В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.
Ключевые слова: лингвистическое портфолио, компетентностный подход в обучении, культурно-лингвистическая компетенция, младший школьник.
.
В связи с общим направлением модернизации российского образования в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования», в объяснительных записках и программах по русскому языку, появилось понятие «компетенция», под которым понимают «совокупность знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и обеспечивающих владение ими в устной и письменной речи» [4, с.65].
Главная идея компетентностного подхода, по определению А. Л. Андреева, состоит «не столько в необходимости располагать знаниями как таковыми, сколько в потребности обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с.20].
Содержание и цели обучения русскому языку, уровни знаний, умений и навыков определяются через культуроведческую, коммуникативную, лингвистическую (языковедческую) и языковую компетенции.
Формирование познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, воображения, овладение навыками самоанализа, рефлексивно-оценочных умениями, повышение речевой культуры составляет суть культуроведческой (культурно-лингвистической) компетенции учащихся. Иными словами, компетентностная парадигма образования предусматривает способность учащихся самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.
Культуроведческий подход в обучении русскому языку востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа и учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися факторов, специфических для конкретного региона.
Актуальным условием развития языковой личности младшего школьника в совокупности всех названных аспектов является технология «портфолио». Лингвистическое портфолио, или языковой «портфель», терминологически определяется с двух точек зрения:
как новая форма контроля и оценки достижений учащихся учителем;
как коллекция лингвистических работ, демонстрирующая учебные результаты ученика, его достижения в области изучения русского языка в сравнении с предыдущими результатами.
Если учитель должен помочь ребенку увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, то цели портфолио относительно деятельности обучающихся, по Г. А. Цукерман, формулируются как повышение самооценки и уверенности собственных возможностей в процессе познания родного языка; развитие мотивации дальнейшего творческого роста; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственную деятельность по предмету [5, с.27].
Формируя лингвистическое портфолио необходимо исходить из его первоначальной структуры: 1. Титульный лист; 2. «Портфолио документов» (разнообразные образовательные достижения школьника документированного характера); 3. «Портфолио работ» (раздаточные дидактические материалы, языковые модели, виды сочинений, определяющие учебную и творческую активность школьника); 4. “Портфолио отзывов».
При развитии культурно-лингвистической компетентности учащихся следует обратить внимание на портфолио творческих работ (учебные презентации, разнообразные дидактические материалы, языковые модели, памятки, алгоритмы составленные учениками, различные виды сочинений) и на использование следующих приемов в процессе формирования портфолио: этимологические этюды, историко-тематический словарь, межъязыковые сопоставления, социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам.
«Портфолио работ» может содержать в себе несколько разделов: «Мой мир» (сочинение (миниатюра, рассуждение-эссе, этюд и др.), изложение (репродуктивное, творческое), реферат, доклад на тему Родины, культурных ценностей), «Моя учеба» (правила, памятки, лучшие контрольные работы), «Моя общественная работа» (анализ участий школьника в тематических мероприятиях, подготовке лингвистических материалов для стенгазеты, классного часа, устного журнала), «Мое творчество» (составления ребусов, языковых кроссвордов, грамматико-орфографических игр), «Работы, которыми я горжусь» (состоит из самых лучших его работ) и других — содержательно способствующих развитию культурно-лингвистической компетенции.
Названные формы творческих работ младших школьников должны быть подчинены общей цели: через развитие языковой интуиции воспитывается интерес к родному языку, его истории и современному состоянию его культурологической сущности.
Содержательно-целевые (содержательно-методические) линии организации работы по формированию языкового «портфеля» с ориентацией на формирование культурно-лингвистических компетенций могут быть определены в соответствии с целевыми линиями развития и воспитания младших школьников, сформулированных А. Ю. Белокуровым относительно краеведческого компонента в системе поликультурного образования обучающихся.
Образовательная линия развития содержит теоретические знания, правила, положения, которые характеризуют культурные, исторические, географические, общественно-экологические особенности развития родного края, родного государства через подбор разного рода проектных работ, исследовательских работ и рефератов, которые прилагаются детьми к портфолио творчества. Очень важно, чтобы ребенок мог также самостоятельно, в адекватной степени оценить уровень выполнения собственных работ как в содержательном, так и в композиционном отношениях, а также в выборе языковых средств (в том числе выразительно-изобразительных), для передачи социокультурного содержания, ставшего объектом изучения школьника.
Ценностная линия развития связана с исследовательским компонентом деятельности учеников и ориентирована на изучение и сохранение компонентов региональной и общественной культуры. Доклады, публикации в школьных изданиях, в материалах научно-практических конференций для школьников, участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку должно стать предметом описания в портфолио работ. При этом указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат.
Деятельностная линия развития способствует становлению культуросообразного неречевого и речевого поведения учащихся в единстве различных видов творческой деятельности. В этом аспекте уместны наглядно-дидактические материалы — таблицы, плакаты, схемы языкового содержания с указанием названия, краткого описания, целевого предназначения. При этом важно сформировать у школьников умение переводить языковую информацию из словесной, вербальной формы в невербальные формы (графические, мультимедийные) и наоборот.
Творческая линия развития представлена различными видами сочинений-миниатюр, этимологических эссе, рассуждений индуктивного или дедуктивного характера, пейзажных зарисовок, лингвистических этюдов и др. Сочинения по прочитанным литературным произведениям также могут стать предметом анализа и найти достойное место в языковом «портфеле».
Рефлексивно-оценочная линия развития связана с постепенным формированием рефлексивных умений младших школьников в процессе осмысления собственной деятельности по созданию портфолио в целом и каждой отдельной работы в том числе.
«Работы, которыми я горжусь» — результат, который наиболее точно отражает собственные оценочные суждения школьника.
Являясь одновременно одной из форм в системе педагогической диагностики, лингвистическое портфолио становится не только предметом исследования, но и средством оценки уровня развития культурно-лингвистической компетентности учащихся во взаимосвязи познавательно-мотивационного, ориентировочно-исполнительского и рефлексивно-оценочного компонентов [2, с.65].
Опытно-экспериментальное исследование, имеющее своей целью выявить влияние лингвистического портфолио на уровень развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников, организуется в три этапа. Подбор диагностических методик — «Диктант для робота», «Лингвистические софизмы» и др.- ориентирован на изучаемый грамматико-орфографический и культурно-лингвистический материал по дисциплине «Русский язык».
Сравнительно-сопоставительный анализ экспериментальных данных на констатирующем и контрольном этапах доказывает правомерность исследовательской гипотезы, включающей положение о том, что на формирующем этапе эксперимента необходимо организовать систематическую работу по формированию языкового «портфеля» каждого ученика с помощью портфолио творческих работ.
Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с лингвистическим «портфелем» должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». По определению И. Г. Юдиной, педагогическая философия портфолио предполагает «смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку» [3, с.6].
Таким образом, лингвистическое портфолио, как любой учебный «портфель», нечто большее, чем просто папка ученических работ; это индивидуальная подборка достижений учащегося, направленная на формирование и развитие культурно-лингвистических компетенций.
Литература:
- Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа/ А. Л. Андреев// Педагогика. — 2005.- № 4. — С. 19–26.
- Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. — Самара: Издательство «Профи», 2003. — С.56–81.
- Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 223с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2004. — 221с.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. — М.: Эксперимент, 2000. — С.25–110.