В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу.
Ключевые слова: студент-первокурсник, адаптация, учебный процесс, психотерапевтическая кинезиология, образовательная кинезиология.
В условиях интеграции Российской высшей школы в международное образовательное пространство внедрение инноваций в образовательный процесс и его оптимизация привели к необходимости изучения адаптационных возможностей процесса обучения, разработке новых технологий, способствующих эффективному включению студентов в учебный процесс, успешному усвоению ими учебного материала. В профессиях, в которых условием труда выступает повышенная моральная ответственность и объектом профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, задачей — обеспечение законности и правопорядка [4], особенно возникает необходимость разработки и внедрения ряда технологий и методик эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу, успешного усвоения ими юридического знания.
В настоящее время в вузах создаются благоприятные условия для развития способностей к самообразованию, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Тем не менее, проблеме адаптации студентов к началу обучения в вузе в фундаментальных исследованиях по вузовской педагогике не уделяется должного внимания. В контексте темы исследования понятие адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу можно охарактеризовать как активное приспособление обучающихся к новым условиям учебной среды в соответствии с требованиями этой среды и с собственными потребностями, мотивами и интересами. По мнению А. Г. Маклакова, явлениями, сигнализирующими о том, что адаптация студента к новым условиям учебного процесса проходит неблагоприятно являются: низкая успеваемость, снижение учебной активности, низкая или негативная мотивация к учебе, учебный стресс. Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность [3, с.459]. Следует отметить, что тревожность может отрицательно влиять на формирование творческого мышления, поскольку человек в состоянии стресса сосредоточен на своем негативном эмоциональном состоянии и прошлым опыте, связанном с ситуацией. Многие авторы в качестве основного фактора студенческой адаптации рассматривают характер мотивации учебной деятельности (Й. Лингард, А. К. Маркова, А. А. Реан, Л. С. Славина, В. Д. Шадриков, Н. В. Шарова). Так, данные исследований, проведенные А. А. Реан, позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора [1, с. 176]. В качестве важного регулятора успешного адаптивного поведения в различных ситуациях, в том числе и в учебной деятельности, следует рассматривать уровень субъективного контроля. Локус контроля является важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и к окружающему миру. С позиции автора, интернальность или экстернальность — это не частная личностная черта, а определенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация. Об интернальном локусе контроля говорят тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями[5, с. 232]. У студентов с интернальным локусом контроля адаптация к учебному процессу происходит эффективнее, поскольку они принимают ответственность за свои успехи и неудачи. В рамках нашего исследования особое значение имеет изучение уровня тревожности, мотивов учебной деятельности, уровня самопринятия, эмоционального комфорта, интернальности.
Признавая важность существующих форм работы с первокурсниками, следует отметить необходимость поиска новых форм и средств для расширения адаптационных возможностей учебного процесса. В соответствии с социально-психологической значимостью проблемы целью исследования явилось обеспечение психолого-педагогических условий адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии. Объект исследования: процесс адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии. Предмет исследования: содержание и технологии адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии.
Исследование проводилось на базе юридической академии г. Балаково. В исследовании приняли участие 64 студента-первокурсника, обучающихся по направлению «Юриспруденция». В ходе исследования были использованы психодиагностические методики, направленные на диагностику учебных мотивов студентов, ситуативной и личностной тревожности, интегральных показателей адаптации, самопринятия, эмоционального комфорта, интернальности (методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера Ч. Д., Ханина Ю.Л, шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т. В. Снегиревой). Также в целях изучения особенностей адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу применялось мышечное тестирование из практики кинезиологии. В «Основах психотерапевтической кинезиологии» И. К. Чобану пишет, что мышечное тестирование мышцы-индикатора является основным методом обследования с целью определения приоритета стрессов и их коррекций, выбираемых из широкого спектра техник для снятия стресса. Можно сказать, что это биологическая связь между сознанием, бессознательной сферой (воспоминаниями, психической памятью) и телесной памятью. Мышечное тестирование позволяет получить точную информацию о том, когда и где произошло событие, повлиявшее на появление проблемы, а также помогает уточнить наличие стресса [7, с. 6]. С помощью мышечного тестирования выявлено, что стрессы у студентов возникают на обучение в вузе в целом, преподавателей, дисциплины, экзамены и зачеты. В связи со сменой формы и среды обучения у некоторых студентов возникают страхи, боязни неудач, отсутствие веры в свои возможности. Часто встречающиеся страхи у студентов-первокурсников, выявленные в ходе мышечного тестирования: страх перед преподавателем, страх ошибиться, страх оказаться неправым, страх быть униженным, перед публичным выступлением и др. Кроме того, почти у всех студентов утверждение «Я верю, что могу сдать экзамены успешно» вызывало слабый мышечный ответ. Студентам-первокурсникам важно своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку в формировании положительной мотивации к учебе, веры в свои способности, поднятии самооценки и формировании способности саморегуляции своей деятельности, ориентировать на успех и проявление инициативы. Важно помочь студенту преодолеть страхи перед преподавателями, родителями и несоответствия их ожиданиям.
