Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 2767 раз

Библиографическое описание:

Деулина, Л. А. Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях / Л. А. Деулина, Н. В. Замятнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23409/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.

Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, дошкольная образовательная организация.

 

Понятия эффективность и конкурентоспособность объединяет компоненты, связанные с понятием «качество»,[3, с. 184] а качество образования выражается в модели выпускника. Под моделью выпускника понимается наиболее важные качества личности, которыми должен обладать выпускник дошкольной организации, или другими словами его конкурентоспособность.

Конкурентоспособность выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности деятельности организации.

Модель выпускника — это не просто набор качеств личности дошкольника, взятых ниоткуда, а по мнению М. М. Поташника и A. M. Моисеева это проектируемый образ, который полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, и включить в него как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника, исходящие из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения. [1] Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка. (рис.1)

Рис. 1

 

На эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, в современных условиях, оказывают влияние внешние и внутренние факторы, представляющие собой результативные показатели, которые следует учитывать при планировании и анализе показателей деятельности организации.[2, с. 160–161]. Например, обще социально-экономические тенденции развития образования, научно-технический прогресс, территориальные особенности, инвестиционная политика, методическое, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы и др.

Обще социально-экономические тенденции развития образования в современных условиях, выступают на первый план, и все более отчетливо проявляется в образовательных системах разного уровня. Образование на современном этапе становится важнейшим элементом экономического и информационного развития общества, тесно пересекается с экономической сферой жизни, что заставляет образовательные организации переходить от функциональной подготовки к концепции развития личности. Это напрямую касается и дошкольных образовательных организаций.

Образовательные потребности населения отдельных территорий и поселений формируются под влиянием традиций, особенностей образа жизни, культуры, преобладающего социального статуса и, в какой-то мере, благосостояния потребителей образовательных услуг. Что бы быть востребованной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, образовательная организация любого уровня, в том числе и дошкольная, должна четко понимать и учитывать все вышеназванные условия, для более полного, соответствующего запросам потенциальных потребителей, предоставления образовательных услуг.

Построение образовательного пространства дошкольной организации с учетом ее материально-технических, учебно-методических ресурсов, особенностей образовательных программ и вся система образовательных услуг дошкольной организации в целом, направленная на формирование у дошкольников, к моменту выпуска качеств, способствующих его социализации при переходе на школьную ступень обучения, так же является важным фактором ее эффективного функционирования.

Огромную роль в повышении эффективности деятельности дошкольной организации играет персонал и его профессиональный уровень[4, c.167]. Возрастающее внимание к личности работника, уровню его профессиональной компетентности, профессиональным знаниям, умениям, навыкам, которыми он обладает, социальная политика организации и политика в области охраны труда, направленные на создание психологически комфортных условий для работников организации, адекватное материальное стимулирование являются фундаментом для эффективного функционирования и развития организации.

Однако все выше названное не может вывести организацию на уровень эффективного функционирования без четкой системы управления. Управление, построенное на умении рассмотреть дошкольную организацию как систему и видеть ее эффективность позволяет добиться цели организации минимальными затратами.

Эффективность управления проявляется в целеустремлённости, открытости, осознанности, планомерности, в рациональном соединении науки и искусства в управлении персоналом и организацией в целом. Современная дошкольная образовательная организация претерпевает значительные изменения организационного аспекта управления. Это выражается в первую очередь в том, что усложнилась деятельность руководителя, появилась потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности, перестроении управленческого сознания в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, совершенствование образовательного процесса, интеграции с инновационной и научной деятельностью, социальное партнерство.

Конкурентноспособность организации можно представить как четыре основных составляющих (рис.2)

Рис.2

 

Таким образом, единство всех вышеперечисленных факторов неизменно ведет к повышению показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации, а главным аргументом для потребителей образовательных услуг в выборе образовательной организации, а значит и показателем ее конкурентоспособности, будет являться качество образования, выраженное в конкурентоспособности выпускников данной организации.

 

Литература:

 

  1.      Поташник М. М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
  2.      Мохначев, С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего профессионального образования: Екатеринбург, 2009. — 374 с.
  3.      Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.– 544с.
  4.      Попова, Г. П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование [Текст] / авт.-сост. Г. П. Попова и др. — Волгоград: учитель, 2007. — 124 с. ISBN 5–7057–1129–8.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная организация, эффективное функционирование, модель выпускника, образовательная организация, дошкольная образовательная организация, качество образования, конкурентоспособность, социально-экономическая тенденция развития образования, услуга.


Похожие статьи

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Задачи экологического менеджмента в формировании природосберегающей модели функционирования организации

В статье рассмотрена практика функционирования крупного сельхозпроизводителя с позиции соблюдения норм охраны окружающей среды, баланса интересов производства сельскохозяйственной продукции и экологической безопасности региона. Произведена оценка кач...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Оценка инвестиционной привлекательности фирмы

В статье определены подходы к оценке инвестиционной привлекательности фирмы в современных условиях, рассмотрены основные методы её проведения, в том числе оценка на основе жизненного цикла организации, показателей финансовой отчётности, рейтинговая о...

Похожие статьи

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Задачи экологического менеджмента в формировании природосберегающей модели функционирования организации

В статье рассмотрена практика функционирования крупного сельхозпроизводителя с позиции соблюдения норм охраны окружающей среды, баланса интересов производства сельскохозяйственной продукции и экологической безопасности региона. Произведена оценка кач...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Оценка инвестиционной привлекательности фирмы

В статье определены подходы к оценке инвестиционной привлекательности фирмы в современных условиях, рассмотрены основные методы её проведения, в том числе оценка на основе жизненного цикла организации, показателей финансовой отчётности, рейтинговая о...

Задать вопрос