Участниками кадровых процессов являются сами государственные гражданские служащие. С точки зрения гендерного подхода они всегда будут иметь признак социального пола, т. е. будут выступать представителями социально- демографических групп. Его цель — достижение гендерного равенства, которое подразумевает не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство их возможностей для реализации своих личностных, профессиональных интенций, а также равенство в правах выражать свои интересы, взгляды, суждения, иметь доступ ко всякого рода ресурсам: экономическим, социальным, властным [1].
Рис. 1 Занятость в государственной гражданской службе мужчин и женщин, человек
По состоянию на 1 октября 2009 года численность работников, замещавшие государственные должности и должности гражданской службы в РС (Я) составляло 8409 человек. По диаграмме (рис. 1) видно, что доля мужчин равен 33,3 %, женщин 66,7 %. Соотношение мужчин и женщин в 2011 году практически не изменилось. Мужчин 32,3 %, женщин соответственно 67,7 %. В связи с оптимизацией количества чиновников по сравнению с 2009 годом в 2013 году общее число уменьшилось на 645 человек (7,7 %). В том числе 394 (14 %) мужчин и 251 (4 %) женщин. (Разработка показателей осуществляется Госкомстатом 1раз в 2года).
Таблица 1
Соотношение работников по уровням управления [6]
По уровням управления |
Всего работников: |
В том числе: |
|
мужчин |
женщин |
||
2009 год: |
|
|
|
на республиканском уровне |
3742 |
1315 |
2427 |
на районном (городском) уровне |
4667 |
1485 |
3182 |
2011 год: |
|
|
|
на республиканском уровне |
3761 |
1250 |
2511 |
на районном (городском) уровне |
4345 |
1366 |
2979 |
По уровням управления. Если провести сравнение по процентным соотношениям на республиканском уровне в 2009 году работал больше мужчин (35,1 %), чем на районном (городском) уровне (31,8 %). Сравнение в количестве показывает обратное заключение (республиканском — 1315, районном (городском) — 1485). В 2011 г. уменьшился на 6,5 %.
Таблица 2
Соотношение работников по органам государственной власти [3]
По органам государственной власти: |
Всего работников |
В том числе: |
Распределение по полу, процентов |
||
мужчин |
женщин |
мужчин |
женщин |
||
2009 год: |
|
|
|
|
|
в территориальных органах федеральных органов |
5205 |
1729 |
3476 |
33,2 |
66,8 |
в республиканских органах государственной власти |
3204 |
1071 |
2133 |
33,4 |
66,6 |
2011 год: |
|
|
|
|
|
в территориальных органах федеральных органов |
4949 |
1592 |
3357 |
32,2 |
67,8 |
в республиканских органах государственной власти |
3157 |
1024 |
2133 |
32,4 |
67,6 |
2013 год: |
|
|
|
|
|
в территориальных органах федеральных органов |
4555 |
1388 |
3167 |
30,5 |
69,5 |
в республиканских органах государственной власти |
3209 |
1018 |
2191 |
31,7 |
68,3 |
В классификациях по органам государственной власти незначительные изменения. Несмотря на то, что реализуется политика сокращения государственных и муниципальных служащих количество женщин увеличивается.
Анализ данных показал, что во всех отраслях 2/3 часть государственного аппарата формируют женщины. Чтобы определить степень сегрегации по признаку пола использовали индекс предельного соответствия, но изменили условию для выявления женской занятости в органах государственной и муниципальной власти. Индекс предельного соответствия, разработанный группой экспертов по ситуации женской занятости Европейского Сообщества, признается сегодня показателем, наиболее полно отвечающим требованиям, предъявляемым к измерителю гендерной сегрегации. Формула для вычисления данного индекса имеет следующий вид:
Данный индекс определяет распределение мужчин и женщин по профессиям (отраслям). Но условию изменили для выявления соотношения мужчин и женщин в государственной и муниципальной службе. Значения индекса MM могут изменяться в пределах от 0 до 1. Если значение ММ достигнет 1, это будет означать, что гендерная сегрегация максимальна, т. е. в государственной службе заняты только женщины или мужчины.
Расчет показал, что в государственной службе РС (Я) наблюдается гендерное неравенство. Доля мужчин в 2013 г. составил М=0,34. Но ситуация меняется когда мы берем для анализа вертикальный срез представленности мужчин и женщин на государственной гражданской службе. Для сбалансирования полов необходимо увеличить количество мужчин в ведущих должностях государственной службы и увеличить число женщин в высших должностях.
Гендерную иерархию мы наблюдаем, когда касаемся анализа положения женщины в сфере государственного управления в целом. В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва из 73 депутатов оказалось 10 женщин (14 % от общего состава депутатов).
Рис. 2 Соотношение количества мужчин и женщин в Государственном собрании (Ил Тумэн) РС (Я), %
Здесь работают 12 профильных комитетов и мандатная и регламентная комиссия, в числе 9 депутатов — только 2 женщины (Филиппова Марфа Семеновна- председатель комиссии, Енторова Елена Викторовна — член комиссии).
Руководство Государственного Собрания:
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Жирков Александр Николаевич;
Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Добрянцев Анатолий Анатольевич;
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Балабкина Ольга Валерьевна;
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Губарев Виктор Николаевич.
Как видим, на высших должностях руководят мужчины (25 % женщин). В основном мужчины занимают руководящие посты, а женщины, более низшие и вспомогательные должности. Тем самым можно отметить, что гендерная асимметрия в сфере государственного управления, резко снижает эффективность принятия управленческих решений, так как не учитывается значимый опыт половины населения страны [4].
По мнению Кочкиной, большинство женщин, имеющих власть, руководят исключительно женщинами. Это объясняется «антиматриархатом» мужчин, в основе которого лежит нежелание находиться в подчинении у женщины и желание сохранить монополию мужчин в руководящей власти [2].
В Администрации Главы РС (Я) на руководящих должностях представлены 7 (21 %) женщин, в том числе Председатель Правительства РС (Я) Данчикова Галина Иннокентьевна.
Приведенный анализ положения женщин в государственной сфере показывает существенную кадровую диспропорцию в распределении государственных должностей, и чем выше уровень власти, тем меньше представлено в нем женщин. Такое положение дел в кадровой политике ставит перед государством и всей общественностью задачу справедливого распределения кадрового потенциала в структурах власти, особенно верхнего эшелона. Наряду с феминизацией кадров государственной гражданской службы, на повестку дня встает другой социальный процесс, представляющий качественный срез первого, — профессиональное развитие и самореализация женщин — государственных служащих [1].
Литература:
- Коростылёва Н. Н. Гендерное измерение кадровых процессов на государственной гражданской службе [электронный ресурс] URL: http://www.womaninrussiansociety.ru/wp
- Кочкина Е. Женщины в российских органах власти// ОНС. 2008. № 1 C. — 179.
- Мальцева, И. О. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И. О. Мальцева, С. Ю. Рощин; Гос. унт — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006
- Надеев Г. А. Постановка проблемы гендерной асимметрии на государственной службе [Текст] / Г. А. Надеев // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 333–335.
- Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс] URL: http://www.iltumen.ru
- Федеральная служба государственной статистики РФ [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru