Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, Н. Н. Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии) / Н. Н. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23527/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Участниками кадровых процессов являются сами государственные гражданские служащие. С точки зрения гендерного подхода они всегда будут иметь признак социального пола, т. е. будут выступать представителями социально- демографических групп. Его цель — достижение гендерного равенства, которое подразумевает не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство их возможностей для реализации своих личностных, профессиональных интенций, а также равенство в правах выражать свои интересы, взгляды, суждения, иметь доступ ко всякого рода ресурсам: экономическим, социальным, властным [1].

Рис. 1 Занятость в государственной гражданской службе мужчин и женщин, человек

 

По состоянию на 1 октября 2009 года численность работников, замещавшие государственные должности и должности гражданской службы в РС (Я) составляло 8409 человек. По диаграмме (рис. 1) видно, что доля мужчин равен 33,3 %, женщин 66,7 %. Соотношение мужчин и женщин в 2011 году практически не изменилось. Мужчин 32,3 %, женщин соответственно 67,7 %. В связи с оптимизацией количества чиновников по сравнению с 2009 годом в 2013 году общее число уменьшилось на 645 человек (7,7 %). В том числе 394 (14 %) мужчин и 251 (4 %) женщин. (Разработка показателей осуществляется Госкомстатом 1раз в 2года).

Таблица 1

Соотношение работников по уровням управления [6]

По уровням управления

Всего работников:

В том числе:

мужчин

женщин

2009 год:

 

 

 

на республиканском уровне

3742

1315

2427

на районном (городском) уровне

4667

1485

3182

2011 год:

 

 

 

на республиканском уровне

3761

1250

2511

на районном (городском) уровне

4345

1366

2979

 

По уровням управления. Если провести сравнение по процентным соотношениям на республиканском уровне в 2009 году работал больше мужчин (35,1 %), чем на районном (городском) уровне (31,8 %). Сравнение в количестве показывает обратное заключение (республиканском — 1315, районном (городском) — 1485). В 2011 г. уменьшился на 6,5 %.

Таблица 2

Соотношение работников по органам государственной власти [3]

По органам государственной власти:

Всего работников

В том числе:

Распределение по полу, процентов

мужчин

женщин

мужчин

женщин

2009 год:

 

 

 

 

 

в территориальных органах федеральных органов

5205

1729

3476

33,2

66,8

в республиканских органах государственной власти

3204

1071

2133

33,4

66,6

2011 год:

 

 

 

 

 

в территориальных органах федеральных органов

4949

1592

3357

32,2

67,8

в республиканских органах государственной власти

3157

1024

2133

32,4

67,6

2013 год:

 

 

 

 

 

в территориальных органах федеральных органов

4555

1388

3167

30,5

69,5

в республиканских органах государственной власти

3209

1018

2191

31,7

68,3

 

В классификациях по органам государственной власти незначительные изменения. Несмотря на то, что реализуется политика сокращения государственных и муниципальных служащих количество женщин увеличивается.

Анализ данных показал, что во всех отраслях 2/3 часть государственного аппарата формируют женщины. Чтобы определить степень сегрегации по признаку пола использовали индекс предельного соответствия, но изменили условию для выявления женской занятости в органах государственной и муниципальной власти. Индекс предельного соответствия, разработанный группой экспертов по ситуации женской занятости Европейского Сообщества, признается сегодня показателем, наиболее полно отвечающим требованиям, предъявляемым к измерителю гендерной сегрегации. Формула для вычисления данного индекса имеет следующий вид:

Данный индекс определяет распределение мужчин и женщин по профессиям (отраслям). Но условию изменили для выявления соотношения мужчин и женщин в государственной и муниципальной службе. Значения индекса MM могут изменяться в пределах от 0 до 1. Если значение ММ достигнет 1, это будет означать, что гендерная сегрегация максимальна, т. е. в государственной службе заняты только женщины или мужчины.

Расчет показал, что в государственной службе РС (Я) наблюдается гендерное неравенство. Доля мужчин в 2013 г. составил М=0,34. Но ситуация меняется когда мы берем для анализа вертикальный срез представленности мужчин и женщин на государственной гражданской службе. Для сбалансирования полов необходимо увеличить количество мужчин в ведущих должностях государственной службы и увеличить число женщин в высших должностях.

Гендерную иерархию мы наблюдаем, когда касаемся анализа положения женщины в сфере государственного управления в целом. В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва из 73 депутатов оказалось 10 женщин (14 % от общего состава депутатов).

Рис. 2 Соотношение количества мужчин и женщин в Государственном собрании (Ил Тумэн) РС (Я), %

Здесь работают 12 профильных комитетов и мандатная и регламентная комиссия, в числе 9 депутатов — только 2 женщины (Филиппова Марфа Семеновна- председатель комиссии, Енторова Елена Викторовна — член комиссии).

Руководство Государственного Собрания:

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Жирков Александр Николаевич;

Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Добрянцев Анатолий Анатольевич;

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Балабкина Ольга Валерьевна;

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) — Губарев Виктор Николаевич.

Как видим, на высших должностях руководят мужчины (25 % женщин). В основном мужчины занимают руководящие посты, а женщины, более низшие и вспомогательные должности. Тем самым можно отметить, что гендерная асимметрия в сфере государственного управления, резко снижает эффективность принятия управленческих решений, так как не учитывается значимый опыт половины населения страны [4].

По мнению Кочкиной, большинство женщин, имеющих власть, руководят исключительно женщинами. Это объясняется «антиматриархатом» мужчин, в основе которого лежит нежелание находиться в подчинении у женщины и желание сохранить монополию мужчин в руководящей власти [2].

В Администрации Главы РС (Я) на руководящих должностях представлены 7 (21 %) женщин, в том числе Председатель Правительства РС (Я) Данчикова Галина Иннокентьевна.

Приведенный анализ положения женщин в государственной сфере показывает существенную кадровую диспропорцию в распределении государственных должностей, и чем выше уровень власти, тем меньше представлено в нем женщин. Такое положение дел в кадровой политике ставит перед государством и всей общественностью задачу справедливого распределения кадрового потенциала в структурах власти, особенно верхнего эшелона. Наряду с феминизацией кадров государственной гражданской службы, на повестку дня встает другой социальный процесс, представляющий качественный срез первого, — профессиональное развитие и самореализация женщин — государственных служащих [1].

 

Литература:

 

  1.                Коростылёва Н. Н. Гендерное измерение кадровых процессов на государственной гражданской службе [электронный ресурс] URL: http://www.womaninrussiansociety.ru/wp
  2.                Кочкина Е. Женщины в российских органах власти// ОНС. 2008. № 1 C. — 179.
  3.                Мальцева, И. О. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И. О. Мальцева, С. Ю. Рощин; Гос. унт — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006
  4.                Надеев Г. А. Постановка проблемы гендерной асимметрии на государственной службе [Текст] / Г. А. Надеев // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 333–335.
  5.                Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс] URL: http://www.iltumen.ru
  6.                Федеральная служба государственной статистики РФ [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Государственное Собрание, государственная власть, Тумэн, мужчина, орган, государственная гражданская служба, государственная служба, заместитель Председателя, республиканский уровень.


Похожие статьи

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Особенности государственного регулирования занятости населения в Республике Саха (Якутия)

Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия)

Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Предоставление электронных государственных услуг в Республике Саха (Якутия)

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Похожие статьи

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Особенности государственного регулирования занятости населения в Республике Саха (Якутия)

Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия)

Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Предоставление электронных государственных услуг в Республике Саха (Якутия)

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Задать вопрос