В статье обосновывается необходимость постоянного управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне. Приведены основные цели, направления, и виды управления отношений собственности Определены основные элементы Концепции управления собственностью региона, направления и этапы реализации.
Ключевые слова: форма собственности, управление собственностью, региональная собственность, муниципальная собственность
Переход России от командно-административной модели хозяйствования к рыночной характеризовался кардинальной трансформацией отношений собственности: исчезновение или принципиальное изменение прежних форм, возникновение новых форм и видов собственности. Такие изменения оказали существенное влияние как на возникновение значительных различий в уровне развития субъектов РФ, так и доходов населения регионов, что свидетельствует о присутствии противоречий в управлении собственностью на территории региона, которые связаны с отсутствием единой концепции, которая позволила бы обеспечить устойчивую положительную динамику социально-экономического развития. Отрицательные последствия изменения базовых характеристик управляемых объектов выявило необходимость поиска и формирования адекватных новым реалиям механизмов управления ими.
Управление собственностью на территории региона представляет собой управленческое воздействие на имущество, призванное участвовать в развитии региона в соответствии с региональными и общенациональными интересами, включающее в себя государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности на различные объекты, имеющие экономическое, социальное и экологическое значение для общества в целом, которые территориально расположены в пределах административных границ субъекта Российской Федерации.
Региональные особенности управления отношениями собственности призваны обеспечить рациональное распределение всех форм собственности по отраслям в рамках региона в целях обеспечения поддержания баланса интересов региональных органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. [3]
Управление трансформацией отношений собственности применительно к современным российским реалиям должно происходить по ряду взаимосвязанных направлений, существенными из которых являются: во-первых, значительные изменения относительно распределения национального богатства в рамках различных форм собственности на смену господству неэффективной собственности должно прийти доминирование эффективной собственности; во-вторых, смена формы собственности должна иметь как прямой, так и обратный характер. [4] Управление трансформацией отношений собственности должно осуществляться с учетом следующих факторов: экономических, правовых, политических, социальных, психологических, экологических.
Экономические факторы проявляются в стремлении повысить эффективность реализации форм собственности вне зависимости от субъекта, владеющего данной собственностью. В целом все экономические факторы направлены на поиск оптимального сочетания форм собственности в рамках управления тем или иным объектом собственности в целях повышения эффективности развития экономики территории. Кроме этого, они направлены на нейтрализацию региональных экономических диспропорций. В процессе управления трансформацией отношений собственности важными тенденциями являются:
определение оптимального соотношения между различными формами собственности;
поиск оптимальных комбинаций форм собственности в отраслях экономики региона и сферах жизни общества посредством различных соотношений между видами, разновидностями собственности;
достижение сбалансированного соотношения между собственниками, менеджерами и работниками при реализации отношений собственности с помощью определения места этих социальных групп в системе отношений собственности;
оптимизация способов и алгоритмов взаимодействия различных форм собственности, используемых при решении значимых для общества социально-экономических задач, с целью достижения результата с минимальными издержками, а также с учетом сочетания многообразных форм контроля над социальными и экономическими процессами.
Таким образом, управление трансформацией отношений собственности — это процесс, направленный на повышение заинтересованности частных и иных собственников эффективно использовать свои ресурсы с целью соблюдения национальных интересов в целом и регионального интереса в частности, который состоит в том, чтобы доступные федеральные, региональные, муниципальные и частные ресурсы, имеющиеся в пределах территории субъекта РФ, обеспечивали собственную конкурентоспособность территории как на национальном, так и на международном уровнях.
В механизме управления собственностью на территории региона можно выделить виды управления, которые отражают различные задачи и функции субъектов, их реализующих: [2]
государственное управление, обеспечивающее целостность экономического и правового пространства в сфере развития отношений собственности;
бизнес-управление, реализующее рыночный потенциал объектов собственности на территории региона;
самоуправление, направленное на поддержание социальной стабильности посредством участия населения в управлении собственностью.
Проведение постоянного наблюдения на регулярной основе за использованием собственности на территории региона необходимо для эффективного управления ею. Именно через эффективное управление собственностью на территории региона достигаются определенные эффекты.
Необходимость формирования мониторинга собственности на территории региона обусловлена отсутствием актуальных, систематизированных данных о развитии отношений собственности, оказывающих значительное влияние на социальное и экономическое развитие региона.
Целями формирования мониторинга собственности на территории региона являются:
обеспечение информационного сопровождения формирования и исполнения социально-экономической политики в сфере отношений собственности;
предоставление актуальной, достоверной и регулярно обновляемой информации субъектам собственности;
формирование базы данных, задействованной в анализе и прогнозе развития собственности на территории региона;
разработка управленческих воздействий рекомендательного характера, заключающихся в поддержании позитивных и ослаблении негативных тенденций в развитии отношений собственности в пределах субъекта РФ.
Мониторинг позволяет провести системный анализ и оценить получаемую информацию с целью выявления причин, вызывающих тот или иной характер происходящих социально-экономических явлений в регионе. Данная информация должна быть открытой, что позволит повысить прозрачность управления собственностью на территории региона для всех заинтересованных лиц и устранит недоверие к региональным органам власти относительно оптимальности принимаемых ими решений в разрезе социально-экономического развития территории.
