Каким должен быть современный педагог — профессионал в процветающем веке информационных технологий? Как он должен организовать и адаптировать собственный профессиональный рост к социальным условиям современной жизни? Глубокие изменения, происходящие в социальных и культурных процессах, модернизации образования, предъявляют новые требования к деятельности педагога — музыканта. Преподаватель, в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего поколения, но и воспитание его, просто обязан быть высокоинтеллектуальной личностью, включающую в себя такие актуальные качества, как инновационность и творчество.
Для начала разберем эти два понятия. В переводе с латинского innovation — обновление, нововведение. Инновация – это процесс освоения нового метода, методики, технологии, программы, целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. [1, с. 45]. Творчество, в ряде источников, рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Отсюда вытекает мысль, что эти два понятия, в чем-то перекликаются, взаимодополняют друг друга и находятся в непрерывном взаимодействии.
Таким образом, инновационный процесс — эта комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, а также открытость педагога новому опыту и готовность внедрять новые технологии и подходы к решению педагогических задач.
Педагогические инновации классифицируются по видам деятельности, масштабу их использования и источнику возникновения [2, с. 33]. В музыкальной педагогике распространены комбинаторные и модифицирующие инновации. Комбинаторные инновации представляют собой новое сочетание известных элементов, а модифицирующие — совершенствующие и дополняющие образцы и формы. Названные инновации имеют место как в работе над педагогическим репертуаром, так и в учебно-методических пособиях. Творческая деятельность педагога — музыканта осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств обучения применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми преподаватель имел место раннее [2, с. 27].
Для успешного осуществления комбинаторных и модифицирующих инноваций педагогу-музыканту необходимо обладать такими качествами, как: оригинальность и критичность мышления, способность к видению проблем, направленность на творчество, самостоятельность суждений, легкость ассоциирования и генерирования идей, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, умение концентрировать творческие усилия, упорство, склонность к разумному риску, смелость и независимость в суждениях, оптимизм высокий уровень самооценки, стремление и потребность внедрять новое. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Инновационные знания, (совокупность научных сведений в области инноваций педагогического процесса); значимые инновационные умения (способности самостоятельно в отведенное время и с определенным качеством решать инновационные задачи) и навыки, инновационные ценности и отношение к инновационной деятельности формируют инновационную культуру преподавателя.
Творческий подход педагога- музыканта к своей работе дает возможность свободно конструировать свои схемы организации уроков, вносить изменения и дополнения в учебно-воспитательный процесс, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Профессия педагога-музыканта, являясь сложной и многогранной, требует наличие множества личностных качеств и нуждается в постоянном самообразовании, основанного на поисках нового и прогрессивного.
Разные преподаватели могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности. Результативность, как критерий инновации, означает определенную устойчивость положительных результатов. Социальная структура общества сильно изменилась, появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение имеет иные музыкальные вкусы и пристрастия. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества учащихся и развивают их творческий потенциал. В области фортепианной педагогике появляется много новых учебно-методических пособий, где ярко представлены все виды инноваций. Перечислим некоторые образцы: Белованова М. Е. Музыкальный учебник для детей [4], Емельянова Г. «Упражнения — трансформеры» [3], «Интерактивный курс игры на пианино» [5] и другие. Во всех использован комплексный подход к обучению, ориентированный на активизацию различных видов музыкально-творческой и исполнительской деятельности учащегося. Педагог, как творческая личность, оказывает достаточно сильное влияние на учеников. Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения — ученик, чья личность гармонично развивается посредством музыки. Педагог должен обладать высоким уровнем знаний, умением находить нужные методы и слова, которые бы помогли сохранить интерес к обучению. Наука и практика, с достаточной очевидностью утверждают, что подлинное мастерство педагога-музыканта состоит в том, чтобы сделать обучение для учащихся желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью.
В связи с этим образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе образования. Сегодня уже не так важна прочность приобретенных специалистом знаний в той или иной области, так как эти знания постоянно изменяются и устаревают. Гораздо важнее, чтобы в образовательных учреждениях работали преподаватели, стремящиеся совершенствовать свои знания и умения в разных областях, организовать свой профессиональный рост и адаптировать его к социальным условиям современной жизни.
Будущий педагог, не приученный еще в Вузе к методическим поискам, экспериментам, к непрерывности своего образования, неизбежно превратится в догматика.
Существует закономерная связь между музыкально-педагогическим творчеством и инновационной деятельностью. Одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности. Та современная образовательная ситуация, которая развернулась в последнее время и характеризуется интенсивностью развития и динамикой системных преобразований, еще раз определяет личность педагога-музыканта, где важнейшими и актуальными качествами являются инновационность и творчество.
Литература:
- Хуторский, А. В. Педагогическая инновация, методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Мир, 2005.-280с.
- Инновационные процессы в образовании: Учебно-справочное пособие. Составитель Нефедова Л. Н. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. 2003.- 144с.
- Емельянова Г. А. Упражнения-трансформеры для начинающих пианистов.- Ростов н/Д: Феникс. 2009/ — 84с.
- Белованова М. Е. Музыкальный учебник для детей. –Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 187с. 5. Интерактивный курс игры на пианино (СД). — М.Акелла, 2005.