При осуществлении функций управления экологией всё большее значение приобретают экономические подходы к рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды. Между хозяйственной деятельностью и природными системами неизбежно возникают противоречия, которые различаются глубиной проявления и различными путями разрешения. Приоритетным направлением при этом является формирование эффективного экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды.
Природопользование в широком смысле — это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование — это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды. На региональном уровне сфера природопользования образована предприятиями и организациями региональной экологической инфраструктуры, системами мусороудаления и мусоропереработки, объединенными очистными комплексами, системами канализации, службами регионального экологического мониторинга, сетью особо охраняемых и защитных территорий и т. д.
Весьма сложным, но необходимым является эффективное использование природопользования и охраны окружающей среды. Особый интерес это имеет с экономической точки зрения. В каждом регионе, несмотря на общность в структуре этой сферы экономики, имеются свои специфические особенности в экономической ответственности за их использование. Важным условием организации сохранения и использования природных ресурсов страны является наличие инструментов управления, его экономическая оценка в системе рыночных отношений.
Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов — одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. Основные проблемы при оценке возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и слабости соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Это не позволяет учитывать и отражать природные ресурсы в составе национального богатства страны наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений.
В настоящее время в экономической науке получили развитие нижеследующие основные подходы социально-экономической оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства (по рыночной стоимости): затратный, результативный, затратно-ресурсный, воспроизводственный, кадастровый, рентный подходы, подход по экономической оценке природных ресурсов на основе такс возмещения ущерба, подход по оценке биопродукции на основе метода анкетного опроса населения.
Остановимся более подробно на системе показателей затратного подхода, а именно, на оценке ущербов от загрязнения окружающей среды. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды складывается из следующих затрат:
дополнительные затраты общества в связи с изменением в окружающей природной среде;
затраты на возвращение окружающей природной среды в прежнее состояние;
дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов.
Такой подход (учет большего качества элементов) оценки ущерба требует огромного количества информации и поэтому мало применим на практике. В существующих методиках используется подход, основанный на упрощенной процедуре, базирующийся на приведении различных примесей к «монозагрязнителю», т. е. агрегированному виду.
Таким образом, в самом общем плане методические вопросы экономической оценки ущербов от загрязнения окружающей среды можно свести к денежной оценке негативных изменений в широком спектре последствий:
социальными ущербами (ухудшения здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду, содержащую вредные примеси и есть продукты, «обогащенные» нитратами; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, а также исторических и культурных памятников, несших информацию о национальной культуре);
экологическими ущербами (необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетические потери и так далее);
экономическими ущербами (изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения). [1].
В условиях рыночных отношений система управления ресурсным потенциалом и его сохранения требует особого внимания. Поэтому, при разработке мер подходов следует знать опыт других государств по этому вопросу. Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды.
Все методы охраны окружающей природной среды можно разделить на три группы:
нефискальные методы — это введение природоохранных обязательных условий; изменение правовых условий с учетом экологического фактора; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение преимуществ природопользователям, использующих природосберегающие продукты и способы производства;
методы, связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей природной среды);
методы, связанные с государственными расходами — это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды. [2].
Обобщая все вышесказанное, представим экономические методы управления охраной окружающей среды в табличном виде (таблица 1). Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах и важно правильно их установить. Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется «плата потребителя» — плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах. Метод «плата за продукцию» представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла). «Страховая плата», к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). «Дифференциация оборотного налога» — это значительный набор льготных налогов на производителей «чистой» продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие «грязную» продукцию.
Таблица 1
Экономические методы управления охраной окружающей среды
Страна |
Плата за загрязнение (загрязнитель платит) |
Плата потребителя |
Плата за продукцию |
Страховая плата |
Дифферениация оборотного налога |
|||
воздуха |
воды |
отходами |
шумом |
|||||
Австрия |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Великобритания |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Германия |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Дания |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Италия |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
Канада |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Нидерланды |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Норвегия |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Австрия |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
США |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Франция |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Финляндия |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
Швеция |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Япония |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Российская Федерация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Анализируя экономические методы управления охраной окружающей среды в зарубежных странах можно выделить следующее: первое место среди методов управления занимают методы — «плата потребителя» и «плата за продукцию».
Отличительной особенностью управления охраной окружающей среды в Российской Федерации является взимание платы за загрязнение и негативное воздействие на окружающую среду т. е. принцип «загрязнитель платит», плата за загрязнение воздуха, воды почвы, загрязнение отходами, шумом. Этот метод управления остается одним из основных стимулов природоохранной деятельности предприятий промышленности и коммунального хозяйства в РФ. В то время как этот принцип в зарубежных странах распространен не так сильно, и используются в редких случаях. Например, платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03 % от ВНП, в Германии — 0,015 % от ВНП.
Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Особенно это относится к такой сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.
В нашей стране механизм природопользования находится в стадии формирования. Он представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере — удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды. Механизм природопользования включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование, финансирование природоохранных мероприятий, экономическое стимулирование рационального природопользования, контроль и учет в экологической сфере, экологическое нормирование, правовое регулирование и т. п.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что механизм регулирования природоохранной деятельности сложился по аналогии с западными странами. Но в Российской Федерации имеются свои специфические особенности не только в целом по стране, но и по отдельным регионам.
Анализ практики экономического регулирования охраны окружающей среды выявил некоторые проблемы теоретического характера: нет единства в системе классификаций природных ресурсов, в законодательном аспекте есть необходимость дальнейшего усовершенствования нормативной базы.
В практическом плане экономический механизм регулирования так же нуждается в совершенствовании. Так доходы от природопользования в региональный бюджет составляют около 1 %, что не покрывает ущерба от деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому основной упор делается на инвестиции в природоохранный комплекс. Инвестирование осуществляется в основном за счет природопользователей в виде финансовых вложений на конкретные мероприятия, а также за счет бюджета вышестоящих уровней. Роль иностранных инвестиций не существенна.
Литература:
- Гирусов Э. В. Экология и экономика природопользования / Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, A. JI. Новоселов, и др.; под ред. Э. В. Гирусова. — М.: Закон и право,ЮНИТИ, 2008. 455 с.
- Моисеев Н. А. Экономический механизм обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в России / Н. А. Моисеев // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2012. — № 3. — С. 32–36.