В федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее — ФГОС НОО) задача формирования коммуникативных навыков обучающегося сформулирована как требование к результату воспитательной деятельности педагога. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусматривает в рамках трудовой функции педагога его способность общаться с детьми, создавать условия для формирования у них навыков поведения и толерантности в изменяющейся поликультурной среде. Речь идет о коммуникативной компетентности педагога как о неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности.
Понятие «компетентность», которое активно употребляется в педагогической среде и при этом продолжает оставаться предметом изучения, предполагает общую способность человека «мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания, умения и навыки», «использовать обобщенные способы выполнения действий» [3, с. 180]. Поведенческая составляющая профессиональной компетентности, или коммуникативная, трактуется в литературе как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Соответственно, подразумевается наличие определенных коммуникативных знаний и умений педагога для эффективного осуществления коммуникативного процесса [4].
Формирование указанных качеств предусматривает учебная дисциплина «Азбука этикета» для бакалавров педагогики факультета начального образования ПГСГА. Значение знания основ этикета в общекультурном смысле и его непосредственное участие в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров отмечается многими исследователями [2, с. 14-17]. Содержание курса предполагает интегрированный подход и объединяет, в том числе филологическое и художественное направления подготовки студентов [6, с. 107-115]. Дисциплина направлена на повышение культуры поведения студентов, общей и профессиональной культуры будущего педагога, влияющего на развитие личности детей, процесс их саморазвития и успешную социализацию. Курс должен помочь студентам раскрыть особенности педагогического этикета, его цели, задачи, функции, а также содержание и способы обучения этикету младших школьников.
Цель курса — обеспечить овладение будущими бакалаврами знаниями об общих тенденциях в развитии этикета, сущности и значении этикета в современном обществе, основах управления собой, об истории возникновения и развития этикета, профессиональном мастерстве и педагогической культуре, основных направления педагогического этикета, методике обучения этикету младших школьников. Задачи курса: раскрыть специфику этикета, его цели, задачи, функции; знакомить студентов с мировым опытом и нормами отечественного этикета, выделить в них общее и особенное; обучать студентов способам преподавания этикета детям, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Курс предполагает разделы: «Введение в курс. Сущность и значение этикета в жизни современного общества», «История развития этикета в отечественной и зарубежной культуре», «Деловой этикет», «Этикет при посещении учреждений», «Столовый этикет», «Особенности педагогического этикета», «Методика обучения этикету младших школьников». Так, в разделе «Особенности педагогического этикета» раскрывается понятие и сущность педагогического этикета, категории педагогической этики; изучается внешний вид педагога; поведение педагога на работе: педагогическое общение (с администрацией школы, с родителями, детьми и пр.); речевой этикет педагога; речевая агрессия учителя как проблема этикета. Тема «Методика обучения этикету младших школьников» предполагает изучение цели и задач обучения этикету младших школьников как компонента нравственного воспитания; в ее рамках рассматривается процесс формирования этических представлений, навыков культурного поведения детей в общеобразовательной школе; особенности обучения этикету детей младшего школьного возраста; формы и методы обучения этикету младших школьников; создание условий для формирования у детей осознанного отношения и поведения; использование игр при обучении младших школьников этикету; использование музыкального, поэтического и фольклорного материала (сказки, загадки, пословицы) в работе с детьми.
Учебный материал курса предусматривает не только чтение лекций, работу на практических занятиях, выполнение самостоятельных заданий, но и проведение деловых игр и тренингов, что способствует приобретению будущими педагогами опыта поведения в соответствии с нормами педагогического этикета.
В качестве средств обеспечения освоения студентами дисциплины на практических занятиях используются тренинги. Так, блок тренингов жестикуляции педагога выполняет задачу формирования у будущих бакалавров оптимального использования жестов в своей практической деятельности, что помогает осознанию своего невербального поведения, создает предпосылки к управлению им. Основная часть тренингов направлена на «проигрывание» педагогически целесообразных ситуаций применения жеста. Тренинги направлены на развитие педагогической техники как одного из факторов педагогической культуры. После окончания каждого их тренингов проводится групповая рефлексия. Например, тренинг «Жест»: один из студентов выполняет перед аудиторией слушателей жесты, наиболее часто употребляемые педагогами (замечания, привлечения внимания, просьбы, запрета, удивления, одобрения). После выступления нескольких человек группа выбирает те жесты, которые соответствуют нормам этикета. Тренинг «Просьба»: предлагается принять участие в сценических действиях. Выбираются несколько человек, которые перед оставшимися студентами разыгрывают следующую ситуацию: «Во время проведения занятия с детьми в группу заглядывает учитель (методист, директор), которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая занятия». С помощью жестов и мимики необходимо выразить: просьбу выйти в коридор на минутку; требование директора зайти к нему после занятия. Тренинг «Эмоция»: предлагается придумать несколько невербальных просьб-обращений к детям. Затем воспроизвести эти жесты совместно с речью: нейтрально; доброжелательно; с оттенком недовольства. Тренинг «Говорящий взгляд»: студенты получают карточки с высказываниями. Им предлагается сесть в круг и сообщить то, что записано на карточке глазами, например: «Потише, Вы мне мешаете», «Смелее, попробуй ответить», «Молодец! Спасибо», «Прошу внимания!», «Я жду тишины!», «Я слышу, что ты подсказываешь!», «Неужели тебе не стыдно?!», «Я удивлен?!». После проведения тренинга каждый сообщает, что он понял.
