«Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других…»
Б.Асафьев
Процессы модернизации, затрагивающие сегодня все сферы профессиональной деятельности учителя с точки зрения оказания качественных образовательных услуг в сфере образования, предъявляют качественно иные требования к подготовке учителя для работы в учебных заведениях и качественно иные требования к самой деятельности учителя.
В настоящее время формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, толерантного, понимающего своё место в мире, а также отчётливо наблюдается социальный заказ на творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Значительный потенциал для реализации данной концепции заключён в системе художественно-эстетического образования в школе.
В связи с этим возрастает ответственная роль педагога-музыканта, который должен быть адекватно подготовлен к творческой профессионально-педагогической деятельности. Известно, что музыкальное искусство всегда было неразрывно связано с окружающим миром, являлось отражением жизни людей, их мыслей, чувств и деяний.
Задача учителя музыки плавно и ненавязчиво ввести детей в мир музыки, найти вместе с ними связи с жизнью, научить понимать и любить музыку. Необходимо дать ребёнку возможность самому исследовать свои вкусы и предпочтения, научиться делать выбор в огромном мире музыкальных примеров. Процесс творчества должен стать основной частью урока! Необходимо стараться создать ситуации, наталкивающие ребёнка на размышление, анализ и действие — вот то, что даст ему возможность развиваться. На таких уроках формируется инициативность, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А ведь это и есть основные цели воспитания современного образования.
Залогом успеха хорошего урока всегда будет служить внедрение разнообразных методов обучения, использование различных видов деятельности, дифференцированный подход в процессе обучения и оценивания.
Так, для раскрытия воспитывающего и развивающего потенциала урока музыки, необходимо помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности — научить их учиться. Учитель должен формировать у учащихся навыки критического мышления, направленные на развитие качеств, необходимых для формирования творческой личности. Ученик должен быть способен не только воспринимать, но и оценивать музыкальную культуру разных стран, а также развиваться путём активного участия в музыкально-творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели, на уроке музыки необходимо создать определённые условия:
обеспечение информационно-технологической поддержки и ресурсной базы, необходимой для учебного процесса;
наличие возможности выхода в сеть интернет для знакомства с мировой музыкальной культурой и проведения исследовательской деятельности;
использование разнообразных видов деятельности для развития интереса к урокам музыки и формирования музыкальных способностей учащихся;
расширение диапазона музыкальной отзывчивости и развитие эмоциональной сферы учащихся на основе изучения шедевров музыкальной культуры;
совершенствование технических приемов исполнительской деятельности;
использование дифференцированного подхода в обучении;
создание планов урока с учётом межпредметных связей;
развитие навыков критического мышления;
овладение навыками распределения внимания на несколько исполнительских действий (пение/пластическое интонирование; слушание/аккомпанирование; пение/игра на музыкальных инструментах; композиция);
создание в процессе обучения условий, идентичным условиям последующей практической деятельности, предполагающей реализацию умений;
использование критериального оценивания;
Из опыта работы.
Подробно остановимся на критериальном подходе в оценивании ЗУНов на уроке музыки. Использование разнообразных видов деятельности на уроке и применение критериального подхода в оценивании знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать повышению интереса к уроку музыки и развитию музыкальных способностей учащихся.
Известно, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, оно эффективно направляет учащихся на получение информации об уровне приобретения знаний и освоение навыков в учебном процессе. Учащиеся и учителя должны быть активно вовлечены в оценивание прогресса учащегося, как часть развития их широкого критического мышления и навыков самооценивания.
Учителя должны быть внимательны к определённым учебным результатам, о которых они намереваются оповестить ученика. В современной системе образования для оценки знаний, умений и навыков, все более актуальным становится использование критериального оценивания.
Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Ниже приведены примеры критериального оценивания могут быть применены на уроке музыки в разных видах музыкальной деятельности.
Так, например, одним важных видов деятельности на уроке музыки, является слушание музыки. Именно во время слушания музыки у ребёнка формируется вкус, он учится воспринимать, оценивать и рассуждать о музыке.
Приложение № 1. Раздаточный материал — «Лист по слушанию музыки»
Данный документ служит для записи и анализа музыкального материала, с которым ученик знакомится на уроке музыки.