Для разработки оптимальных управленческих решений необходимо, чтобы в рамках информационного фонда мониторинга были систематизированы многолетние данные, представляющие собой информационные потоки от субъектов и несубъектов собственности в рамках субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений собственности, а также материалы, сведенные в базы данных, которые впоследствии систематизируются и передаются в информационное хранилище с целью составления в дальнейшем научных прогнозов и рекомендаций, характеризующих динамику развития собственности на территории региона.
Система управления собственностью на уровне региона должна базироваться на Концепции управления собственностью, в которой необходимо четко закрепить основные цели, задачи и принципы реализации региональной политики в сфере управления собственностью на территории субъекта Федерации. Под Концепцией управления собственностью региона необходимо понимать совокупность экономических отношений, связанных с управлением природными и искусственными объектами собственности, находящимися в государственной, муниципальной, частной и иной форме на территории определенного субъекта РФ.
Концепция должна содержать четыре обязательных раздела:
1) определение целей, соответствующих потребностям решения актуальной проблемы управления;
2) всесторонний анализ объекта управления с целью определения тенденций, степени и динамики его развития;
3) описание региональной политики в сфере управления собственностью на территории региона, включая трансформацию отношений собственности, направленную на создание благоприятной экономической среды и удовлетворение интересов регионального сообщества;
4) разработка стратегии управления собственностью на территории региона, построение которой подчинено логике последовательности, срочности, результативности и ответственности конкретных лиц.
Управление собственностью на территории региона должно быть эффективным. Применительно к управлению собственностью на территории региона эффективное управление заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов и достижения максимальных эффектов: социального, экономического и экологического от использования природных и искусственных объектов собственности в рамках соблюдения интересов собственников и несобственников. [5]
Значение концепции управления собственностью на территории региона не сводится лишь к упорядочению осуществления региональными органами власти полномочий собственника относительно объекта собственности, повышению эффективности управления им.
Последовательная, планомерная и системная реализация концепции управления собственностью на территории региона является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в регионе, осуществления важнейших функций развивающей и стимулирующей в отношении экономики субъекта РФ, повышения уровня благосостояния регионального социума и создания благоприятной среды для хозяйствующих субъектов.
В основе стратегии управления собственностью на территории региона должны быть положены следующие программные установки.
- Миссия региона заключается в создании и улучшении условий в целях развития многообразия форм и видов собственности, защиты имущественных прав, укрепления экономики региона.
- Трансформация отношений собственности на уровне региона должна осуществляться с учетом общественного мнения и не наносить ущерба экономике, интересам населения и государства.
- Государственная и муниципальная собственность должна быть сохранена в объеме, обеспечивающем экономическую безопасность региона.
- Развитие отношений собственности должно осуществляться при взаимодействии государственных институтов, общества и бизнеса на солидарных и партнерских основах, результатом которого должна стать интеграция форм собственности для обеспечения экономического роста региона.
- Наличие государственного контроля в лице уполномоченного органа за исполнением собственниками своих обязанностей в процессе управления и использования объектов, находящихся у них в собственности.
Реализация стратегии управления собственностью на территории субъекта Федерации может осуществляться поэтапно.
На первом этапе используются информационные ресурсы мониторинга собственности на территории региона, которые позволяют разработать региональные программы развития отношений собственности с последовательным внесением необходимых дополнений и изменений в действующие нормативно-правовые акты, опосредующие развитие отношений собственности.
На втором этапе происходит внедрение разработанных программ, сопровождающееся актуализацией нормативно-правовой базы и внедрением стандартов управления собственностью на территории региона, параллельно проводится мониторинг структуры и динамики форм и видов собственности на территории региона.
Третий этап реализация стратегии управления собственностью на территории региона включает в себя совокупность процессов, в рамках которых разрабатываются и принимаются управленческие решения, организуется их выполнение, а также проводится контроль и оценка эффективности.
Цели управления собственностью на территории региона задаются с учетом общих целей развития субъекта РФ, основными из которых являются: [1]
рост экономики региона;
повышение уровня благосостояния регионального социума;
формирование благоприятных условий для развития и функционирования хозяйствующих субъектов.
Формирование механизма управления собственностью на территории региона должно осуществляться с учетом следующих направлений: развитие регионального законотворчества; формирование оптимальной структуры региональных органов власти; определение и поддержание оптимального состава объектов собственности на территории региона и обеспечение их эффективного использования.
Структура механизма управления собственностью на территории региона определяется его элементами и способами их объединения.
Механизм управления собственностью на территории региона является: открытым, т. е. имеющим тесные связи с внешней средой и управлением регионом в целом; динамическим, характеризующим наличием элементов, параметры которых изменяются во времени; управляемым, что объясняется обоснованием использования рациональных способов управления собственностью на территории региона в интересах достижения целей социально-экономического развития субъекта РФ.
Литература:
- Камаев, Р.А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (на примере города Москвы): монография / Р.А. Камаев. — М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 159 с.
- Постовой, Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетпнция / Н.В. Постовой. — М.: ИД «Юриспруденция», 2014. — 144с.
- Эскиев, М.А. Основные проблемы социально-экономического развития региона [Текст] / М.А. Эскиев, М.И. Чажаев, Р.А. Ялмаев //Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 431-433
- Эскиев, М.А. Перспективы совершенствования муниципального управления [Текст] / М.А. Эскиев, М.И. Чажаев // ФГУ Science. —2013. —№ 2. — С. 110-112.
- Ялмаев Р.А. Специфические особенности применения программно-целевого подхода в управлении объектами в условиях послевоенного восстановления региона//Финансы и кредит. 2007. № 36