«Бесприданница» — одна из наиболее значимых пьес А. Н. Островского. Над ее созданием он работал очень долго, стараясь «отделать самым тщательным образом». Островский хотел изобразить не просто типы, а углубиться до создания характера, личности. И это ему удалось. В 1878 году пьеса «Бесприданница» была представлена на сцене в Малом театре, а в 1879 году напечатана в журнале «Отечественные записки».
В семидесятые годы в социальной системе России наблюдались значительные перемены. Они, конечно, не могли не отразиться и на купеческой среде, которая была для Островского неисчерпаемым кладезем тем для его пьес. Патриархальное купечество с его принципами, особыми понятиями о чести, устоями и традициями, уходило в прошлое. На смену ему стали приходить новые дельцы, для которых погоня за прибылью оправдывала любые средства. В обществе стала происходить переоценка ценностей, которая очень тревожила передовых писателей того времени, так как эта переоценка была направлена не в лучшую сторону.
На фоне этих событий очень оправдано появление такого реалистического произведения, как «Бесприданница». Будучи реалистом, Островский сумел уловить веяния времени и пути развития различных типических характеров эпохи. Более того, он сумел воссоздать их в своей драме с удивительной художественной и психологической точностью.
«Бесприданницу» можно назвать социально-психологической драмой. В теме поднята проблема взаимоотношений в обществе, пронизанном отношениями купли-продажи, где у «каждой вещи своя цена есть». Психологизм же заключается в том, что в такой исковерканной шкале ценностей «вещью» может стать и человек, личность. А нежелание личности быть вещью и приводит к возникновению драматического конфликта.
Лариса Огудалова, главная героиня пьесы, оказывается в двойственной ситуации: обладая прекрасной внешностью, умом, музыкальным талантом и нравственными добродетелями, она сталкивается с ситуацией, когда все эти качества перечеркиваются отсутствием у нее приданого. Перед Ларисой два пути — или выбрать жениха из «маленьких людей», или стать содержанкой «больших дельцов». Лариса же, обманывая саму себя, отчаянно пытается схватиться за последнюю надежду. Она хочет выйти и за любимого, и за красивого, и за богатого Сергея Паратова. Но нельзя ее упрекать в расчетливости или наглости. Это было вполне естественным желанием девушки быть счастливой. Лариса искренне любила … но как оказалось, не Паратова, а созданный ею романтический образ любимого. В реальности погоня за несуществующей мечтой приводит к трагическому финалу — смерти Огудаловой. И эта смерть становится для девушки «благодеянием», потому что она самостоятельно не могла справиться, в принципе, с вполне банальной жизненной ситуацией.
Динамично развивающееся драматургическое действие (события происходят в течение одного дня) позволяет зрителю и читателю понять, насколько мучительно было душевное состояние героини, насколько остро она переживала сложившуюся ситуацию и как глубоко она ее обдумала.
Нарастанию душевного напряжения помогают и композиционные особенности пьесы. Композиция «Бесприданницы» организована классически строго. Первый акт — экспозиция и завязка, второй — развитие действия, третий акт (званый обед у Карандышева) — кульминация, четвертый акт — развязка (окончательное прозрение и гибель Ларисы). Линейная композиция драмы позволяет Островскому подчеркнуть мотивированность действий героев. Читателю становится ясно, что характеры и поступки персонажей обусловлены не только психологическими особенностями, но и социальной средой, теми «больными мозолями», которые каждый человек натирает, пытаясь карабкаться по социальной лестнице.
Система образов пьесы тоже весьма своеобразна. И это заметно уже в афише драмы. Островский выбирает для героев «говорящие» имена. Возвышенная натура — Лариса — по-гречески «чайка». Ушлый Паратов — от «паратый», т. е. хищный зверь. «Крупный делец» Кнуров — кнур, т. е. боров, кабан. Харита Игнатьевна от цыганского «прелестная». Оксюморонное имя жениха Ларисы — Юлий Карандышев (Юлий — имя императора, карандаш — значит коротышка) — указывает на несоответствие амбиций и возможностей персонажа. Значения всех этих имен находят логическое продолжение при раскрытии социально-психологических особенностей героев Островским.
Примечателен в системе образов герой Робинзон. Это единственный персонаж, которого автор не снабдил ремаркой. Это подчеркивает, что Робинзон метафорически давно уже превратился в вещь, которую один хозяин передает другому, не считая нужным считаться с ее человеческим достоинством.
Вообще авторские ремарки играют в «Бесприданнице» огромную роль. Они позволяют четче представить и внешность героев, и духовно-психологические особенности персонажей, и окружающую обстановку. Вспомним сцену приветствия в чайной Кнурова, который «не вставая с места... слегка кивает Карандышеву», не протягивая ему руки.
Магическим свойством обладает ремарка в начале драмы: «Действие происходит в настоящее время». И действительно, современность пьесы девятнадцатого века не утрачивается и в двадцать первом.
Поразительна по своей напряженности финальная ремарка: «Громкий хор цыган». Зритель буквально физически ощущает одиночество Ларисы на чужом празднике жизни.
Но самое большое влияние на сознание и эмоции зрителей и читателей оказывает речь героев, их откровенные высказывания о себе. Лариса считает Паратова «идеалом мужчины», а тот заявляет, что в нем «ничего заветного нет». Лариса просит о дружеской поддержке Вожеватова, а тот уже дал «купеческое слово» (от слова купить). Лариса хочет сбежать от фальши, а Карандышев, так сказать, «истинное золото», отчаянно пытается влезть в светскую мишуру.
Конфликт в каждом диалоге, в душе героини, в сознании читателей и зрителей — и все для того, чтобы достучаться до общества, заставить его задуматься об истинных ценностях и приоритетах.
Даже смысл названия пьесы — «Бесприданница» — направлен на это. Островский ставит перед читателем вопрос: действительно ли настолько цепко любое социальное клеймо? Ведь заложницей социальных штампов становится не только Лариса, но и другие герои пьесы. Лариса не может выйти замуж за любимого, потому что она бесприданница. Но и богачи Кнуров, Вожеватов, Паратов не могут оторваться от своих клейм и жениться по любви! Они не могут получить в «приданое» истинную любовь и человеческое тепло.
Таким образом, по силе своего эмоционального воздействия, по масштабу тематики, по злободневности затронутых проблем и бесспорности художественной ценности, драма «Бесприданница» занимает достойное место в мировой литературе. Эта пьеса А. Н. Островского не утратит своей актуальности. Каждое новое поколение читателей непременно будет совершать для себя все новые и новые духовно-нравственные открытия, смотреть на мир сквозь призму творчества бессмертного драматурга.
Литература:
- az.lib.ru›Островский›text_0190.shtml