Анализируя успеваемость и успешность учащихся, я пришла к выводу, что низкая успеваемость является следствием плохо сформированной учебной мотивации у учащихся начальных классов. Для решения этой проблемы я изучила ряд инновационных технологий, моё внимание привлек метод исследований. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые. В 2011 году защитила личный инновационный проект на муниципальном уровне по теме «Активизация учебной мотивации посредством применения метода исследований во внеурочной деятельности». И с сентября 2012 года претворяю проект в жизнь.
По оценкам психологов около 38 % учащихся нуждаются в повышении мотивации к учению, а это обеспечит успешность ученика. Главная задача учителя начальных классов- сформировать устойчивый мотив к учению. А это возможно, исследовательский метод в работе. Различные конкурсы, олимпиады- это возможность для ученика проявить себя и сформировать мотив: учиться- интересно.
В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни. В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество — одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха.
В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. На младшей ступени обучения применение исследовательского метода во внеурочной деятельности способствует активизации учебной мотивации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт — полученное знаний о технологии исследования, интеллектуальные умения. Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие я- концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.
Результаты в ходе реализации проекта говорят сами за себя:
повысилось качество знаний в классе на 21 %.
мои учащиеся- победители и призеры различных олимпиад для учащихся начальной школы;
ученики самостоятельно приобретают необходимые знания, могут их эффективно применять на практике.
активно применяя данный метод в своей работе мои учащиеся умеют творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследований факты, анализируют их, делают необходимые выводы. Среди моих учащихся победитель муниципального этапа конкурса «Семейный экологический проект»; 3 призера муниципального этапа краевого конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012–2013 учебном году;
призер краевого конкурса научно- исследовательских работ школьников «Эврика 2014»
победитель муниципального этапа краевого конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2014 году;
призер регионального конкурса научно- исследовательских работ «Я- исследователь» 2015;
2 призера муниципального этапа краевого конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2015 году.
Вашему вниманию я предлагаю ряд заданий исследовательского характера по различным предметам начальной школы.
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т. е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка определяется в педагогике как особый вид проявления творчества в нахождении способа решения. Она проявляется в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Большая роль отводится интуиции ученика. О проявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ученик самостоятельно приходит к выводам, обобщениям, оперируя знаниями.
Наиболее полно такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, абстрагирование проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.
Для раскрытия главного положения проанализируем типологию математических задач программы начальной школы и произведем следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга.
1 тип — стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т. п.)
2 тип — задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:
1) умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;
2) умение классифицировать объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);
3) умение обобщать и находить закономерности;
4) умение конструировать математические объекты.
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер.
Так как ведущий метод индуктивный, то мы должны показать детям что рассмотрение частных случаев не всегда приводит в общим выводам.
Например, исследование с периметром и площадью.
Работа в этом направлении вносит вклад в функциональную пропедевтику, помогает детям накопить запас доступных функциональных зависимостей. Это создает основу для изучения идеи функции в основной школе и способствует развитию детей.
Игровые задания так же носят исследовательский характер, тогда в процессе игры у младших школьников возникает необходимость сосредоточиться на сути выполняемых вычислительных действий, исследовать их механизм. Игровые и занимательные задания исследовательского характера способствуют развитию таких качеств вычислительных умений, как осознанность, рациональность, действенность, правильность.
К числу таких заданий могут быть отнесены:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
игры типа «Кто первым получит 50» и т. п.
Такие игры и фокусы можно найти в книге Горшковой О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1–4 классы.
Фокусы с разгадыванием задуманных чисел могут быть разного уровня сложности, который в основном определяется числами, набором и количеством выполняемых над ними действий. Простейшие фокусы включают 2–3 действия сложения и вычитания над числами в пределах 10, затем 20. Достаточно сложные фокусы предполагают действия с многозначными числами, например, одновременное сложение большого количества чисел или последовательное выполнение 5–6 разнородных действий. В одном фокусе может быть разгадано сразу несколько чисел, например, чей-то день, месяц и год рождения. Приведу примеры фокусов разного уровня сложности.
Фокус 1. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса:
а + 14 + 6 — а = 20.
Фокус 2 (старинный фокус из главы «Об утешных неких действиях, через арифметику употребляемых» учебника «Арифметика» Л. Ф. Магницкого) состоит в угадывании, у кого из восьми человек (х1), на каком пальце (х2), на каком суставе (х3) находится перстень. Загадывающий умножает на 2 номер человека, прибавляет 5, умножает результат на 5, прибавляет номер пальца, умножает результат на 10, прибавляет номер сустава и сообщает полученное число тому, кто отгадывает. Пусть перстень находится у четвертого человека (n1 = 4), надет на пятый палец (n2 = 5), на второй сустав (n3 = 5). Выполнив вычисления, приведенные в таблице, можно отгадать, у кого находится перстень.
Если из результата (у нас число 702) вычесть 250, то в ответе (452) первая цифра обозначает номер человека, вторая — номер пальца, третья -- номер сустава.
Формула для разгадывания в общем случае выглядит так:
((х1 -2 + 5) -5 + х2) -10 + х3 = х1–100 + + х2 -10 + х3 + 250,
в нашем случае:
((4–2 + 5) -5 + 5) -10 + 2 = 400 + 50 + 2 + 250
Разгадывание этого фокуса, описанного Л. Ф. Магницким более трехсот лет назад (1703), вызывает у младших школьников интерес и своим содержанием, и происхождением.
Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути. После чего он сам может показать фокус другим. Эта перспектива стимулирует его активную познавательную деятельность. Однако прежде чем приступить к разгадыванию фокуса, целесообразно несколько раз проверить его с разными числами. В этом случае ученики закрепляют свои вычислительные умения, не испытывая усталости (как при решении обычного столбика примеров), поскольку они заинтересованы в результате.
