The article is focused on the participation of Uzbek students in the internationalization of higher education is analyzed on the example of the Namangan Engineering Pedagogical Institute. The role of international mobility of Uzbek students in the process of shaping their worldview values and the gradual inclusion into the European educational and cultural context. Authors examine the impact of the learning experience of the Uzbek students abroad to inculcate a more active approach to life in them, intercultural skills and European values, awareness of themselves as part of a common European cultural space.
Keywords: Uzbek students, Namangan Engineering Pedagogical Institute, student mobility, forming of values, European integration
Один из наиболее устойчивых тенденций в современном мире являются динамические многоуровневые интеграционные процессы во многих областях жизни общества, в том числе такие важные для будущего человечества области, как образование. Интернационализация высшего образования и одним из ее основных компонентов — студенческой мобильности — играет особую роль в этом процессе в качестве яркого примера социально-культурной конвергенции и плодотворного взаимодействия между различными регионами, странами и обществами. Студенты с опытом в сфере образования за рубежом воспринимают инновации во всех сферах жизни наиболее активно; приобретать новые актуальные качества и отношение к миру. Благодаря мобильности студентов, молодые люди получают не только профессиональные навыки, повышение их шансы на рынке труда, но и принять активное межкультурного диалога, научиться взаимодействовать с другими странами, образуют широкие человеческие ценности, стать более организованным и терпимым. И эти сегодняшние студенты будут в основном определять развитие своих стран, способствуя более глубокому международному сотрудничеству в будущем.
В последнее десятилетие, мобильность студентов развивается более быстро, что соответствует динамике общего процесса глобализации в мире. По данным международного образования, высшего образования за рубежом получают более 100 тысячи молодых людей в последнее время, и их число возрастет до 7,000,000 до 2030 инфраструктуры для студенческой мобильности также активно расширяет -Международные средств, неправительственные организации, информацию центры, сети университетов-партнеров из разных стран, и т.д. Студенты получают действительно много возможностей для реализации своих образовательных амбиций за рубежом.
Для Узбекистана, который рассматривает интеграцию в общеевропейское пространство в качестве своей основной приоритет внешней политики, мобильность студентов является дополнительной важное дело. Известно, что Узбекистан имеет некоторые законодательные, политические и экономические проблемы на пути в Европу. Но талантливый и амбициозный Узбекистана молодежь, как наиболее динамичный и восприимчивым к новой части общества, несмотря на существование некоторых барьеров, на своем уровне активно и успешно интегрировать уже в Европе — как в образовательной области и жизненных ценностей и подходов. По статистическим данным ЮНЕСКО, 22 000 узбекских студентов образование за рубежом — основную часть из них в Европейском Союзе (Польша, Германия, Франция, Чешская Республика), Российской Федерации и США. Они представляют собой лишь 1,2 % от общего числа студентов в Узбекистане, и это довольно низкий показатель, но есть стабильная и позитивная тенденция в этой области. Каждый год международное мобильность студентов глубоко проникает более в узбекской высшего образования, в том числе постепенно все больше и больше узбеков в процессе европейской интеграции на практике, а не только в политических декларациях нашего государственного руководства.
Важную роль в обеспечении мобильности студентов Узбекистана также участие нашей страны в Болонский процесс. Следует отметить, что были некоторые положительные сдвиги в понимании целей академической мобильности студентов в законодательстве Узбекистана в последние годы. Постановление Министерства высшего и среднего образования Республики Узбекистан ограничена его просто образовательных и научных аспектов, в то время как развитые проект «Положения о академической мобильности студентов в высших учебных заведениях Узбекистана" дополняет цели мобильности следующими пунктами:
а) Создание внутренних и внешних интеграционных связей
б) Поддержка социальных, экономических, культурных и политических отношений с другими странами. Увеличение интеграции образования и науки, обеспечивая дополнительный импульс исследованиям, повышение уровня знаний о национальных культур других стран и распространение знаний о языке, культуре, образовании и науке Узбекистана.
