Из-за множества факторов экономического роста, таких как отсутствие военных расходов; низкого темпа роста дохода трудящихся; вмешательство японского государства в ее экономическую жизнь; национальные и традиционные особенности, являющиеся основной характеристикой системы менеджмента, японский менеджмент признан наиболее эффективным во всем мире. Главная причина такого успеха — это умение работать с людьми. Так же можно отметить, что современная система японского управления оказалась наиболее приспособленной к условиям научно-технической революции, по сравнению с американской или же европейской системой.
Япония, относительно бедная наличием естественных ресурсов страна, является самым крупнейшим производителем автомобилей, господствует в обеспечении грамотности, социальной политики, качества жизни общества, считается наиболее конкурентоспособной страной. Эти и другие достижения Японии объясняются высоким уровнем менеджмента в стране. Основателями которого были Мацусита, Исизака, Курата, Хонда, Морита и т. д.
Исследователями японской экономики, такие как специалист по японскоой системе менеджмента Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием влияния местных традиций, и необходимость борьбы с бедностью.
Изучение японской модели управления, её принципов, корней и истоков, можно сделать несколько интересных выводов и открытий для российского менеджмента. Внедрение основополагающих принципов японского управления в российскую управленческую систему должен принести существенные изменения в предприятиях и экономики в целом.
Основная идея японской модели управления, дающая огромный эффект, имеет американское происхождение, то есть наемный работник должен работать всю жизнь на одну организацию. Можно заметить, что японская модель управления использует эффективные концепции управления, технику и методы западных стран. Тем самым закрепляя из к своим национальным особенностям, что способствует установлению оригинальной системе управления, ставшая выдающейся системой.
Менеджеры считают основной задачей эффективного управления — установление хороших отношений с персоналом, создать так называемое понимание того, что «Мы все одна семья». Такие менеджеры, естественно, добились наибольшего успеха. На примере известной фирмы «Сони Корпорэйшн», 75–85 % работников которой считают себя одной командой, или же «ути», что означает «семья». Интересно то, что на вопрос японского работника о его занятии, он называет организацию, в которой работает. Таким образом, руководитель, внушая своему работнику то, что его собственное благополучие тесно взаимосвязано с результатами деятельности организации, применяя различные стимулы и немалые выплаты за идеи, японская система управления добивается лидерства.
Отметим, что японская система менеджмента имеет шесть характерных признаков:
- Создание доверительной обстановки и гарантированная занятость.
Что приводит, во-первых, к стабильности трудовых ресурсов, что укрепляет коллективную общность и делает отношения персонала и руководителей гармоничными.
Во-вторых, к снижению текучести кадров. Гарантия занятости реализуется весьма интересным явлением — системой «пожизненного найма».
- Управление, основанное на информации и ее обмене.
Сбор данных, их систематизация и общее управление информацией играет не малую роль. Предпринимателями помесячно проводятся проверка доходов, объемов производства, валовая выручка, что поможет контролировать выполнение заданных показателей и рассмотрение и предотвращение будущих сложностей на их ранних этапах.
- Гласность корпорации.
Пользование одной базой информации и деятельности компании предоставляет возможность создать атмосферу участия и общей ответственности. Что, само собой, увеличивает производительность всей фирмы. Руководители, проводящие совместные совещания с инженерами и другими работниками. Такое управление поддерживает и развивает организационные ценности на всех уровнях корпорации и называется системой принятия решений «рингисэй».
- Соблюдение чистоты и порядка в организации.
Руководители обязаны гарантировать соблюдение порядка на предприятии, которое, в свою очередь, помогает качеству производительности труда на всех процессах.
- Присутствие руководителя на производстве.
На японских предприятиях есть такая удобная система размещения управленческого отдела прямо в производственных помещениях, что позволяет решать проблемы на ранних этапах. Также после решения каждой проблемы, сразу же происходят нововведения.
- Управление, ориентированное на качество.
Не менее строго контролируется качество производства. Усилия, направленные на это, считаются личной гордостью менеджера.
