В последнее время психолого-педагогическое сообщество ставит на первый план, одну из важнейших проблем современности, которая обнаруживается в прогрессивном росте неадекватного, отклоняющегося поведения, приводящего к развитию агрессии. Особое внимание уделяется тому, насколько сильно данный феномен, в условиях стремительной модернизации нашего общества, воздействует на подрастающее поколение. При анализе научно-методического материала по данной проблеме был установлен тот факт, что в большинстве случаев, с проявлением детской агрессии сталкиваются учреждения дошкольного типа, определяя её основополагающей в нарушении поведения у дошкольников. Одним изнаиболее значительных достижений мировой психологии в областиизучения агрессии, стала книга американских психологов Р. Бэрона и Д.Ричардсона, в которой агрессия трактуется как: «…форма поведения, нацеленная на человека для оскорбления или причинение вреда» [1, с.26]. Как показывает опыт многих педагогов и психологов, работающих по данной проблеме, в практической деятельности агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в форме косвенной (порча чужих игрушек, вещей, находящихся вблизи «места» ребенка), так и прямой агрессии (применение физических сил по отношению к другим). Именно поэтому агрессивное поведение дошкольников опасно не только для личности, но и для окружающих, что требует правильного подхода в коррекции данной формы поведения. Одним из источников возникновения агрессии в жизнедеятельности дошкольника, становится проблемы, связанные с его психическим состоянием. В определенной степени, агрессия у детей может сохраняться и развиваться, образовывая устойчивое, индивидуальное качество личности ребенка. В настоящее время исследователи И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др. выделяют, несколько явных причин возникновения агрессии у детей: во-первых, страх быть морально подавленным, угнетенным, находится в качестве «жертвы» нападения и т. д.; во-вторых, это может быть психологическая и тяжело пережитая травма [6].
Еще одним определяющим фактором в проявлении агрессивного поведения у дошкольников становиться популярность, играющая важную роль в группе сверстников. Развитость интеллекта, физические особенности, внешний вид, контактность, готовность чем-то делиться, являются одними из способов получения популярности и лидерства в группе. Но в большинстве случаев, преобладающее значение имеет то, насколько дошкольник развит в сфере игровой деятельности (правильно ли организовывает ход игры, разрабатывает сюжет, расставляет роли), ведь именно из-за нее у ребенка появляются коммуникативные связи. Однако, ребенок, не имеющий адекватных навыков общения, для занятия лидерских позиций в классе, может прибегать к использованию агрессивных средств воздействия на окружающих (драка, задирство, обзывание). Последствием чего, из-за тревоги, волнения, обид, ущемления его «Я», агрессивность и может стать травмирующей для психики ребенка, которая в дальнейшем проявится с негативной стороны на тех, кого он видит причиной и виновником своих переживаний.
Именно поэтому, на сегодняшний момент ученые — исследователи всё больше предлагают апробировать в рамках социально-педагогической работы с дошкольниками, один из таких эффективных методов по коррекции агрессивного поведения, как сказкотерапия. По сути, сказка — это вид народной, творческой, поэтической деятельности. Как только рождается слово, рождается и сказка. С самых древних времен люди сочиняли и рассказывали друг другу сказки, передавая их из поколения в поколение. Сказка со временем трансформируется, под влиянием окружающей действительности. Современное общество не забывает этот народнопоэтический жанр, наоборот, дает жизнь сказке, но одни из них либо продолжают свою многовековую историю на книжных страницах, становясь наследием для подрастающего поколения, либо переигрываются в более приемлемый для развивающего общества рассказ, где строками из таких сказок могут насладиться и взрослые [5, c. 35].
В комплексной системе сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева выделяет несколько видов сказок: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные. Первые из них, художественные, сложенные путем «векового» наследия народа, к которому относятся мифы, былины, притчи [2, c. 15]. Примечательно то, что в некоторых моментах сказки у ребенка меняется настроение, учащается дыхание, кровь приступает к лицу, от чего ребенок может краснеть и переживать, а сказочные действия оказываются для него очень значимыми [3, c. 22]. Суть дидактических сказок состоит в том, что все «одушевленные» символы и действия подаются в виде учебных заданий, где дети могут раскрыть определенный смысл, заложенный в тексте. [2, c. 44]. В сходной манере психокоррекционные сказки действуют на ребенка и замещают его «неординарный» стиль поведения, на более адекватный.