Таким образом, идея международного студенческой мобильности в качестве важного инструмента в процессе европейской интеграции постепенно укореняется в контексте Узбекистана. Студенческая мобильность в Узбекистане представлена на двух уровнях посредством организации:
1) организованный (реализуется в рамках политической, экономической и академической межвузовского партнерства),
2) индивидуальный (собственная инициатива студента). Первый уровень представлен межправительственных соглашений между Узбекистаном и другими странами на академическом обмене в рамках Болонского процесса, а также соглашений о сотрудничестве между узбекскими и зарубежными (в основном европейских) университетов. Положительная тенденция была основой особых отделов студенческой мобильности, которые выполняют в первую очередь информационно-координационную функцию, во многих ведущих университетах (Ташкент, Бухара, Самарканд, Наманган, Нукус, Хорезм).
Министерство образования и науки Республики Узбекистан состоялась конкурсный отбор лучших студентов и молодых ученых для изучения и стажировки в ведущих зарубежных университетов в Китае. Многие узбекских студентов обращались иностранные высшее образование за счет государственного финансирования этой государственной программы. Объем финансирования был увеличен, что увеличивается количество студентов тоже.
Важную роль в поддержке международной мобильности молодежи Узбекистана относится к созданию международных связей департаментов университетов.
Основными задачами отделов международных отношений являются:
а) обеспечить свободный доступ заинтересованных органов и стран-подписантов Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе к информации о специфике национальной системы интеграции образования в европейское академической среде
б) предоставлять гражданам и заинтересованным органам информации и разъяснений в отношении к академической мобильности и признания документов об образовании
в) проверить подлинность документов, подтверждающих образование, выданный учебных заведений в Узбекистане и других странах;
г) организовывают экспертиз для установления эквивалентности квалификаций, присвоенных в соответствии с образования подтверждающих документов, выданных учебными заведениями в других странах
д) принять участие в подготовке проектов двусторонних и / или многосторонних соглашений о признании квалификации
е) осуществлять меры по содействию на зарубежных рынках академические услуги, предоставляемые узбекскими учебных заведений, в частности, чтобы убедить иностранных граждан прийти в Узбекистан для высшего образования
ж) принять участие в международных программах обмена для школьников, студентов, аспирантов и час обеспечить организационную поддержку для изучения, стажировки, или профессионального продвижения узбекских граждан в учебных заведениях других стран.
На индивидуальном уровне, студентам найти возможность учиться за границей, ссылаясь на помощь многих международных образовательных фондов и организаций, действующих в Узбекистане: Au-Pair, Erasmus Mundus, Германской службы академических обменов (DAAD). В этом случае, успех зависит от студента — его сознания, организации, приверженность, навыки общения, и, конечно, финансовой жизнеспособности. Следует отметить,, что количество активных студентов в Узбекистане, который применяется для обучения за рубежом с каждым годом растет.
Несмотря на эти позитивные сдвиги в области мобильности студентов в Узбекистане, в целом ситуация остается далеко не удовлетворительным, и процент узбекских студентов за рубежом является очень низким, но. Это обусловлено рядом различных проблем:
а) недостаточные финансовые возможности узбекских государственных, университетов и самих студентов
б) неосведомленность студентов о возможностях высшего образования за рубежом
в) бюрократические трудности с необходимыми документами и, в частности, для получения шенгенской визы
г) языковой барьер.