Существует также интересная история японского «чуда» в области качества, главным героем которой оказался американский ученый Эдвард Деминг, специалист в сфере математической статистики и менеджмента. Его работа 50-х годов в Японии стала предопределением вывода Японии в лидеры в бизнесе и производстве на международном уровне. Дальнейшая работа Деминга в США и других странах стала попыткой изменить стиль западной модели управления. Многие его предложения и идеи вошли в книгу «Out of Сrisis», автором которой являлся сам Эдвард Деминг, опубликованная в 1982 году.
Основную концепцию Деминга трудно выделить, так как он постоянно улучшает и корректирует свои идеи. Он возлагал большую ответственность на управление организацией и подчеркивал его важность для развития фирмы. Он считал, что менеджмент должен планировать на будущее, предвидеть проблемы и устранять их на ранней стадии, что приведет к росту трудоспособности, увеличению количества материалов и машинного времени, уменьшение затрат производителя и цену, которую покупатель должен платить. Неспособность этого приводит к потере рынка.
Система «пожизненного найма»
Японская модель управления также известна своей исключительной системой пожизненного найма работников. Особенность этой системы в том, что работник трудится на одном предприятии всю свою жизнь.
Начала система образовываться в 80–90 годы 20-го века, когда начали создаваться крупные фирмы. Она не имеет юридического права, это, скорее, дань традиции. Она считается наиболее выгодным способом взаимодействия работника с работодателем.
Такого вида система помогает работодателям набирать в персонал наиболее активных и заинтересованных сотрудников. Пожизненно нанятый работник изначально начинает ощущать стабильность и твердость своего положения в обществе. Он уверен в том, что если фирма процветает, его занятость гарантирована. Достигая пенсионного возраста (55–60 лет) он получает выходное пособие от фирмы, которой посвятил всю свою карьеру. Конечно, такой принцип ориентирован на крупные предприятия и реализуется с некоторыми изменениями.
Помимо чувства уверенности, работник ощущает и материальные блага такой системы найма, то есть его заработная плата постоянно возрастает. Обычно, в Японии ветеран или просто старший по возрасту работник фирмы получает большую зарплату новичка или младшего. Такая оценка работника выходит из традиции уважения старших.
Система пожизненного найма работников имеет свои плюсы и минусы. Из положительных аспектов выведем, что это гарантирует определенную стабильность занятости населения, повышение производительности труда, сокращение текучести рабочей силы и т. п. А к отрицательным отнесем чрезмерные перегрузки рабочих, крайне тяжелые условия найма и продвижения, расслоение общества и т. п.
Хотя во многом благодаря этой системе Япония и стала лидирующей страной, что позволило назвать это «Японским экономическим чудом».
Система принятия решений «рингисэй».
Система принятия решений «рингисэй» используется во многих японских фирмах. Рингесэй в переводе означает коллегиальность принятия решения. Она предусматривает неоднократное согласование принимаемого решения на всех уровнях управления фирмы, начиная с простых сотрудников до высших руководителей, которые проверяли решение и утверждали его. Если же возникает несогласие в ходе принятия решения на каком-либо уровне, то собирают руководителей соответствующего уровня, которые приходят к единогласному решению.
Такая практика принятия решений считается наиболее сложной и длительной, но она характерна для крупных японских фирм, что гарантирует согласованность принятого решения и его дальнейшего выполнения.
Можно выделить положительные и отрицательные стороны подобной системы принятия решений.
К положительным аспектам отнесем то, что этот процесс обеспечивает приток новых идей и мнений для принятия решения. Также, и шанс для рядового работника проявить себя.
К сожалению, иногда в условиях лютой иерархии подобная процедура сводится к жалким попыткам подчиненных угодить и предугадать мнение своих руководителей, чем к проявлению своего мнения. Также, этот способ считается наиболее продолжительным и отнимает массу времени.
Таким образом, все эти занимательные системы и идеи создают основную модель японского менеджмента. В течении послевоенного развития именно менеджмент Японии позволил стране выявить столь немалый потенциал народа для эффективного роста производства.
Литература:
- Эскиев М. А. Современные зарубежные модели местного самоуправления
- Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. — 2012. — № 3. — С. 41–44
- Кузнецов И. Н. Эффективный руководитель: учебно-практическое пособие — М.: Дашков и Кº, 2011–596с.