Развитие этнокультурной компетентности младших школьников при ознакомлении с хакасскими топонимическими легендами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Васютина, А. А. Развитие этнокультурной компетентности младших школьников при ознакомлении с хакасскими топонимическими легендами / А. А. Васютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 762-764. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23474/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматриваются возможности хакасских топонимических легенд в развитии у младших школьников этнокультурной компетентности; анализируются особенности хакасских топонимических легенд и их возможные классификации.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, хакасская топонимическая легенда, национальные культурные традиции, топонимическая лексика, младший школьник

 

В настоящее время одним из критериев качества образования выступает овладение компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе. В соответствии с этим возникает потребность в формировании личности, сочетающей в себе ориентацию на этнокультурные духовные ценности и взаимодействие в условиях межкультурной коммуникации.

Многие отечественные ученые: Е.В. Бондаревская, А.Б. Панькин, В.К. Шаповалов- обращают особое внимание на значимость и важность этнокультурной компетентности личности. Этнокультурная компетентность как личностная ценностно-смысловая установка, по определению Н.Г. Арзамасцевой, Л.Б. Зубаревой, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко и других отечественных исследователей, представляет собой «совокупность объективных представлений и знаний об этнической культуре, её национальном своеобразии и ценности, и заключается в овладении этнокультурными ценностями в процессе формирования функционально- грамотной личности» [1, с.15].

Как начальный этап формирования этнокультурной осведомлённости личности следует рассматривать младший школьный возраст, поскольку до 6 лет дети имеют размытое представление о своей национальности. Как отмечал в своих работах Ж. Пиаже, возраст 9 лет является этапом, когда у школьника эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, способствующие проявлению национальных чувств, этнической самоидентификации ребёнка со своей этнической группой, мотивированной национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором он говорит. [2] В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) ребёнок продолжает познавать специфические особенности и уникальность национальной культуры.

Этнические особенности воспроизводятся в значительной мере в языке народа, прежде всего, в словарном запасе языка. Одним из лексических пластов, обладающих историческим языковым потенциалом является ономастика. Многочисленную часть имён собственных представляют собой слова-топонимы, вмещающие в себя знания о стране, хранящие историко-культурную информацию. В.В. Молчановский отмечает, что «национально-культурный компонент семантики топонимов отличается особой страноведческой репрезентативностью, богатством культурно-исторических ассоциаций» [3, с.5].

Хакасия относится к полиэтническим регионам, поэтому её топонимия представляет собой «многоуровневое культурно-семиотическое образование, выражающее в ясном виде особенности взаимодействия этнокультурных кодов народов, населяющих его и соседствующих с ним» [4, с.11].

Сегодня каждый народ в поисках духовности, нравственных идеалов, обращается к истокам мудрости своих предков. Одним из таких истоков является топонимическая легенда, являющаяся проявлением народного фольклора как неотъемлемой составляющей духовного культурного наследия общества, она отражает историю и природу края, сохраняет культуру и языковую традицию.

Хакасская топонимическая легенда может быть предметом как лингвистического, филологического анализа, так и предметом педагогического исследования, одним из средств приобщения младших школьников к национально-культурным традициям родного края.

Топонимические сказания хакасов разнообразны по своему содержанию и форме представления. С давних времён хакасским народом легенды подразделяются на два вида:

1)     «алыптығ-нымах» — героические сказания, которые рассказывают складным речитативом, дополняя горловым пением и игрой на национальном инструменте- чатхане;

2)     «чазағ-нымах», т. е. «пешие» сказки, которые рассказываются без музыкального сопровождения. Топонимические легенды относят к последним.

Б.И. Балтер подразделяет хакасские топонимические легенды по источнику и характеру происхождения на те, в которых походу сюжета кто-либо из действующих героев даёт имена окрестным природным и ландшафтным объектам, и те, в которых рассказывается об этимологии происхождения географических названий, как это сохранилось в памяти народа и интерпретировалось им.

