В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.
Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, самостоятельная работа, методика преподавания русского языка как иностранного, вводно-фонетический курс, индивидуализированный комплекс.
В 18–19вв. в отечественной методике уже признавался принцип индивидуального подхода к учащемуся, однако сам принцип индивидуализации как методическая категория не был сформулирован в то время с достаточно четких обоснованных позиций. На необходимость использования индивидуального подхода в процессе обучения неоднократно указывали К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский.
В настоящее время принцип индивидуализации признается одним из самых перспективных, вместе с тем само понятие трактуется неоднозначно.
Мы исходим из положения МАПРЯЛ (Москва 1990, Пленарное заседание) в котором индивидуализация трактуется как «адаптация преподавателем учебных материалов к возможностям учащегося, уровню его общего развития, возрастным характеристикам», а также специальных обучаемых действий преподавателя и самообучающих действий студента, которые могут обеспечивать эффективное функционирование всей системы индивидуализации. [6] Пассов Е. И. отмечает, что индивидуализация является одним из главных средств создания мотивации и активности в обучении. [9] Индивидуальная реакция, как указывает Погодин А. И., при обучении иноязычной речевой деятельности возможна лишь тогда, когда речевая задача, стоящая перед учащимися, будет отвечать их потребностям и интересам. [10]
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Также под индивидуализацией понимается система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ученика.
Таким образом, индивидуализация обучения — это особым способом организованный учебный процесс или особая система управления учебно-познавательной деятельности учащихся, где выбор способов и приемов обучения зависит как от индивидуально-психологический особенностей учащихся, так и от национально-языковых различий учащихся, учет которых подразумевает индивидуальный подход к каждому из них. [10]
Индивидуализация тесно связана с дифференциацией. Дифференциация является средством индивидуализации обучения, и ее задача стоит не в приведении всех обучаемых к концу курса к единому показателю, а в создании условий для максимального развития каждого. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении проявляется в следующем: в организации дополнительных занятий для отстающих студентов, в организации самостоятельных занятий в лаборатории технических средств, в учете родного языка студентов или языка посредника, то есть в использовании национально ориентированной методики, которая позволяет студентам с меньшими усилиями преодолеть трудности, создаваемые межъязыковой интерференцией; наконец, в учете отрицательного речевого опыта студентов, то есть в работе над ошибками студентов.
Преподаватели изучают материал учебной программы со студентами, часто не задумываясь о трудоемкости для них учебного процесса, хотя и сознают, что программа очень насыщенная. Физиологи же вполне справедливо ставят вопрос о физиологически обоснованном ритме учебной работы. Следовательно, вопросы отбора материала и его организации должны решаться не только путем сокращения или увеличения учебной программы, но и с учетом динамики работоспособности учащихся.
В условиях полиэтнической группы индивидуализированная и дифференцированная методика призвана обеспечить процесс усвоения изучаемого материала всеми, даже отстающими учениками.
В условиях дифференцированного обучения русскому языку возможна реализация следующих типов индивидуализации:
Индивидуализация в зависимости от уровня обученности. Она активизируется на занятиях, например, путем снабжения особыми опорами слабо подготовленных учащихся, с предоставлением дополнительных упражнений ученикам с невысоким уровнем обученности.
Индивидуализация, призванная служить развитию способностей к речевой деятельности. Обучение строится с учетом слуховой, зрительной, речевой памяти, речевого слуха и речевого внимания.
Индивидуализация, реализующаяся в методических рекомендациях каждому учащемуся или подгруппе учеников в наиболее рациональном сочетании способов и приемов выполнения заданий.
Как указал А. И. Погодин, дифференциация обучения — это учебный материал, который можно использовать в процессе индивидуализированного обучения, а индивидуализированное обучение поставило в центр системы самого учащегося, его мотивационно-потребностную речевую и профессиональную деятельность, целостность его личности, уровень развития психических процессов и свойств личности.
Индивидуальный подход, трактуемый как подход к обучаемому с учетом его особенностей, понимается тоже как принцип педагогики и методики. Его реализация означает действенное внимание к каждому учащемуся, предполагает постоянное варьирование методов и организационных форм обучения, гибкость методики.
Необходимо различать понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Индивидуализация обучения — это один из основных принципов обучения в общей системе организации учебного процесса, а индивидуальный подход, хотя и признается тоже как принцип обучения, имеет направленность на конкретного учащегося и предполагает значение и учет интересов, склонностей и уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке — это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях, то есть является одной из составляющих принципа индивидуализации. [10]
В условиях коллективных форм обучения индивидуальный подход при обучении базируется на учете особенностей родных языков учащихся, на взаимодействии учителя и учащегося, приобретает особую значимость. Следует отталкиваться от понятия, что индивидуальное обучение — это форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива (используется в домашнем обучении, в условиях репетиторства, а в современной школе — в системе занятий с отстающими). Такая индивидуализация обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в заданиях и методических указаниях к самостоятельной работе с книгой, в совместном с учителем выполнении упражнений и т. п.