Задания для самостоятельной работы также направлены на достижение поставленной в курсе цели, например, даются задания: подобрать высказывания и афоризмы об этикете и культуре поведения; составить словарь базовых понятий по теме «Этикет» на основе списка рекомендованной литературы и из самостоятельно найденных источников по теме; темы для самостоятельного изучения: «Общее и особенное в педагогическом и деловом этикетах», «Жесты и мимика педагога с позиций профессионального этикета», «Ролевые игры в обучении этикету младших школьников», «Сюжетные игры в обучении младших школьников культуре поведения».
Темы разделов находят продолжение в содержании курсовых проектов, например: «Этикет в современной молодежной субкультуре», «Использование фольклора в процессе обучения младших школьников основам этикета», «Малые фольклорные жанры в обучении младших школьников основам этикета», «Литературный и музыкальный материал в воспитании культуры общения младших школьников», «История развития методики обучения этикету младших школьников в отечественной педагогической науке». Выступления будущих бакалавров на научных конференциях, подготовка ими материалов для научных публикаций тематически ориентированы на раскрытие содержания и значения этикета в социальной коммуникации: «Современные проблемы культуры поведения людей в России», «Народный и элитарный этикет», «Соблюдение этикета как способ преодоления конфликтов (на примере конфликтов в педагогическом коллективе)» и др.
В рамках раздела «Методика обучения этикету младших школьников» проходят занятия, целью которых является знакомство с особенностями, основными формами и методами работы учителя при обучении младших школьников этикету. Содержательно они предполагают выявление причин появления школьного этикета; особенностей обучения детей этикету в школе; выявление отличий правил поведения учащихся и учителя; изучение форм и методов обучения этикету младших школьников; анализ программ обучения и воспитания в школе; анализ сценариев занятий по обучению этикету младших школьников и алгоритм их разработки. Последние могут выступать частью подготовки к итоговому государственному экзамену, который предусматривает, в том числе, презентацию и защиту будущими бакалаврами культурно-просветительского проекта.
Для выполнения заданий по разработке сценариев занятий по основам этикета с младшими школьниками студентам рекомендуется обращение к литературным источникам, авторы:Александрова З.Н., Андерсен Х.К., Барто А.Л., Берестов В.Д., Василъева-Гангнус Л.П., Гайдар А.П., Заходер Б.В., Квитко Л.М., Киплинг Р., Крылов И.А., Линдгрен А., Маяковский В.В., Милн А., Михалков С. В., Мошковская Э.Э., Носов Н.Н. и другие. Основной целью сценария занятий является приобщение младших школьников к миру культуры общения, создание условий для осознанного принятия правил поведения, привить привычку к рефлексии в процессе игр, обучения.
Педагоги-практики настаивают на разнообразии форм проведения с детьми занятий об этикете [1, с. 4-5]. Это могут быть занятия-беседы, которые предполагают прямое общение «ребенок — взрослый» (здесь проверяется преимущественно знаниевый компонент); занятия-тренинги, которые предусматривают многократное проигрывание заданных ситуаций с разных точек зрения их участников (моделирование поведения, рефлексия, усвоение эталонов); занятия с психологом, когда происходит коррекция уровня самооценки детей; занятия-игры, использование которых на условиях самостоятельного сочинения правил повышает результативность действий педагога. Основные усилия направляются на создание среды, педагогически целесообразной и адаптированной к особенностям современных младших школьников, которая позволяет детям в «естественных условиях проживания» перейти от уровня «пассивного созерцания» к активным действиям согласно сформированной у них установке.
Таким образом, изучение дисциплины «Азбука этикета» дает возможность будущим бакалаврам педагогики использовать полученные знания в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности педагога. Важным является и тот факт, что дисциплина призвана выполнять не только учебные, но и воспитательные функции, поскольку позволяет привлечь внимание студентов к вопросам поведенческой культуры как составляющей коммуникативной компетентности и, соответственно, профессиональной компетентности.
Литература:
1. Агафонова, А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. [Текст] / А.Д. Агафонова. — М.: Академия Развития, 2009. — 115 с.
2. Бурдина, Г.Ю. Этикет как средство развития межличностных отношений четвероклассников [Текст] / Г.Ю. Бурдина, Е.С. Панкова // Самарский научный вестник. — 2013. — № 1 (2). — С. 14-17.
3. Буртовая, Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза [Текст] / Н.Б. Буртовая // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 6. — С. 180-182.
4. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики [Текст] / Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Н.К. Игнатьева, Е.В. Киргизова, Т.А. Бахор // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.science-education.ru/127-20413.
5. Литвинова, О.В. Азбука этикета: Программа курса и методические материалы для студентов факультета начального образования. [Текст] / О. В. Литвинова, О.Г. Ильина. — Самара: ПГСГА; ООО «Издательство Ас Гард», 2011. — 32 с.
6. Чичканова, Т. А. Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт факультета начального образования[Текст] / Т.А. Чичканова // Поволжский педагогический вестник. — 2014. — № 2 (3). — С. 107-115.