«…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
В современных школах учебные программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период. По мнению ученых именно в дошкольном детстве должно быть положено естественное начало непрерывности процесса информатизации и компьютеризации образования. Экспериментальные данные о применении новых информационных технологий в детских дошкольных учреждениях свидетельствуют о положительной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии компьютера на процесс воспитания и обучения дошкольников, о роли компьютерных средств деятельности в развитии познавательных процессов (мышления, внимания, воображения).
Введение в систему работы компьютерного кружка «КОМПИК» дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального развития ребёнка. Такими дидактическими средствами являются логики – математические игры и головоломки: блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, головоломки Пифагора, игры Б.П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и др. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей детей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затратвремени и сил.
Способности, развиваемые компьютером, без дополнения логическими могут и не развиться, например способность к теоретическому мышлению, без которой дошкольнику трудно совершать операции в уме, не осуществляя видимых практических действий.
Педагоги должны знать, что компьютерные игры не заменяют обычные, а лишь дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями, а мысль ребёнка – новыми «механизмами». Для полноценного использования нового, более высокого по уровню класса игр, требующих от ребёнка умения оперировать символами, обобщёнными образами, возникающими и создаваемыми им самим на экране, ему необходимо иметь достаточно развитое мышление, творческое воображение. Все эти психические процессы формируются у ребёнка в его многообразной практической деятельности на занятиях и в игре.
Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы ребенок замещает моделями геометрических фигур из которых состоят компьютерные логико-математические игры. Например, дети могут себя почувствовать инженерами – проектировщиками, строителями и др. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие на мониторе компьютера. Так мы учим детей планировать способы и порядок выполнения задания в компьютерной работе.
Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют «предметных» игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими.
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. Программа дополнительного образования «КОМПИК» педагогически целесообразна, т.к. полученные дошкольниками знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, готовят ребёнка к поступлению в школу.
Данная программа имеет научно-познавательную направленность. Занятия направлены на обучение одарённых дошкольников проектированию как универсальному умению.
Программа дополнительного образования
«КОМПИК»
Введение.
Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств, для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.
Академик А. М. Матюшкин отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе и дошкольном возрасте.
Раскрытие одаренности часто сопряжено с появлением особых проблем в процессе воспитания и развития дошкольников. Многие несомненные достоинства одаренного ребенка подчас оборачиваются не совсем приятными и не понятного для взрослого сторонами, специфическими проблемами и трудностями.
А. М. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Основные структурные компоненты одаренности – это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирование и предвосхищение, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
По мнению Матюшкина одаренность развивается на основе врожденных задатков, ее развитие происходит только в условиях деятельности и тесно связана с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Согласно его концепции, творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Одаренность – развивающиеся творчество.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
Эта программа составлена для старшей группы на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В. Горячев, Н.В. Ключ). Использовались пособия: «Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников», «Все по полочкам» (рабочая тетрадь), а так же компьютерные программы.
Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.
В связи с этим и возникла необходимость создания программы «КОМПИК» в нашем детском саду.
Цель программы. Создание условий для формирования предпосылок компьютерной грамотности в ходе построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое и интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи программы:
- Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации;
- Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере;
- Сформировать начальные навыки работы за компьютером: познакомить с манипулятором «Мышь»; познакомить с клавиатурой;
- Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
- Воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата;
- Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, и т.п.), выполнять с предметами определенные действия.
Новизна.
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Программа по компьютерной грамотности «КОМПИК» построен по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитан для детей 5-6 лет, на 1 года обучения.
Он согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В. Горячева.
Программа «КОМПИК» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Отличительные особенности.
В современном мире неумение пользоваться компьютером подобно безграмотности. И, подобно грамоте, компьютер лучше всего осваивать с детства.
Данная программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями.
Отличительная особенность программы «КОМПИК» состоит в том, что эта программа разработана в детском саду впервые и учит детей навыкам работы с компьютером (мышью, клавиатурой). Программа разработана на основе методических рекомендаций «Все по полочкам» А.В Горячева, Н.В. Ключ и познавательной сказке «Путешествие в Цифроград» Т.А Шорыгина. Игровые задания основаны на дидактических играх по математике, конструировании, играх с буквами и словами: программа «Буквария» З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий и программа «Фантазёры» волшебный конструктор И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая. Игры с буквами и словами являются компьютерной поддержкой букваря и рассчитаны на работу со звуками речи. Использование заданий способствует формированию навыков чтения, развитию творческих способностей ребенка, логического и алгоритмического мышления, речи, расширению словарного запаса, формированию умения работать по заданному условию.
Организация образовательного процесса
Методы и приемы: практические и игровые, экспериментирование моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
индивидуальная самостоятельная работа воспитанников;
групповые формы работы;
фронтальные;
самооценка выполненной работы;
дидактическая игра.
Структура игрового занятия
Дидактическая игра
Практика
Теория
Физкультминутка
Работа в тетради тет.
