Предприятиям атомной отрасли присуща особая корпоративная культура, базирующаяся, с одной стороны, на уникальных традициях и истории отрасли, и, с другой стороны, на образе современного, высокотехнологичного и инновационного бизнеса.
Социальная политика Госкорпорации, как элемент ее общей кадровой политики направлена как на решение ключевых задач в области управления персоналом (привлечение и удержание квалифицированного персонала, повышение производительности труда), так и на достижение целей Госкорпорации (в частности, на повышение ее финансовой эффективности). Основными целями Социальной политики является создание единых отраслевых подходов и принципов формирования корпоративных социальных программ, определение ответственности за их реализацию и определение параметров бюджетирования расходов на социальные программы предприятий.
Ключевыми корпоративными социальными программами являются:
медицинское обеспечение;
жилищные программы;
санаторно-курортное лечение и отдых сотрудников и их детей;
пенсионные программы;
организация питания работников;
поддержка ветеранов и пенсионеров отрасли;
организация культурных и спортивных мероприятий
Слова генерального директора Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко наиболее полно отражают суть социальной политики Госкорпорации: «Для такой отрасли, как атомная, основной потенциал — человеческий. Важны технологии, здания, оборудование, но все это в инновационных отраслях меняется крайне быстро, и ничего более важного, чем человеческий потенциал у нас нет»
Большое внимание уделяется в Госкорпорации спорту. С целью объединения усилий физкультурно-спортивных организаций, направленных на укрепление здоровья и организацию досуга трудящихся и членов их семей средствами физической культуры и спорта, защиту их прав на занятие физической культурой, спортом и туризмом, а также стремление к всеобщему признанию и реализации правовых основ закрепленных за спортивными и спортивно-техническими организациями законодательством Российской Федерации[1] в 1993 году была создана Общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Атом-Спорт» (РФСО «Атом-спорт»). Общество объединяет 64 спортивные организации из 46 регионов Российской Федерации.
В разные годы за общество выступали: шестикратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Л. Егорова; четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию А. Попов; двукратный олимпийский чемпион по биатлону И. Бяков; двукратные олимпийские чемпионы И. Полянский (плавание); А. Мальцев, В. Мишкин, Е. Паладьев (хоккей с шайбой); олимпийские чемпионы Ю. Захаревич (тяжелая атлетика), Е. Подгорнов (спортивная гимнастика); серебряный призер Олимпийских игр Э. Василькова (плавание).Активнейшее участие РФСО «Атом-спорт» принимает в спортивных мероприятиях, проводимых в России. Российское ФСО «Атом-спорт» является коллективным членом Олимпийского комитета России и Международной конфедерации спортивных организаций.
Безопасность физкультурно-спортивной деятельности является залогом успеха проведения различных соревнований, привлечения граждан всех возрастов к занятиям спортом. Без соблюдения техники безопасности невозможно добиться высоких результатов в командных упражнениях и соревнованиях, избежать травм, которые в отдельных случаях являются причиной завершения спортивной карьеры. Осуществляемые спортсменами индивидуальные и групповые тренировки предполагают соблюдение норм и правил безопасности, которые направлены на недопущение причинения вреда жизни и здоровью как самого спортсмена, так и окружающих. Ответственность за соблюдение мер профилактики спортивного травматизма и безопасности проведения спортивного мероприятия несут персонально руководители спортивного сооружения и ответственные за проведение спортивного мероприятия, подписавшие акт готовности спортивного сооружения к учебно-тренировочному сбору, учебно-тренировочным занятиям, спортивным соревнованиям.
