «Сдуй шарик». Дети дуют на воздушные шары, подвешенные на ниточке.

Воспитатель. Ребята, пришла пора прощаться и возвращаться в детский сад.

Дети прощаются со сказочными персонажами, возвращаются на стульчики по жёлтой дорожке, по которой пришли в сказку.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Чему научились? Что понравилось больше всего? Что было трудно? Вместе мы справились со всеми трудностями. Мне было очень интересно с вами общаться.

E:\2015 Бубнива На округ\Катя Фото Воспитат. года\DSCN0912.jpg

Литература:

  1. Бокшиц Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.
  2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.
  3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //Дошк. воспитание. – 1991.-№9.-С.16-22.
  4. Знакомим дошкольников с математикой /авт.-сост. Л.В.Воронина, Н.Д.Суворова. – Сфера.-2011.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком - М:1990.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Ответ детей, поросенок, фигура, волк, воспитатель, домик, загадка, ребята, желтая дорожка.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Задать вопрос