Исследовательский характер игр тоже кроется не в процессе игры (играть можно, просто выполняя вычисления в соответствии с правилами), а в поиске способа выигрыша. Например, в игре «Кто первый получит 50?» участвуют два человека. Первый может назвать любое целое число от 1 до 5. Второй прибавляет к нему свое число в тех же пределах и т. д. (каждый игрок прибавляет свое число к предыдущей сумме). Выиграет тот, кто первым получит сумму 50.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, — одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а так же задаваться на дом. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно включить задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», на развитие смекалки и логики:
Задача № 1
Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
Задача № 2
По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.)
Задача № 3
На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улитках хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? (Не всем.)
Задача № 4
В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3 человека.)
Задача № 5
Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов.)
Задача № 6
Сколько концов у трех с половиной палок? (8.)
Задача № 7
В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 10. Сколько яблок лежит в корзине, если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6 яблок.)
Задача № 8
Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее: 4 карася или 5 окуней? (Караси тяжелее.)
На этапе открытие новых знаний часто создается проблемная ситуация, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания.
На этапе закрепления использует логические задачи, на активный перебор вариантов отношений, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, решение задач с помощью «дерева выбора», определение истинности и ложности высказываний и т. д.
Для решения задач исследовательского характера использует построение схемы, что способствует упрощению поиска решения задачи
Например к задаче — В двух клетках живут 4 хомяка и 16 мышей-полёвок. В одной клетке живёт 1 хомяк и половина всех мышей-полёвок. Каждый день Коля и Мишка дают обитателям этой клетки 106 бобовых стеблей, а обитателям другой клетки — 142 таких же стебля. Сколько бобовых стеблей добавляют каждый день в питание 1 хомяку и одной мыши-полёвке? В ходе анализа задачи составляется такая схема: (приложение 1, рис.1) по ходу работы она заполняется, и учащиеся с легкостью находят путь решения задачи. Можно разнообразить исследовательские задания, проводить их в виде игр, например, учащиеся получают письма, открытки с заданиями и просьбами от любимых литературных героев и т. д. Например, дети получают письмо от любимых сказочных персонажей, а там следующее задание (приложение 1, рис. 2).
Также на уроках можно давать опережающие задания поискового характера. Так, например, самим придумать такие задания, а также решение задач, в которых ответ был бы равен «9», и проверить, кто больше из учащихся смог их придумать.
Анализ системы уроков математики, выявил следующее: урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:
ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений;
ситуация затруднения (ощущения проблемы). Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний;
постановка учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;
решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы. Организует деятельность групп лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи.
Преподавание русского языка преследует несколько автономных целей, часть из которых не может быть успешно достигнута заданиями исследовательской характера. Можно выделить три основные цели преподавания русского языка в начальной школе: выработка устойчивых навыков правописания (техника), развитие устной и письменной речи (искусство), осмысление языка как системы знаков разных уровней (наука). Очевидно, что для достижения первой цели используются в основном задания репродуктивного характера, вторая цель достигается системой творческих заданий (изложений, сочинений, эссе, рассказов и т. п.) и лишь третья цель преподавания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания. Уникальность роли школьного учителя в том, что он должен развивать в учащихся и то, и другое и при этом не забывать о необходимости выработки устойчивых навыков грамотного письма. Исследовательские задания близки олимпиадным задачам, однако типологически могут отличаться от них открытостью финала и допускать различные версии решений. В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов.
- Сбор языкового материала
Чтобы определиться со спецификой исследовательских заданий, рассмотрим сначала задания, построенные исключительно на сборе материала.
Выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.
Задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2–3 года, определить их морфологические признаки?
Задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Сюда же отнесем задания, предполагающие анализ собранного материала способом, освоенным учащимися ранее.
Закрепления знаний и умений не всегда ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны.
- Анализ способов описания
В средних, старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.
Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?
Задание. Найдите ошибочные примеры из упражнения, текста. Доказать свою версию ответа.
- Анализ языкового материала
Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского.
Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.
Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.
Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор.
Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?
Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова:сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги.
Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп.
Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой.
Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не являются исследовательскими.
Мы рассмотрели различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему.
При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся.
Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам — новые названия».
Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»:
«Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт».
«Приключения блудного сына».
«Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии».
«Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении».
Игра «Поиск темы».
Исследовать можно все! Предлагается ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем. Эта игра подойдет как среднего звена, так и для старшеклассников
Например:
«Трудные подростки» («Снежная королева», «Красная Шапочка»).
Преступление и наказание в сказках («Конек-горбунок», «Руслан и Людмила» и т. д.)
Воспитание детей («Снежная королева», «Золушка». Приставкин «Кукушата»).
Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.).
Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Белый Бим, Черное ухо»).
Превращение людей в животных и животных в людей (Ч.Айтматов «Плаха»).
Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы.
В заключении хочу заметить, что в заданиях мало нового, оригинального, но я убеждена, что такие исследовательские задания заставят ребенка прочитать текст, задуматься над поставленной задачей.
Преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий исключительно. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.
Учитель «Вооружившись» вопросами как особого рода «инструментарием», выстраивающим исследование на каждом конкретном уроке, обеспечивает успешность организации такого обучения в условиях обычной средней школы.
Литература:
- Антонов, Д. А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. / Д. А. Антонов // Математика в школе. 1980.
- Блонский, П. П. Память и мышление. / П. П. Блонский // Санкт-Петербург // 2001.
- Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т. А. Братанова // Начальная Школа. 2008.
- Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся. / В. К. Буряк // М., 1984.
- Горшкова, О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1–4 классы. / О. Д. Горшкова // 2005.
- Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. 2003.
- Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» — М., 1988
- Фридман Л. М., «Проблемная организация учебного процесса» — М., 1990