В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование информационных технологий, оно может вызвать и ряд проблем, связанных с их внедрением и эффективным применением в образовательном процессе.
Ключевые слова: образование, педагогика, ИКТ, информационные технологии, информатизация, инновации, образовательный процесс.
Одной из проблем современного образования является нехватка времени. Сокращение материала сказывается на успеваемости в большинстве случаев отрицательно. Встает вопрос, как за одно и то же время дать ученику как можно больше знаний. Использование информационных технологий помогает учителю сократить время на подачу материала и его тренировку. Кроме того, использование информационных технологий является одним из мотивирующих факторов учащихся, что позволяет оптимизировать процесс обучения.
В современном обществе информатизация затрагивает все больше сфер жизни. Сфера образования не является исключением. Информатизация школы является одной из важнейших задач Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [1], одним из необходимых условий реализации основных образовательных программ общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом. [2]
При этом информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием, но и создание методической базы для преподавателей, а также развитие их компетентностей в этой сфере. Кроме того, в соответствии с требования ФГОС нового поколения формирование информационно-образовательной среды в школе является обязательным, что также предполагает использование информационных технологий в процессе обучения. Информационные технологии представляют собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов. [3]
Многие российские ученые, такие как В. П. Беспалько, В. А. Извозчиков, В. А. Ильин, Д. А. Исаев, А. А. Кузнецов, В. В. Лаптев, А. Н. Мансуров, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Смирнов и др, подтверждают эффективность применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, их использование отвечает запросам современного общества и соответствует принципам системно-деятельностного подхода, который реализуется в современной системе образования. [4]
С начала 2000-х годов началась активная информатизация всех образовательных учреждений. Закупка и настройка оборудования, программного обеспечения и выделение средств для поддержания информационной обеспеченности. Это позволяет преподавателям использовать новейшие технологии для оптимизации образовательного процесса. Другими словами, предъявление материала и его тренировка становятся более лаконичными и привлекательными для учащихся, что в следствие может влиять и на эффективность урока в целом.
Современные информационные технологии разнообразны и могут применяться на любом этапе работы с материалом: ознакомление, тренировка, закрепление и контроль. Ниже представлена классификация, приведенная в журнале HorizonReportEurope, посвященном проблемам и новациям в информационно-коммуникационном обеспечении образовательного процесса. В классификации представлены наиболее распространенные информационные образовательные технологии, их описание и примеры. [5]
Таблица 1
Тип технологий |
Описание |
Примеры |
Потребительские технологии (Consumer Technologies) |
Инструменты, разработанные для развлекательных и профессиональных целей. Первоначально не предназначенные для образовательных нужд, они могут быть легко использованы на уроках. |
> 3D Video > Electronic Publishing > Mobile Apps > Quantified Self > Tablet Computing > Telepresence > Wearable Technology |
Цифровые приемы (Digital Strategies) |
Приемы и способы применения устройств и программ, которые делают обучение более увлекательным и интересным как в аудитории, так и вне её. Продолжение таблицы 1 |
> Bring Your Own Device (BYOD) > Flipped Classroom > Games and Gamification > Location Intelligence > Makerspaces > Preservation/Conservation Technologies |
Обеспечивающие технологии (Enabling Technologies) |
Технологии, позволяющие расширить функционал основных инструментов и устройств. |
> Affective Computing > Cellular Networks > Electrovibration > Flexible Displays > Geolocation > Location-Based Services > Machine Learning > Mobile Broadband > Natural User Interfaces > Near Field Communication > Next-Generation Batteries > Open Hardware > Speech-to-Speech Translation > Statistical Machine Translation > Virtual Assistants > Wireless |
Интернет технологии (Internet Technologies) |
Технологии и необходимое сопровождение для более органичного и естественного использования сети Интернет в процессе обучения. |
> Cloud Computing > The Internet of Things > Real-Time Translation > Semantic Applications > Single Sign-On > Syndication Tools |
Обучающие технологии (Learning Technologies) |
Инструменты и ресурсы, разработанные специально для образовательных целей. Технологии, позволяющие сделать обучение более индивидуальным и доступным. |
> Badges/Microcredit > Learning Analytics > Massive Open Online Courses > Mobile Learning > Online Learning > Open Content > Open Licencing > Virtual and Remote Laboratories |
Социальные технологии (Social Media technologies) |
Данные технологии могут быть представлены как подраздел потребительских технологий. Широко используются обществом в повседневной жизни и могут быть также использованы для развития новых идей, инструментов и технологий. Продолжение таблицы 1 |
> Collaborative Environments > Collective Intelligence > Crowdfunding > Crowdsourcing > Digital Identity > Social Networks > Tacit Intelligence |
Технологии визуального представления (Visualisation Technologies) |
Разнообразные способы представления информации, начиная от простейших форм данных, и заканчивая огромными информационными кластерами и динамическими процессами. Главная цель: представление сложной информации в более простом и понятном виде. |
> 3D Printing/Rapid Prototyping > Augmented Reality > Information Visualisation > Visual Data Analysis > Volumetric and Holographic Displays |
Тем не менее, при организации учебно-воспитательной деятельности, возникают определенные сложности. При более детальном анализе проблемы были выявлены следующие противоречия:
между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;
между упрощенным стереотипом понимания информатизации как «поставки компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;
между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;
между наличием высокого потенциала информационных технологий и слабостью анализа передового опыта их использования в массовой школе; [6]
между объемом изучаемых материалов и объемом времени, предоставляемым для обучения данному материалу;
между скоростью усваивания материала и объемом времени, предоставляемым для изучения;
между объемом изучаемых предметов и времени выделяемого для изучения предметов;
между затрачиваемым временем на организацию образовательного процесса традиционными методами и временем, затрачиваемым на организацию образовательного процесса с использованием информационных технологий.
Исходя из этого, мы видим огромное количество нерешенных проблем, связанных с процессом использования информационных технологий. Как можно судить, многие из них связаны как с внедрением, так и с эффективным применением данных технологий. Следовательно, перед магистрантами, аспирантами и молодыми специалистами стоит серьезная задача, а именно поиск решений для выявленных проблем и разработка методик наиболее эффективного использования информационных технологий в современной школе.
Литература:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/Сайт Президента России [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kremlin.ru/news/6683(дата обращения: 12.11.2015)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1–4 кл.) [утвержден приказом Минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357]: [Электронный ресурс]/ Министерство науки Российской Федерации. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/922 дата обращения: 12.11.2015)
- Основные понятия — информатизация образования. Российский портал информатизации образования. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rpio.ru/data/2558.htm (дата обращения: 12.11.2015)
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]/ Министерство науки Российской Федерации. — URL:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/543 (дата обращения: 12.11.2015)
- Important Developments in Educational Technology for European Schools. HorizonReport Europe. 2014 Schools Edition
- Булин-Соколова Е. И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: Автореф. дис…докт. пед. наук. — М., 2012. — 46 с.