Реализация принципа индивидуализации в аудитории также предполагает самостоятельную работу учащихся. В таком случае индивидуализированную форму обучения в аудиторных условиях можно рассматривать как самостоятельную работу учащихся в присутствии преподавателя, и эта работа будет иметь свои особенности: при возникновении каких-либо вопросов и неясностей учащийся, скорее всего, обратится за помощью к своему преподавателю.
Некоторые исследователи предлагают для каждого студента в начале семестра или учебного года составлять график самостоятельной работы, а выполнение контролировать в дальнейшем преподавании данной дисциплины. График помогает в случае необходимости индивидуализировать задания для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся, что отражается в отдельной графе «индивидуальное задание». Таким образом, самостоятельная работа может быть интегрирована с другими формами работы, с индивидуализацией обучения.
В литературе по общей методике обучения, предлагаемые формы индивидуальной работы могут быть объединены в три группы:
Дополнительные занятия во внеаудиторное время с учетом того, что трудно усваивается или пропущено учащимися, или с учетом того, что интересует данного учащегося, но выходит за рамки планируемого материала;
Дополнительные индивидуальные задания, которые даются учащемуся в зависимости от его индивидуальных ошибок;
Работа во время аудиторных занятий, когда преподаватель, зная ошибку каждого учащегося, специально обращает его внимание на неусвоенное.
В связи с этим необходимо, чтобы преподаватель, кроме выработки стратегии и тактики индивидуализированного обучения, научил студентов соотносить на каждом этапе обучения уровень владения тем или иным видом речевой деятельности с требованиями программы, учитывал, каковы результаты работы, ее перспективы, трудности и пути их преодоления. Правильная самооценка, которая, как правило, совершенно не сформирована у учащихся, очень важна для реализации индивидуализированной модели обучения.
В. Г. Костомаров и О. Д. Митрофанова указывают, что идея индивидуализации обучения приобретает в настоящее время все большее значение. «При этом в центре внимания оказывается сам субъект деятельности — учащийся с его потребностями и интересами…» [5]
В первое время исследователи, занимающиеся проблемами индивидуализации обучения, основной своей целью ставили необходимость повышения успеваемости. В этом присутствовала большая степень в ориентации на слабых и среднеуспевающих учащихся, усиление их интереса к изучению иностранного языка. Но в дальнейшем, наряду с положением о повышении успеваемости, важность которого, естественно, не подлежала сомнению, получило развитие новое направление исследований, уделяющее в индивидуализации обучения особое место развитию, воспитанию познавательной активности и самостоятельности учащихся, стремление преобразовать и усовершенствовать структуру интеллекта обучаемых, развитию способностей, что в целом должно привести к интенсификации учебного процесса.
В ряде работ находим утверждение о том, что индивидуализация является составной частью процесса оптимизации, что это близкие понятия, хотя и не тождественные. Так Ю. К. Бабанский указывает: раньше считали, что оптимизация индентична индивидуализации обучения, так как только обучение, учитывающее индивидуальные особенности учеников, может за кротчайшее время привести к максимально возможным результатам. Таким образом, в связи с возросшей необходимостью оптимизировать обучение РКИ на подготовительных курсах возникают новые педагогические технологии, среди которых и находится индивидуализация. [2]
Итак, индивидуализация обучения приводит к увеличению количества прорабатываемого на занятиях материала и обеспечению прочности его усвоения за единицу времени за счет разработки новых приёмов и способов обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, а также специальным образом организованного учебного материала.
Литература:
- Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англо-говорящим и франко-говорящим. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 384 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика М.: Просвещение, 1983.560с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
- Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1991. 383 с.
- Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 270 с.
- Мотина Е. И. Фонетика — аспект преподавания русского языка как иностранного.// Фонетика в системе языка тезисы ll международного симпозиума МАПРЯЛ М.: РУДН. 1996. 334 с.
- Николаева А. М. Дис.канд. пед наук Индивидуальный подход в обучении неродным языкам. М.1999. 191 с.
- Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высш. школа, 1979. 256 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
- Погодин А. И. Индивидуализация при обучении иностранных студентов лексике русского языка: Дис. … канд. пед наук.М.1996. 195 с.
- Совсун Г. В. Методика преподавания русского языка иностранцам: обучение произношению. М.: Издательство Университета дружбы народов им. П.Лумумбы, 1976. 81 с.
- Сорокина Е. В. Коррекция Слухопроизносительных навыков у иностранных учащихся //Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе. Тезисы докладов на межвузовском научно-практическом семинаре. М: МГИМО, 1997. с.77.