В современной действительности основой поддержания экономического роста выступают инновационные процессы, являясь важной задачей государства в условиях рынка. Посредством ряда механизмов и инструментов инновационной политики, которая является элементом системы государственного регулирования осуществляется государственное регулирование инновационного (постиндустриального) устойчивого развития.
Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развития России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться на основных положениях содержащегося в Концепции сценария инновационного развития экономики.
Отметим, что государственному регулированию устойчивого развития пришлось претерпеть радикальные подходы. Так, годы реформ 1990-х годов, продемонстрировали уменьшение финансирования инфраструктуры постиндустриального (инновационного) развития экономических систем посредством государственного бюджета, по различным оценкам в 5–11 раз. Также уменьшение государственной поддержки инновационной сферы проявилось в бюджете 2012. Однако приоритеты в концепции долгосрочного развития 2020 отданы ориентации на постиндустриальный (инновационный) вид развития. В прогнозном варианте концепции, в 2020 году доля предприятий, которые осуществляют технологические инновации составит порядка 40–50 % от общего количества. Отметим, что в 2012 году этот показатель составил всего 9,6 %. Что касается удельного веса инновационной продукции от общего объема промышленной продукции, то планируется довести его в 2020 году до 25–35 %. В настоящее время он составляет 5,6 %. В 2020 году 2,5–3,0 % ВВП составят внутренние затраты на исследования, разработки. В настоящее время, они составляют 1,2 %, причем больше половины за счет частного сектора.
На современным этапе развития атомной энергетики внедрение инноваций в становится необходимым условием их выживания, поддержания в соответствии с условиями рынка, темпов экономического развития и повышения конкурентоспособности.
Структура финансирования атомной энергетики по направлениям (25 % от бюджета инновационного развития за период 2011–2020 годы) распределена в соотношении: 20,3 % на проекты в области модернизации существующих технологий, 72,1 % на проекты в области создания новых технологий для энергетических рынков, порядка 7,6 % на развитие новых применений ядерных технологий для неэнергетических рынков.
Рассмотрение государственного регулирования должно проходить через интерацию инновационной и промышленной политики. В вопросах промышленности, отметим ориентацию РФ на устойчивое инновационное развитие.
В качестве важной цели ставится повышение конкурентоспособности предприятий в глобальном масштабе, определенно данное инициирует структурные изменения промышленного, что отразим табл. 1
Таблица 1
Изменение структуры промышленного производства в рамках концепции 2020
Доля в промышленном производстве |
2014 |
2020 |
ТЭК |
44 |
26 |
Машиностроение |
12 |
22 |
Сырьевой комплекс |
31 |
35 |
Потребительский комплекс |
12 |
12 |
Сценарий базового инновационного развития предполагает наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко — и средне технологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
В соответствии распоряжением «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» № 715 — Р от 13 ноября 2009 года главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
энергетическая безопасность;
энергетическая эффективность экономики;
бюджетная эффективность энергетики;
экологическая безопасность энергетики.
Основным смыслом инновационной политики в ядерной энергетики является сохранение в максимальной степени накопленного научно-технологического потенциала, для чего необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, которая инициирует инновационные процессы, приводящие в последующем к формированию устойчивого состояния экономической системы.
Что касается характера перемещения технологии, то в зависимости от поставленных инновационных задач и целей выбираются разные формы передвижений технологий от низкого уровня к более высокому. Представляется возможным выделить основные стратегии, которые реализуют соответствующее развитие — стратегия последовательной инновации и технологический рывок.
Рис. 1. Типологизация макроинновационных стратегий
Характерным для генерации идеи являются задачи повышения конкурентоспособности в атомной энергетики. На уровне мирового рынка данная задача решается такими способами, как имитационная основа, точнее заимствованием зарубежных технологий, а также на основе своих отечественных нововведений. Существует и вариант — симбиоз разработанных Россией и зарубежных технологий.
Согласно распоряжению «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» № 715-Р от 13 ноября 2009 года реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа.
Третий этап — это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых не углеводородных источников энергии и технологий ее получения.
Основные направления инновационной политики атомной энергетики:
модернизация и обновление мощностей атомных электростанций с реакторами на тепловых нейтронах;
создание экспериментальных и коммерческих атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах;
создание нового поколения водо-водяных энергетических реакторов со сверхкритическими параметрами пара и регулируемым спектром нейтронов;
отработка вопросов эксплуатации и замыкания топливного цикла, разработка технологий и создание предприятий замыкания топливного цикла, обеспечивающих топливо обеспечение атомных электростанций с учетом интегрального и годового потребления природного урана, объема разделительных работ, параметров воспроизводства топлива, удельной напряженности топлива в реакторах на быстрых нейтронах, а также вопросов безопасности;
разработка инновационных технологий переработки отходов и замыкания ядерного цикла с приближением к радиационно-эквивалентному захоронению радиоактивных отходов;
овладение энергией термоядерного синтеза на базе отечественных инновационных технологий и продуктивного международного сотрудничества, включая создание экспериментального термоядерного реактора (ИТЕР) и демонстрационной станции мощностью 1 ГВт.
Таким образом, возможно, смоделировать формирование инновационной политики устойчивого развития атомной энергетики, основанное на таких функциях, как регулирующая и стимулирующая, что отразим табл. 2.
Таблица 2
Моделирование инновационной политики устойчивого развития
Устойчивое развитие |
Инновационная политика |
|||
Цели |
Формирование устойчивого развития |
Стимулирование, поддержка инновационного развития |
Создание инновационного (постиндустриального) устойчивого развития |
|
Методы |
прямого воздействия |
косвенного воздействия |
||
Формы |
Индикативное планирование |
Программно-целевые |
Правовой механизм |
Инфраструктурный механизм
|
Результат |
Повышение значимости инфраструктурного обеспечения постиндустриального устойчивого развития атомной энергетики |
Долгосрочная перспектива достижения постиндустриального устойчивого развития атомной энергетики |
||
Итак, представленная модель предполагает упорядочивание направлений постиндустриального развития и на данной основе формирования конкурентных преимуществ долговременного характера. Здесь подразумевается к дополнение к экономическим мерам выработка организационных и административных.
Федеральные и региональные целевые программы закладываются в основу прямого регулирования постиндустриального развития.
Содержание косвенного регулирования состоит в поощрении предприятий атомной энергетики к активной инновационной деятельности, технологическому трансферу, в создании благоприятного инновационного климата, повышению кадровой квалификации. В качестве инструментов косвенного регулирования, который широко используется, выделим механизм формирования внебюджетных фондов, которые содействуют в хозяйственной деятельности освоению инноваций.