Только то, в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я. А. Коменский
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры.
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.
Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы:
игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет
Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет:
- Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
- Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
- Формирование способностей к моделированию.
- Формирование дочисловых математических представлений.
- Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
- Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.
- Знакомство с пространственными отношениями.
Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.
Возраст детей |
Дидактические игры |
Задачи |
Игровые действия |
3- 4 года 2 младшая группа |
«Заборчик»
«Зоопарк»
«Играем с цветом»
|
Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.
Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы.
Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
|
Дети строят забор, используя палочки одного цвета.
Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета.
Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета). |
4 – 5 лет средняя группа |
«Лягушонок»
«Моделируем прямоугольник
«Поезд»
|
Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку.
Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер. Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. |
Дети по схеме составляют лягушонка.
Дети составляют прямоугольник по образцу.
Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя. |
Второй этап 5 – 7 лет.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет:
- Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших.
- Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета.
- Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?»
- Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки.
- Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
- Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
- Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера.
- Логические задачи с палочками Кюизенера.
Возраст |
Дидактические игры |
Задачи |
Игровые действия |
5-6 лет старшая группа |
«Цветные коврики»
«Выложи по цифрам»
«Узнай длину ленты»
|
Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание.
Закреплять умениедетей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.
Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер. |
Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина. Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению.
Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки). |
6- 7 лет подгото-вительная группа
|
«Модель недели»
«Складываем палочки»
Логическая задача «Детская железная дорога»
|
Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.
Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.
Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
|
Предлагается вспомнить какой сегодня день недели и показать на модели палочку, которая ее обозначает.
Предлагается взять в правую руку голубую палочку, а в левую розовую, а затем сложить их.
Предлагается построить поезд из трех вагонов: голубого, желтого и розового, причем в середине желтый, а розовый не является первым. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале, если в каждый вагон помещается столько пассажиров, какое число эта палочка обозначает? |
Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Литература:
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
- Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
- М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
- Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.