Основными формами обучения узбекских студентов за рубежом в долгосрочной перспективе образовательная программа для квалификации бакалавра и магистра (от одного до нескольких лет), обучения и практики (до шести месяцев) и краткосрочные летние школы, семинары, тренинги и т. д ,
Наманганский инженерно-педагогический институт(НамИПИ) является одним из ведущих технических университетов в Узбекистане и Ферганской долине с более чем ста лет истории. Важное место в деятельности Наманганский инженерно-педагогический институт (НамИПИ) принадлежит международному сотрудничеству с университетами и организациями-партнерами, участие в международных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также предоставляет своим студентам возможность для студенческой мобильности (это в центре внимания текущей программы развития Наманганский инженерно-педагогический институт до 2020 года). Среди европейских партнеров НамИПИ — Русе университет Болгарии, Ян Кохановский университета (Польша), Университет Вагенинген научно-исследовательского-WUR (Нидерланды), университет Естественные науки Праги (Чехия), Сельскохозяйственный университет Нитра (Словакия), университет Хохенхайм (Германия), Шведский университет сельского хозяйства (Швеция), Bodecultur (Австрия) и др. Там является департамент международных образовательных проектов в НамИПИ и Центра международного сотрудничества Министерства образования, одной из основных их функций для оказания практической помощи в университет Студенты в доступе к существующим возможностям академической мобильности студентов. В рамках студенческого самоуправления в НамИПИ является Ассоциация европейских студентов, который объединяет студентов с опытом обучения за рубежом. Также большую роль в подготовке студентов для обучения за рубежом имеет деятельность сети международных культурных и образовательных центров Благодаря деятельности этих центров НамИПИ студенты имеют хорошую возможность для изучения иностранных языков, узнать историю, культуру и традиции европейских стран, получить необходимую подготовку, прежде чем коммуникативную обучения за рубежом.
За последние несколько лет, по крайней мере 20 студентов Наманганской инженерно-педагогический институт регулярно принимают участие в интернационализации высшего образования в долгосрочной перспективе изучения, а также около 10 студентов получить опыт студенческой мобильности в различных летних школах, стажировки и тренинги за рубежом ( в основном в университетах Германии и Польши). Администрация университета и студенческого самоуправления прилагать усилия, чтобы постепенно увеличивать участие НамИПИ студентов в различных формах международной академической мобильности.
Литература:
1. Anvarov A., Tojaxmedova I., Azimova D. System of Assessment in Namangan Engineering Pedagogical Institute //Young scientist USA. — 2015. — С. 51.
- Anvarov A. Role of the international cooperation in high education development//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
- Anvarov A.Recommendations on self-cognition and self development forensuring spiritual development of students University//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
- Anvarov A., Nurdinova F.,Mallaboev N. Development of an electronic educational-methodical complex and using in educational process //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
- Анваров А., Катаева М. Стратегии для улучшения памяти //Russian town Russian-American Magazine. — 2013. — С. 22.
- Анваров A. А., Кодирова Ш., Гойипов У. Г. Некоторые cложные факторы для создания дистанционного обучения в Наманганском инженерно-педагогическом институте //Молодой ученый. — 2015. — С.121.
- Анваров А. Большая тригонометрическая служба Индии: путешествие в Восточный Туркестан Хаджи Ахмед Шаха, братьев Шлагинтвейтов и Мохаммед Амина (1850-е гг.). //Казахстан и Восточный Туркестан в системе взаимодействия восточной и западной цивилизаций на Великом Шелковом пути. — Алматы: Мир, 2012..
- Анваров A. А., БотироваП. Х., КатаеваМ. М., КариеваМ. А. Role of the MATCHES project in NamEPI //Молодойучёный. — 2015. — С. 874.
- Каримов П., Анваров А.А., Негматов У.М. АЛГОРИТМЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСВЕЩЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ //Актуальные научные исследования в современном мире: материалы V Междунар.научн.-практ. инт.-конф., 21-22 сентября 2015 г., Переяслав-Хмельницкий. // Сб. науч. тр. — Переяслав-Хмельницкий, 2015. — Вып. 5, ч. 2 — 118 с.
- Agzamov A., Anvarov A., Shakirov K. Economic Reform and Investment Priorities in the Republic of Uzbekistan //Comparative Economic Studies. — 1995. — Т. 37. — № . 3. — С. 27-38.