Слушание и восприятие музыки Имя, класс______________________ Цель: формировать и развивать интерес у школьников к музыке Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на услышанное произведение; формировать навык эмоционально и осознанно воспринимать музыку. Задание: внимательно слушай музыку, будь думающим и анализирующим; заполни таблицу, запиши название произведения, имя композитора; укажи музыкальные элементы, которые использовал композитор для передачи образа; отметь, какое настроение вызвала у тебя эта музыка (грусть, радость, мечтательность, героические чувства, трагические чувства (горе, страдание), раздумья о жизни, шутливое настроение, ощущение сказочности, волнение, тревога); прояви творчество и определи музыкальный образ. |
||||
Дата |
Композитор, название сочинения |
Настроение |
Музыкально-выразительные средства (темп, динамика, штрихи, музыкальные инструменты) |
Рефлексия: образ, который я представил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2. Варианты критериев оценивания навыков слушания музыки.
Внимательно слушает музыку
Получает удовольствие от прослушивания музыки
Проявляет интерес, задаёт вопросы
Рассуждает, анализирует, делится впечатлениями
Имеет своё мнение о различных жанрах и направлениях в музыке
Использует широкий словарный запас терминов для анализа музыкальных примеров
Демонстрирует знание и понимание музыкально-выразительных средств (мелодия/ ритм/штрихи/динамика/темп/тембр/текстура)
Приложение № 3. Варианты критерии оценивания уровня развития вокальных навыков учащихся.
Альтернативные варианты: берёт дыхание правильно; поёт выразительно; контролирует голос; интонирует чисто; владеет разными приёмами исполнения; применяет музыкально-пластические движения и т. д.
Класс:____ Дата:_____________ Название песни:______________________________________ Цель: Определить уровень развития вокальных навыков на уроке музыки Уровни: «5» — высокий; «4» — средний; «3»– требует дальнейшего развития. |
|||||
Имя ученика |
Критерии оценивания |
||||
Соблюдает вокально- певческую постановку |
Знает текст песни |
Чётко артикулирует слова |
Поёт выразительно |
Чувствует ритм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4.Пример оценивания уровня усвоения навыков игры на музыкальных инструментах детского шумового оркестра.
Отметка |
Уровни умений и навыков |
«5» |
Ученик быстро и последовательно освоил новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и успешно применяет их на практике. |
«4» |
Ученик приобрёл новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и старается применять их в знакомом музыкальном произведении |
«3» |
Ученик приобрёл несколько новых навыков, но испытывает трудности при их применении |
N |
Ученик испытывает большие трудности в приобретении необходимых навыков для достижения успеха по данному виду деятельности |
Приложение № 5.Лист наблюдения и оценивания использования элементарных навыков композиции
Критерии |
Саша |
Маша |
Ваня |
использует инструменты детского оркестра |
* |
* |
* |
использует голос |
|
* |
|
создаёт ритм |
* |
|
* |
создаёт мелодию |
|
* |
|
пользуется практическими навыками игры на шумовых инструментах |
* |
|
* |
использует простейшую нотацию или графические обозначения для записи своей композиции |
|
|
* |
За годы работы учитель музыки даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.
Если удачно реализовать поставленные цели, то мы сможем воспитать не хорошего, но пассивного слушателя, а дать возможность каждому ребенку выбрать для себя ту форму музыкальной деятельности, которая подтолкнёт его к проявлению творческой индивидуальности и развитию музыкальных способностей. Тем самым мы создадим благоприятные условия для развития у детей интереса, который является прекрасной мотивацией к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.
Давно известно, что одно из главных условий успешного обучения — заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, во внеурочное время и в повседневной жизни. Развить музыкальные способности школьников и интерес к музыкальному искусству можно только в том случае, если мы будем систематически и целенаправленно развивать их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки, а также применяя правильный подход в оценивании достижений учащихся.
Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно совершенствовать не только методику преподавания, но и находить возможность по достоинству оценить каждого ребёнка. Так мы сможем заложить в ребёнке уверенность в своих силах, а это очень важно для адаптации в современном мире и достижения жизненных целей.