те
Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 5-6 лет. Длительность одного занятия – 25 минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; должны проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка
Ожидаемые результаты
Ребенок узнает:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
сущность понятия алгоритма ввода информации, правила работы с исполнителями алгоритмов, основные функции графического редактора;
Ребенок будет уметь:
иметь навык работы с клавиатурой, мышкой, ориентироваться на экране монитора;
пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя;
пользоваться игровыми и обучающими программам
Средства для реализации программы
Компьютерный класс:
Рабочее место для педагога; рабочие места для воспитанников (столы, стулья);
Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей, для получения новых знаний и закрепления навыков работы;
Компьютеры объединены в локальную сеть, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН;
Интерактивная доска;
Доска;
Раздаточный материал;
Тетради с игровыми заданиями на каждое занятие;
Игры – головоломки;
Раздаточный материал;
Демонстрационные дидактические игры;
Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.
Развивающая среда:
Игры на составление плоскостных изображений предметов
Обучающие настольно-печатные игры
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов
Геометрические мозаики и головоломки
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
Простой карандаш
Набор цветных карандашей
Компьютерные развивающие игры
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия
|
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
«Знакомимся с компьютерным классом» |
1 |
0 |
2 |
«Правила безопасности в компьютерном классе» «Выделение признаков предмета» работа в тетрадях |
1 |
0 |
3 |
«Начинаем изучать компьютер. Подарок папы» «Выделение признаков предмета» работа в тетрадях |
1 |
0 |
4 |
«Продолжаем изучать компьютер. Встреча друзей в Цифрограде» «Формирование понятия «функция» » работа в тетрадях |
1 |
0 |
5 |
«Наш компьютер. Системный блок» «Формирование понятия «функция» » работа в тетрадях |
0,7 |
0,3 |
6 |
«Что такое монитор?» «Сравнение признаков предметов» |
0,7 |
0,3 |
7 |
«Зачем компьютеру клавиатура?» «Сравнение признаков предметов» |
0,7 |
0,3 |
8 |
«Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Цифроград. Улица Буквария» «Сравнение признаков предметов» |
0,7 |
0,3 |
9 |
«Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Цифроград. Улица Буквария» «Формирование понятия «часть – целое» |
0,7 |
0,3 |
10 |
«Строчные и заглавные буквы. Цифроград. Улица Буквария» «Разбиение группы на подгруппы» |
0,7 |
0,3 |
11 |
«Кнопочки и пальчики. Цифроград. Улица Буквария» «Выделение подгруппы в группе» |
0,7 |
0,3 |
12 |
«Кнопочки и пальчики. Цифроград. Улица Буквария» «Соотнесение элементов двух групп между собой» |
0,7 |
0,3 |
13 |
«Кнопочки и пальчики: цифровой ряд. Цифроград. Переулок Цифорки» «Упорядочение предметов» |
0,7 |
0,3 |
14 |
«Кнопочки и пальчики. Цифроград. Переулок Цифорки» «Закономерность в расположении предметов» |
0,7 |
0,3 |
15 |
«Компьютерная мышь» «Закономерность в расположении предметов» |
0,7 |
0,3 |
16 |
«Последовательность событий» |
1 |
0 |
17 |
«Принтер, сканер, модем» «Разбиение действий на этапы» |
1 |
0 |
18 |
«Формирование понятия алгоритм» |
1 |
0 |
19 |
«Формирование понятия алгоритм» |
1 |
0 |
21 |
«Формирование понятия алгоритм» |
1 |
0 |
22 |
«Рабочий стол» «Кодирование действий условными знаками» |
0,7 |
0,3 |
23 |
«Кодирование действий условными знаками» |
0,7 |
0,3 |
24 |
«Файлы и папки» «Формирование понятия «логическая операция «И»» |
0,7 |
0,3 |
25 |
«Играем в игры и устанавливаем программы» «Формирование понятия «истинное и ложное высказывание»» |
0,7 |
0,3 |
26 |
«Смотрим картинки, слушаем музыку, пишем текст» «Формирование понятия «отрицание»» |
0,7 |
0,3 |
27 |
«Выходим в Интернет» «Формирование понятия «отрицание»» |
0,7 |
0,3 |
28 |
«Отправляем электронные письма» «Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками» |
0,7 |
0,3 |
29 |
«Компьютерные вирусы» «Задачи на смекалку» |
0,7 |
0,3 |
30 |
«Развитие творческого воображения» |
0 |
1 |
31-32 |
Повторение. Подведение итогов. |
0 |
1 |
Мониторинг освоения программы
ФИО ребёнка |
Практические |
Информационные |
Психические процессы |
Итог |
||||
Владение «мышью» |
Владение «клавиатурой» |
Выполнение правил ТБ |
Знание компьютерной терминологии |
Память |
Внимание |
Мышление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
- Горячев А.В. «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников - М.:2014
- Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5- 6 лет» - М.: 2014
- Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М.: 2014
- Дуванов А. Изучаем компьютер - М.: Эксмо, 2012
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
- Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Знакомимся с компьютером. - М.: 2012
- Диски из серии: «Буквария» обучение чтению «Диагностическое лото», «Фантазёры» волшебный конструктор.