Психотерапевтические сказки созданы для того, чтобы истории, прописанные на листе бумаге и рассказанные ребенку, помогли ему увидеть происходящее «с другой стороны, в реальности», но такие сказки имеют глубокий смысл и зачастую могут заканчиваться не всегда положительно, при этом оставляя ребенка с вопросом для обдумывания и личностного роста [4, c. 134].
Сказки медиативного характера предназначены для «разгрузки» эмоций и напряжения, накопления позитивного опыта и векторов развития потенциалов личности, а так же формирования наиболее лучших моделей поведения во взаимоотношениях. В основе всех медитаций лежит основательное погружение в определенный процесс. Особую роль, сказка, в форме медитации играет в том, что посредством медиативных сказок делается посыл бессознательному, неся основную идею о «правильных» взаимоотношениях с обществом. Здесь нет плохих героев или конфликтов, что становится специфичной чертой, в сравнении с другими сказками [2, c. 46].
Психологи П. Носсрат, И. В. Стишенок выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме психокоррекции [7, c.9]: «1. Первая функция — это функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на внутренний мир ребенка. 2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество конфликтных сюжетов, где герои несут различные способы их разрешения или подводят читателя к возможной модели поведения в данной конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный процесс для самостоятельной выработки «правильной» модели поведения. 3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и психологом, выступает функция опосредования. 4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда психокоррекционная работа окончена, но действие сказки все еще продолжается в обычной жизни ребенка. 5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и личностного развития. Она помогает ребенку раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир удивлений и новых сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее посредством образного мышления [7, c. 10]. 6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е. сюжет сказки подается ребенку в той форме и смысле, какой она была изначально создана, а в той, которой ребенку будет комфортнее. 7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой, является то, что ребенок может заметить в себе изменение личностных качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной форме» [7, c. 10].
Использование метода сказкотерапии может включать в себя:
- Работу с ассоциациями. В любых сказках есть метафоры, которые могут вызвать произвольные ассоциации у ребенка, связанные с какими-либо жизненными обстоятельствами. По окончанию работы с ребенком, можно провести рефлексию по его впечатлениям и ассоциациям.
- Рисунок как материал для графического анализа и сбора необходимой информации о ребенке. Ведь именно в рисунок дети вкладывают все свои эмоции, впечатления, ассоциириуют на нем себя с кем или чем-либо.
- Оценивание ребенком героя, что в нем плохого и хорошего, какими мотивами пользуется сказочный персонаж для достижения определенных целей. Здесь ребенок, посредством героя, устанавливает свою систему ценностей и может доказать её перед психологом или самим собой.
- Проработка сказочного сюжета, через постановку его ребенком или группой детей. Такое проигрывание применительно для ребенка, в то время, когда необходимо погружение в те эмоции и состояние, в которых дети сталкиваются в повседневной жизни, позволяя при этом находить несколько вариантов разрешения возможной проблемы.
- Переписывание и сочинение новой сказки. Случается и так, что во время работы со сказкой ребенку не нравится её сценарий, а переписывание и сочинение нового сюжета позволит ребенку самому изменить сказку в ту сторону, которое более подходит к его внутреннему состоянию. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшей психокоррекционной работе ребенок чувствовал себя более комфортно.
- Последнее, это рассказывание сказок и их дальнейших анализ. Такие действия развивают у детей фантазию, творчество, воображение, помогают сосредоточиться на сюжете, сконцентрироваться на главной проблеме, а также способствуют нахождению правильного её решения [7, С. 10–12].
Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного поведения дошкольников, которая дает нам возможность использовать этот метод, при помощи сказочных историй, где все события понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом, ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту, в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший еще добрее, умнее, сильнее.
Литература:
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Издательство Питер, 2000. — 352с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 146 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-воЛГУ,1986. — 364с.
- Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
- Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2005. — 144 с.