Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международных и национальных нормативно-правовых основ КР, автор делает вывод о необходимости принятия кардинальных решений в сфере правоохранительной деятельности и органов, осуществляющих правопорядок, которые в соответствии с законом уполномочены защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и обеспечивать законность и общественный порядок.
Ключевые слова: пытки, предупреждение пыток, права и свободы человека, неприкосновенность личности.
Запрещение пыток регламентируется нормами международного права, в частности, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 5), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 7), Африканской хартии прав человека и народов (ст. 5), Американской конвенции о правах человека (ст. 5), Европейской конвенции по защите прав человека и фундаментальных свобод (ст. 3), Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах [1, c. 56, 60, 90, 435].
В соответствии со ст.1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания пытка — это любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно [2].
Практически ни одна страна не свободна от случаев совершения на практике действий, равнозначных пыткам и жестокому обращению. Но интенсивность и степень таких злоупотреблений и реакция на них органов власти различна в каждом отдельно взятом государстве. Нарушения могут быть единичными или систематическими, совершаться по воле отдельных лиц либо в результате небрежности соответствующих организаций — в любом случае нормы международного права говорят об их недопустимости.
Тем не менее, в Кыргызской Республике, где такие нарушения носят широко распространенный характер, само понятие «пытка» практически отсутствовала в официальных документах. Это свидетельствовало о том, что, несмотря на рекомендации международных организаций, данные независимых средств массовой информации, на многочисленные жалобы и заявления лиц, действительно пострадавших от пыток, должностные лица государства не хотели признавать проблему пыток в нашей стране реально существующей. Но, Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в УК Кыргызской Республики» [3], была включена в УК КР статья 305-1, согласно которой пытка — это умышленное причинение какому-либо лицу физических или психических страданий с целью получить от него сведения или признания, наказать его за действие, которое оно совершило или в совершении которого оно подозревается, а также запугать и принудить к совершению определенных действий, когда такое действие совершается должностным лицом либо с его ведома или согласия любым иным лицом, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без таковой.
Конституция Кыргызской Республики содержит о том, что ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только на основании закона по приговору суда как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям. Однако пытки продолжают применять, несмотря на их полное и безоговорочное запрещение, как международным правом, так и большинством национальных правовых систем.
Однако нарушения прав человека работниками правоохранительных органов остаются одной из серьезнейших проблем нашего общества. В настоящее время решение этих проблем значительно затрудняется социально-экономическим положением в государстве.
Низкий уровень правовой культуры в стране в целом, утрата основных моральных ценностей, а также психология части людей, избравших своей работой службу в правоохранительных органах, являются причинами нарушения прав человека, унижения чести и личного достоинства тех, кто умышленно либо вследствие трагической ошибки попал в сферу действия уголовного законодательства.
С одной стороны, крайне недостаточное финансовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в целом обусловливает то, что квалифицированные специалисты предпочитают трудоустраиваться в коммерческие структуры, где размер заработной платы несопоставим с их должностными окладами. Это является одной из причин низкого профессионального уровня персонала указанных ведомств и, как следствие, плохого качества работы.
С другой стороны, в немалой степени ситуация усугубляется отсутствием надлежащего контроля за соблюдением прав граждан сотрудниками и руководством соответствующих ведомств. О крайне неблагополучном положении с обеспечением прав человека свидетельствуют данные самих правоохранительных структур.
Пытки с применением физической силы часто используются сотрудниками правоохранительных органов в сочетании с психическим давлением — грубостью, оскорблениями, угрозами в адрес самого задержанного лица или в адрес его близких родственников в совершении преступлений получили широкое распространение.
Жалобы на незаконные действия работников правоохранительных органов представляют большую сложность в плане достижения положительного результата. В большинстве обращений заявитель уже и не просит о привлечении к ответственности данных сотрудников, истязавших его, так как основной своей задачей считает отмену вступившего в законную силу приговора суда и освобождение из мест лишения свободы.
Нередки случаи, когда с момента избиения либо применения иного вида насилия до вступления приговора в законную силу прошло много лет и жалобы не имеют смысла, прежде всего в связи с невозможностью собрать необходимые доказательства. Поэтому заявитель просит помочь восстановить его права, нарушенные незаконным осуждением. Но и обоснованное осуждение за совершение преступления не должно исключать ответственности сотрудников органов внутренних дел, преступивших закон и издевавшихся над человеком, пусть даже признанным виновным по приговору суда.