На формирующем этапе исследования осуществлялась индивидуальная и групповая работа с участниками экспериментальной группы. Индивидуальная работа проводилась в форме кинезиологической коррекции из практики психотерапевтической кинезиологии и была направлена на снятие стрессов, связанных с учебным процессом, повышение интереса к учебе, самопринятие студента, снятие тревожности, формирование адекватного отношения к неудачам. Психотерапевтическая кинезиология — это современное направление психотерапии, возникшее на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психодинамического подхода, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается целостного подхода, преодолевая дуализм тела и разума [7, с. 3]. Блокировка восприятия и понимания каких-либо знаний, учебных предметов происходит потому, что в процессе обучения у студентов возникали негативные эмоции. Автор метода «психотерапевтическая кинезиология» И. К. Чобану в Основах психотерапевтической кинезиологии пишет, что «воспоминания наслаиваются в мозге: самые ранние переживания данной эмоции (будь то радость или страх) служат основанием для всех последующих повторений этой эмоции. Так они накапливаются слой за слоем. Когда текущие события напоминают прошлые ситуации и вызывают такие же эмоции, человек реагирует, основываясь на всей сумме подобных воспоминаний, поэтому иногда внешне незначительные события вызывают бурную эмоциональную реакцию. Время реально только с точки зрения нашей сознательной системы убеждений. Мозг не различает, где прошлое, а где настоящее. Поведение в настоящем времени будет определяться нейронами памяти о прошлом, задействованными в ситуации. Все происходит одновременно из-за «слоистости» эмоциональной памяти» [7, с. 20]. Техники и методы психотерапевтической кинезиологии использовались в целях снятия эмоциональных стрессов, связанных с учебой, повышения позитивной учебной мотивации, гармонизации эмоционального состояния студентов.
Групповая работа заключалась в систематическом выполнении студентами комплекса упражнений из курса «Образовательная кинезиология». Использовались упражнения «Гимнастики мозга», которые активизируют межполушарное взаимодействие, развивают комиссуры как межполушарные интеграторы, способствуют синхронизации работы полушарий, оптимизируют уровень активации центральной нервной системы. Каждое из упражнений «Гимнастики Мозга», что подтверждено проведенными в разных странах исследованиями, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым [2, с. 5]. Данные упражнения использовались с целью настройки на учебный процесс, улучшения концентрации внимания, лучшего запоминания учебного материала, поддержания работы навыков учения (видения, слушания, запоминания и др.), обеспечивая легкий переход к новой форме обучения в вузе, сложным и незнакомым терминам и дисциплинам. В контрольной группе работа не проводилась.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика. При анализе результатов первичной и повторной диагностики уровня ситуативной тревожности участников экспериментальной и контрольной групп, было выявлено, что после апробации программы адаптации к учебному процессу средствами кинезиологии ситуативная тревожность у 17 (53 %) участников экспериментальной группы снизилась. Выявлено, что уровень учебно-познавательных мотивов в экспериментальной группе после проведения эксперимента повысился у 23 (72 %) участников, уровень мотивов избегания неудачи снизился у 29 (90 %), в контрольной группе данные показатели не изменились. Анализ полученных данных в результате первичной и повторной диагностики по шкале социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т. В. Снегиревой) показал, что интегральные показатели адаптации, самопринятия, эмоциональной комфортности в экспериментальной группе возросли после проведенного эксперимента, в контрольной группе не изменились. Достоверность сдвигов значений в экспериментальной группе и отсутствие сдвигов значений в контрольной группе подтвердилась в ходе математико-статистической обработки данных с помощью Т-критерия Вилкоксона. Таким образом, анализ результатов первичной и повторной диагностики экспериментальной группы позволил нам отследить изменения изучаемых показателей: ситуативной тревожности, мотивов избегания неудачи в сторону снижения, а учебно-познавательных мотивов, интегральных показателей адаптации, самопринятия, эмоциональной комфортности, интернальности в сторону повышения. При сравнении результатов первичной и итоговой диагностики в контрольной группе различий не выявилось.
Результаты исследования показали, что эффективной адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу способствуют следующие условия: 1. Своевременная диагностика особенностей адаптации студентов к учебному процессу; 2. Снятие эмоционального стресса, связанного с учебой (отпустить эмоциональную волну), путем проведения индивидуальной кинезиологической коррекции; 3. Систематическое выполнение студентами упражнений «Гимнастики мозга» с целью улучшения образовательных навыков, что позволит им быстрее адаптироваться к новым учебным условиям, понятийному аппарату. Данный порядок целесообразен, поскольку после снятия стресса, связанного с учебой, у обучающегося появляется интерес к учебной деятельности в вузе, он начинает чувствовать выбор в данной области, и, таким образом, происходит лучшее усвоение учебного материала. При выполнении упражнений из курса «Образовательная кинезиология» закрепляется результат индивидуального сеанса.
Полученные результаты позволили сделать выводы:
- Программа адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу средствами кинезиологии реализуема в специально созданной образовательной среде, включающей педагога-психолога, владеющего техниками психотерапевтической и образовательной кинезиологии;
- Эффективная адаптация достигается оптимальным применением методов психотерапевтической и образовательной кинезиологии, индивидуальной и групповой работы. Ведущая роль отведена кинезиологической работе по снятию стрессов на обучение, избавлению от страхов техниками психотерапевтической кинезиологии, затем применению упражнений образовательной кинезиологии, направленных на развитие учебных навыков.
Исследование выявило ряд задач, выходящих за рамки данной работы: внедрение программы «Обеспечение адаптации студента к учебному процессу средствами кинезиологии», повышение квалификации педагогов-психологов путем овладения ими кинезиологических технологий, издание методических пособий для студентов, содержащих доступные для самостоятельного выполнения упражнения из области кинезиологии. Таким образом, для решения задач адаптации студентов на начальных курсах обучения в вузе может быть рекомендовано использование предложенной программы, основанной на применении средств психотерапевтической и образовательной кинезиологии.
Литература:
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003.- 304 с.
- Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Гимнастика Мозга. Книга для родителей и педагогов. 2-е издание, дополненное. М.: Восхождение, 1998 г.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. 583 с.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 (ред. от 31.05.2011). — Режим доступа: Система Гарант.
- Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /. — СПб.: Прайм-еврознак, 2006. — 479 с.
- Чобану И. К. Основы психотерапевтической кинезиологии. М., 2011. — 47 с.