Так, в известной хакасской сказке «Птенец Турпана Хубай –Хус, повествующей о борьбе местного населения с завоевателями — «моолами», утверждается, что человек в погоне за волком, истреблявшим стада хана, с каждой пущенной стрелой, при попадании её в какую-либо часть волчьего тела, даёт имя местным окрестностям.

«Тохчын гнался за ним и стрелял на всем скаку, приговаривая:

— Если попаду ему в подбородок, то пусть то место, где пробегает волк, называется Ок; то место, где я попаду волку в спину, будет называться Сыр; там, где я попаду волку в ногу, будет Асхыс (ныне с. Аскиз), где раню его в горло — Таштып (ныне с. Таштып), где разобью ему губы — Ибиг. На том месте, где я ударю ему в позвоночник станут Арбаты (ныне с. Арбаты), где попаду в зад — Соос, где раню ступню — Табат, где пробью грудную клетку — Ут (ныне д. Уты). То место, где я попаду ему в холку, будет называться Тёй, где я ударю его в лоб — Хаал, а там где я убью волка, назовётся «Черным камнем»» [5, с. 67].

Т.о. географические названия местных селений даны по созвучию с частями тела животного.

В других сказочных легендах: Гора Эпчелей, Озеро Алтын-кёль, Гора Небесной радуги (Типр хуры), Лог Сабдарат — повествуется, откуда и как произошло то или иное географическое название. Так, одна из хакасских легенд гласит о том, что название реки Тарча появилось после того, как богатырская дева Тарча хыс, собрав своих батыров, выступила против монгольских полчищ последний раз. В этом бою ее настигла монгольская стрела. Около небольшого ручья она наклонилась напиться воды, но в этот момент из укрытия появились монгольские ратники и осыпали ее и телохранителей своими острыми стрелами. Тарча Хыс, пораженная в грудь, погибла на месте. С тех пор ручей, где навечно осталась богатырская дева, стал называться Тарча.

В соответствии с классификацией топонимов С.П. Васильевой, можно выделить следующие группы топонимических легенд, в названиях которых отражены основные характеристики человека.

  1. Физические данные. Они выражены в названиях, включающих значение «богатырь»: гора Алыптас (богатырский камень), гора Алып- тепкентас- камень, который пнул богатырь.
  2. Возрастные характеристики включают названия человека со значением:

                    «старик, старуха»: гора Хадай Таг (старушечья гора), гора Эней- Кочик (скала старухи Эней- Кочик);

                    «парень»: гора Оолах- Тасхыл (мальчишечий голец);

                    «дева»: река Аскиз (голодная дева), гора Читы- хыс (семь дев);

                    «баба»: Хартуях Тас Чолы (дорога каменной бабы).

  1. Семейные отношения отражаются в словах, образованных от имён существительных со значением:

                    «отец»: гора Большой Аталык (отцовская);

                    «мать»: река Иней (материнская река);

                    «дитя»: Олган Ылчаган Холл (лог плачущего дитя);

                    «невестка»: озеро Келинколь [6].

Также хакасские топонимические легенды классифицируются по следующим признакам:

1)                 по вымышленным историческим данным:

        легенды, в которых значительное место занимает вымысел: Илиг Кюль, Гора Семь Дев, Гора Алдаш, Тигир хуры (гора небесной радуги), Реки Кизир и Казыр;

        легенды, основанные на присутствии в районе топонима реального исторического лица (лиц, народов, племён), однако основанные на вымышленном случае с ними: Камни войны «Чаа тас», Гора Эпчелей, Гора Чалпан, Лог Сабдарат;

        легенды, реалистично передающие сведения об исторических фактах, но требующие расшифровки историками, ономастами и топонимистами: Река Тарча, Гора Таптан- тура, Сосновый бор Хырхазы, Река Иней.