Нередко проводимые прокуратурой проверки жалоб граждан на недозволенное обращение сотрудников органов внутренних дел с привлеченными к уголовной ответственности лицами носят формальный характер. Прокуратурой часто выносятся постановления об отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также отмечаются, что факты не подтвердились. Но мы знаем, что все предложения, заявления и жалобы со стороны граждан необходимо рассмотреть в точном соответствии с законодательными актами Кыргызской Республики [4], так как, это важное средство осуществления охраны прав и законных интересов личности, которые нарушаются таким образом.
Представляется, что непредвзятому подходу к разрешению данных обращений препятствует то обстоятельство, что прокуратура в Кыргызской Республике, осуществляя надзор за законностью, одновременно поддерживает государственное обвинение по уголовным делам в суде. Это обстоятельство объективно приводит к незаинтересованности данного ведомства в установлении фактов насилия в отношении обвиняемых и подсудимых, поскольку в случае подтверждения применения недозволенных методов ведения следствия будут поставлены под сомнение доказательства, положенные в основу обвинения.
Причины неэффективности прокурорского контроля, в том числе, прокурорских проверок и расследований по жалобам на пытки, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, обусловлены противоречием между различными функциями, исполняемыми прокуратурой.
На прокуратуру законодательно возложены функции, как по уголовному преследованию, так и функции по надзору за законностью следствия. В рамках деятельности по уголовному преследованию, органы прокуратуры ведут расследование различных видов преступлений, а также представляют государственное обвинение в суде, в том числе и по тем делам, по которым следствие осуществлялось другими органами (например, органами внутренних дел). Представляя обвинение в суде, прокурор опирается на данные, которые были получены в ходе следствия и комплексных мероприятий проводимых оперативными работниками правоохранительных органов. Выявляя нарушения при проведении следствия и розыскных мероприятий, прокуратура ставит под сомнение доказательства по уголовному делу и подрывает позицию обвинения в суде, т. е. собственную позицию.
На практике конфликт между функцией уголовного преследования и функцией надзора за следствием чаще всего разрешается в пользу укрепления позиций обвинения, нежели разбирательства жалоб подозреваемых и обвиняемых на пытки и иные нарушения. Сотрудники прокуратуры своей основной задачей считают преследование преступников. Приоритетом при надзоре за законностью следствия, розыскной деятельностью, они считают обеспечение учета преступлений, а не борьбу с нарушениями прав подозреваемых и обвиняемых.
Сотрудники органов прокуратуры, высказывают пренебрежительное отношение к жалобам граждан на сотрудников органов внутренних дел, объясняя, что посредством жалоб (в том числе на пытки и незаконное давление) подозреваемые и обвиняемые пытаются уйти от ответственности за совершенные преступления или выражают свою обиду на то, что их привлекли к уголовной ответственности.
В целях предотвращения фактов пыток и насилия издается Распоряжение Генерального прокурора КР от 12 апреля 2011 года «Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания» [4]. Во исполнение указанного распоряжения работниками прокуратуры стали систематически проводиться внезапные проверки в дежурных частях, камерах для лиц, задержанных за административные правонарушения, в изоляторах временного содержания органов внутренних дел районов, служебных кабинетов сотрудников следственных подразделений и сотрудников уголовного розыска, изучаться журналы регистрации жалоб, осуществляться беседы с гражданами.
Представляется, что в настоящее время назрела необходимость принятия кардинальных решений в сфере правоохранительной деятельности и органов, осуществляющих правопорядок, которые в соответствии с законом уполномочены защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и обеспечивать законность и общественный порядок.
Литература:
- Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики. Сборник нормативно-правовых документов. — Бишкек, 2004. — 690 с.
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
- Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в УК Кыргызской Республики» № 223 от 15 ноября 2003 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1350?cl=ru-ru.
- Закон Кыргызской Республики от 4 мая 2007 года № 67 «О порядке рассмотрения обращений граждан» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30331064.
- Распоряжение Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики от 12 апреля 2011 года «Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=31229271.