Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 32091 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница» / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 953-954. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23495/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

«Бесприданница» — одна из наиболее значимых пьес А. Н. Островского. Над ее созданием он работал очень долго, стараясь «отделать самым тщательным образом». Островский хотел изобразить не просто типы, а углубиться до создания характера, личности. И это ему удалось. В 1878 году пьеса «Бесприданница» была представлена на сцене в Малом театре, а в 1879 году напечатана в журнале «Отечественные записки».

В семидесятые годы в социальной системе России наблюдались значительные перемены. Они, конечно, не могли не отразиться и на купеческой среде, которая была для Островского неисчерпаемым кладезем тем для его пьес. Патриархальное купечество с его принципами, особыми понятиями о чести, устоями и традициями, уходило в прошлое. На смену ему стали приходить новые дельцы, для которых погоня за прибылью оправдывала любые средства. В обществе стала происходить переоценка ценностей, которая очень тревожила передовых писателей того времени, так как эта переоценка была направлена не в лучшую сторону.

На фоне этих событий очень оправдано появление такого реалистического произведения, как «Бесприданница». Будучи реалистом, Островский сумел уловить веяния времени и пути развития различных типических характеров эпохи. Более того, он сумел воссоздать их в своей драме с удивительной художественной и психологической точностью.

«Бесприданницу» можно назвать социально-психологической драмой. В теме поднята проблема взаимоотношений в обществе, пронизанном отношениями купли-продажи, где у «каждой вещи своя цена есть». Психологизм же заключается в том, что в такой исковерканной шкале ценностей «вещью» может стать и человек, личность. А нежелание личности быть вещью и приводит к возникновению драматического конфликта.

Лариса Огудалова, главная героиня пьесы, оказывается в двойственной ситуации: обладая прекрасной внешностью, умом, музыкальным талантом и нравственными добродетелями, она сталкивается с ситуацией, когда все эти качества перечеркиваются отсутствием у нее приданого. Перед Ларисой два пути — или выбрать жениха из «маленьких людей», или стать содержанкой «больших дельцов». Лариса же, обманывая саму себя, отчаянно пытается схватиться за последнюю надежду. Она хочет выйти и за любимого, и за красивого, и за богатого Сергея Паратова. Но нельзя ее упрекать в расчетливости или наглости. Это было вполне естественным желанием девушки быть счастливой. Лариса искренне любила … но как оказалось, не Паратова, а созданный ею романтический образ любимого. В реальности погоня за несуществующей мечтой приводит к трагическому финалу — смерти Огудаловой. И эта смерть становится для девушки «благодеянием», потому что она самостоятельно не могла справиться, в принципе, с вполне банальной жизненной ситуацией.

Динамично развивающееся драматургическое действие (события происходят в течение одного дня) позволяет зрителю и читателю понять, насколько мучительно было душевное состояние героини, насколько остро она переживала сложившуюся ситуацию и как глубоко она ее обдумала.

Нарастанию душевного напряжения помогают и композиционные особенности пьесы. Композиция «Бесприданницы» организована классически строго. Первый акт — экспозиция и завязка, второй — развитие действия, третий акт (званый обед у Карандышева) — кульминация, четвертый акт — развязка (окончательное прозрение и гибель Ларисы). Линейная композиция драмы позволяет Островскому подчеркнуть мотивированность действий героев. Читателю становится ясно, что характеры и поступки персонажей обусловлены не только психологическими особенностями, но и социальной средой, теми «больными мозолями», которые каждый человек натирает, пытаясь карабкаться по социальной лестнице.

Система образов пьесы тоже весьма своеобразна. И это заметно уже в афише драмы. Островский выбирает для героев «говорящие» имена. Возвышенная натура — Лариса — по-гречески «чайка». Ушлый Паратов — от «паратый», т. е. хищный зверь. «Крупный делец» Кнуров — кнур, т. е. боров, кабан. Харита Игнатьевна от цыганского «прелестная». Оксюморонное имя жениха Ларисы — Юлий Карандышев (Юлий — имя императора, карандаш — значит коротышка) — указывает на несоответствие амбиций и возможностей персонажа. Значения всех этих имен находят логическое продолжение при раскрытии социально-психологических особенностей героев Островским.

Примечателен в системе образов герой Робинзон. Это единственный персонаж, которого автор не снабдил ремаркой. Это подчеркивает, что Робинзон метафорически давно уже превратился в вещь, которую один хозяин передает другому, не считая нужным считаться с ее человеческим достоинством.

Вообще авторские ремарки играют в «Бесприданнице» огромную роль. Они позволяют четче представить и внешность героев, и духовно-психологические особенности персонажей, и окружающую обстановку. Вспомним сцену приветствия в чайной Кнурова, который «не вставая с места... слегка кивает Карандышеву», не протягивая ему руки.

Магическим свойством обладает ремарка в начале драмы: «Действие происходит в настоящее время». И действительно, современность пьесы девятнадцатого века не утрачивается и в двадцать первом.

Поразительна по своей напряженности финальная ремарка: «Громкий хор цыган». Зритель буквально физически ощущает одиночество Ларисы на чужом празднике жизни.

Но самое большое влияние на сознание и эмоции зрителей и читателей оказывает речь героев, их откровенные высказывания о себе. Лариса считает Паратова «идеалом мужчины», а тот заявляет, что в нем «ничего заветного нет». Лариса просит о дружеской поддержке Вожеватова, а тот уже дал «купеческое слово» (от слова купить). Лариса хочет сбежать от фальши, а Карандышев, так сказать, «истинное золото», отчаянно пытается влезть в светскую мишуру.

Конфликт в каждом диалоге, в душе героини, в сознании читателей и зрителей — и все для того, чтобы достучаться до общества, заставить его задуматься об истинных ценностях и приоритетах.

Даже смысл названия пьесы — «Бесприданница» — направлен на это. Островский ставит перед читателем вопрос: действительно ли настолько цепко любое социальное клеймо? Ведь заложницей социальных штампов становится не только Лариса, но и другие герои пьесы. Лариса не может выйти замуж за любимого, потому что она бесприданница. Но и богачи Кнуров, Вожеватов, Паратов не могут оторваться от своих клейм и жениться по любви! Они не могут получить в «приданое» истинную любовь и человеческое тепло.

Таким образом, по силе своего эмоционального воздействия, по масштабу тематики, по злободневности затронутых проблем и бесспорности художественной ценности, драма «Бесприданница» занимает достойное место в мировой литературе. Эта пьеса А. Н. Островского не утратит своей актуальности. Каждое новое поколение читателей непременно будет совершать для себя все новые и новые духовно-нравственные открытия, смотреть на мир сквозь призму творчества бессмертного драматурга.

 

Литература:

 

  1. az.lib.ru›Островский›text_0190.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): лариса, Островское, пьеса.


Похожие статьи

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах А. П. Чехова

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Мотивы Евгения Онегина в поэмах И. С. Тургенева «Параша» и Н. А. Некрасова «Саша»

Семантика повествования от первого лица в рассказе И.А. Бунина «Несрочная весна»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Похожие статьи

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах А. П. Чехова

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Мотивы Евгения Онегина в поэмах И. С. Тургенева «Параша» и Н. А. Некрасова «Саша»

Семантика повествования от первого лица в рассказе И.А. Бунина «Несрочная весна»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Задать вопрос