2)                 по литературной модели и языковому признаку, положенному в основу топонимического названия:

        осмысление географического объекта приобретает определённое значение по фонетическому, ассоциативному признаку: Озеро Собачье, Гора Уятпас (Бесстыжий), Мунчатхан- таг (Гора лежащей печали), Сосновый бор «Хырхазы» (Место сечи), Озеро Алтын- кёль (Золотое озеро), Озеро Пуланкёль (Лосиное озеро), Гора Алдаш (гора «Алый камень»);

        мотив происхождения топонима выступает от имени, прозвища (фонетическая ассоциация): Брод Тиспек- кичии (брод Тиспека), Гора Борус, Реки Кизир и Казыр, Река Тарча.;

        мотив легенды выводится из географических особенностей местности: Река Бирикчуль (Пирiк чул — «труднопроходимая река»).

Хакасские топонимические легенды обладают своеобразной метафоричностью, демонстрирующей словесные ценности культурных традиций народа и способствующей формированию у младших школьников более широкого понятия красоты и «метафоричности» родной природы.

Этнокультурная компетентность проявляется и может быть сформирована только в процессе этнокультурной деятельности. Поэтому приобщение к языковому богатству хакасских топонимических легенд, ознакомление учащихся с лексико-ономастическими особенностями этих произведений, изучение их разнообразия имеет значительный педагогический потенциал в развитии данной компетентности.

 

Литература:

 

  1.                Поштарева Т.В.Формирование этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде. Дисс. канд. пед. наук.- В., 2009 — 341с.
  2.                Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — 660с.
  3.                Молчановский В.В. Лингвострановедческий потенциал топонимической лексики русского языка и его учебно-лексикографическая интерпретация. Дисс. канд. педагог. наук.– М., 1984. — 201с.
  4.                Ковлакас Е. Ф. Особенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты. Дисс.докт.фил.наук. — Красноярск, 2009.- 320с.
  5.                Хакасские народные сказки: на русском языке/ Перевод, предисловие, примечания Б.И. Балтер.- Абакан, Хакасское отделение Красноярского книжного издательства,1986 .-144с.
  6.                Васильева С.П. Человек в топонимической картине мира хакасов.
Основные термины (генерируются автоматически): Гора, легенда, этнокультурная компетентность, арбат, Аскиз, богатырская дева, небесная радуга, Сосновый бор, таштып, хакасская топонимическая легенда.


Ключевые слова

младший школьник, этнокультурная компетентность, хакасская топонимическая легенда, национальные культурные традиции, топонимическая лексика

Похожие статьи

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели, в соответствии с...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности

В статье автор рассматривает возможность формирования читательской грамотности младших школьников посредством текстов страноведческой направленности, а также уделяет внимание социокультурным компетенциям младших школьников, как важному аспекту в изуч...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале фольклорных сказок Пиреней)

Статья посвящена изучению лингвострановедческого аспекта сказки. Автор приходит к выводу о том, что изучение сказок – обязательное условие для формирования социокультурной компетенции учащихся и студентов.

Формирование читательской грамотности на уроках истории

В статье предоставлены конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы для эффективного обучения истории и развития у школьников навыков читательской грамотности.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование нравственных представлений у младших школьников на этнокультурном музыкальном материале Свердловской области

В статье описываются возможности этнокультурного музыкального материала Свердловской области в формировании нравственных представлений младших школьников.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Похожие статьи

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели, в соответствии с...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности

В статье автор рассматривает возможность формирования читательской грамотности младших школьников посредством текстов страноведческой направленности, а также уделяет внимание социокультурным компетенциям младших школьников, как важному аспекту в изуч...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Лингвострановедческий аспект изучения сказки (на материале фольклорных сказок Пиреней)

Статья посвящена изучению лингвострановедческого аспекта сказки. Автор приходит к выводу о том, что изучение сказок – обязательное условие для формирования социокультурной компетенции учащихся и студентов.

Формирование читательской грамотности на уроках истории

В статье предоставлены конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы для эффективного обучения истории и развития у школьников навыков читательской грамотности.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование нравственных представлений у младших школьников на этнокультурном музыкальном материале Свердловской области

В статье описываются возможности этнокультурного музыкального материала Свердловской области в формировании нравственных представлений младших школьников.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Задать вопрос