Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты!
Б. П. Никитин
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.
В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича.Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес - познание – творчество» - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».
Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.
Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»).
Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий.
Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах.
Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке. На самом деле Фиолетового Леса в природе нет, поэтому его внешний облик будет немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк это мир занимательной математики, в котором дети знакомятся с персонажами Магноликом, забавными зверятами-цифрятами и играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Черепашками».
Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним.
Фиолетовый лес (игры и персонажи)
Развивающая среда |
Игры |
Персонажи |
«Чудесная поляна» |
«Геоконт», «Квадрат Воскобовича» |
Паучок – внучок (весёлый, общительный, любит играть) |
«Цифроцирк» |
«Фонарики», «Черепашки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра» |
Магнолик (директор Цифроцирка, Великий Маг и Повелитель Нуля, умный и таинственный), Ёжик-наездник, Зайка-укротитель», Мышка-гимнастка, Крыска-силачка, Пёс-жонглёр (артисты Цифроцирка, одновременно игровые персонажи и цифры, весёлые, активные, как настоящие артисты) |
«Чудо-острова» |
«Чудо-крестики». «Чудо-соты» |
Пчёлка Жужа (художница, составляет картинки из частей игр), Китёнок Тимошка (творческая натура, любит придумывать и сочинять), Галчонок Каррчик (Легкомысленный и часто ошибается), Краб Крабыч (самый умный, любит сложные задачи ивопросы) |
«Поляна Чудесных цветов» |
«Чудо-цветик» |
Девочка Долька (нежная. хрупкая, впечатлительная, лепесток цветка) |
«Голубой ручей» |
«Кораблик «Плюх-плюх» |
Гусь-капитан (строгий. Ответственный, даёт чёткие и правильные команды), Лягушки-матросы (старательно выполняют все команды капитана) |
«Ковровая полянка» |
«Коврогаф «Ларчик», «Лепестки» |
Лопушок (серьёзный, умный. Часто выручает гусеницу Фифу), Гусеница Фифа (модница и воображуля, думает о шляпках, украшениях и нарядах, часто отвлекается по пустякам) |
«Поляна загадочных следов» |
«Логоформочки» |
Крутик По (следопыт, ищет следы в Фиолетовом Лесу) |
Всё содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При её организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа. Участвует как умный опытный товарищ, не спешит ответить за ребёнка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а даёт возможность малышу подумать и принять и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук.
Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых.
Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную.
Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми.
Игровая ситуация «Подарок для девочки Дольки»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения, интеллектуально-творческих способностей детей с помощью развивающих игр Воскобовича.
Задачи.
Учить конструироватьконтур «ваза» по заданным точкам в игре «Геоконт». Развивать познавательную активность, умение трансформировать фигуры, конструктивные способности, умение выполнять поставленную задачу по указанию воспитателя. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, умение получать положительные эмоции, совершая приятные для других поступки.
Оборудование: развивающие игры Высоковича: «Геоконт».
Ход.
Воспитатель. Нравиться ли вам получать подарки? Что вы чувствуете при этом? Нравиться ли вам дарить подарки другим? А как вам кажется – дарить подарки так же приятно, как их получать? /Ответы детей/.
Паучок решил подарить Девочке Дольке вазу. Ваза была очень красивая. Паучок любовался красотой вазы, но неожиданно она выскользнула из его лап, упала и разбилась. Паучок очень огорчился. Ребята, как можно помочь Паучку? /Ответы детей/. Мы поможем Паучку найти новую вазу.
Воспитатель предлагает детям выложить вазу на поле игры «Геоконт»по заданным точкам. Этапы конструирования вазы: дети самостоятельно выкладывают большой квадрат на поле игры «Геоконт» (Ф-4, К-4, Ж-4, Г-4), затем самостоятельно трансформируют квадрат в вазу по заданным точкам (Ф-1, Ф-3, К-3, К-1, Ж-4, Г-4).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, понравиться ваза Паучку? /Ответы детей/. Предлагаю вам нарисовать вазы на открытках и подарить их. /Дети рисуют вазы, украшают их узорами/.
Воспитатель. Пришёл Паучок к Девочке Дольке и подарил открытки с вазами, рассказал, что это ребята помогли ему нарисовать вазы. Она посмотрела на вазы и очень обрадовалась.
Литература:
- Воскобович Т.М., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб.. 2007.
- Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трёх до семи. СПб. 2003.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990.
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». СПб. 2012.