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 24 возлагает на спортсменов обязанность соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта, а также соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья. В Российской Федерации разработаны государственные стандарты ГОСТ Р52025–2003 «Услуги физкультурно-оздоровительных и спортивных требований безопасности потребителей», введенные в действие 1 июля 2003 г. и ГОСТ Р52024–2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные», введённые в действие 1 июля 2003 г. [2,3] Здания и спортивные сооружения, оборудование и инвентарь, организация учебно-тренировочного процесса должны отвечать требованиям, обеспечивающим безопасные условия здоровья занимающихся физической культурой и спортом, зрителей, тренерско-преподавательского состава, обслуживающего персонала.
По общему правилу безопасность тренировок должны обеспечивать собственники спортивных сооружений либо лица, пользующиеся ими на иных законных основаниях. Однако, законодательство весьма неоднозначно распределяет бремя расходов, требующихся на организацию условий безопасных спортивных занятий. Закон о спорте 2007 г. говорит о всеобщей обязанности в этой сфере и имеет в виду всех заинтересованных в подготовке спортсменов лиц и организаций, проводящих спортивные состязания. Расплывчатость законодательных формулировок не позволяет определить конкретную сторону, на которую необходимо возложить ответственность за финансирование условий безопасного пребывания спортсменов на спортивных объектах [4].
В соответствии с п.1 Положения о министерстве спорта Российской Федерации [5] Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Подобная законодательная формулировка позволяет сделать вывод о том, что этот орган является единственным государственным образованием, несущим ответственность за развитие спорта в России и создания благоприятных условий для спортивной деятельности. Однако, анализ полномочий Министерства, отраженных в разделе II Положения, свидетельствует о том, что каких-либо полномочий в области обеспечения безопасности на этот орган не возложено. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорит об общих полномочиях Российской Федерации, в числе которых отражено лишь обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта (ст. 6). В ст. 8 Закона отражено, что субъекты Российской Федерации оказывают содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации. Аналогичными полномочиями обладают муниципальные органы власти в границах подведомственных территорий (ст. 9).
На практике вся деятельность по обеспечению безопасности в период проведения спортивных соревнований целиком и полностью возлагается на их организаторов. При этом последние не уделяют этому вопросу должного внимания или подходят к нему достаточно формально. В основном задачи по обеспечению безопасности возлагаются на добровольных помощников из числа спортсменов или иных лиц, в задачу которых входит поддержание порядка во время проведения мероприятия. К сожалению, большинство из них не обладает необходимыми навыками и теоретическими знаниями по тактике обеспечения безопасности. В результате во время спортивных мероприятий нередко возникают негативные ситуации такие, например, как драки между недовольными болельщиками, попытки силового давления или оскорбления судей и хулиганские действия со стороны зрителей [6].
По мнению отдельных исследователей сложная ситуация складывается со спортивными объектами, где проводятся соревнования. Целый ряд объектов находится в аварийном состоянии, то есть они сами представляют угрозу для участников спортивных состязаний. Подобные объекты не оснащены видеонаблюдением, системами охранной сигнализации и контроля доступа. Часть из объектов оснащена устаревшими системами детектирования пожаров. Аналогичная ситуация складывается и с инженерной защитой [7].
В данной связи, на наш взгляд, назрела необходимость, во-первых, в обязательном утверждении правил проведения спортивных мероприятий федеральным органом государственной власти в области физической культуры и спорта. Данное положение было закреплено в ст. 25 Закона о спорте, но, тем не менее, до настоящего времени оно осталось нереализованным. Во-вторых, весьма важно повысить степень государственного участия в процессах обеспечения безопасности спортивной деятельности и наделить Министерство спорта РФ соответствующими функциями.
Литература:
- УСТАВ Общественной организации «Российского Физкультурно — спортивного общества «Атом-Спорт»
- СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
- Карпунин П., Лещева Р. Строительство спортивных сооружений на основе государственно-частного партнерства // Мир строительства и недвижимости. 2009. № 34
- Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2012. С. 62.
- О Министерстве спорта Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3525.
- Брединский А. Обеспечение безопасности Олимпийских игр: опыт Ванкувера 2010. Электрон. Ресурс http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=854
- Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ», 2011