Конституция Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Однако, почему одни люди, живущие за чертой бедности, должны отчислять в бюджет столько же в процентном соотношении, сколько и другие, зарабатывающие миллиарды рублей ежегодно? На мой взгляд, люди, относящиеся к категории богатых, могут взять на себя дополнительные обязательства по обеспечению социальной функции государства, поступая по справедливости, да и по совести. В ответ на это социальное государство просто обязано ввести обложение налогами наиболее употребляемых предметов роскоши.
Безусловно, многие депутаты стремятся подойти к решению данной проблемы с разных сторон и делают все для этого возможное, но можно ли будет переломить данную сложную ситуацию в будущем никто гарантировать не может.
Налог на роскошь был впервые использован еще в Древнем Риме. Именно в римском праве впервые возник данный фискальный инструмент. Здесь были введены ограничения на показ своего богатства. Женщинам запрещалось выходить на улицу, если на них было надето более двухсот граммов золотых украшений, также ограничивалось число приглашенных на пиры — не более 100 человек.
В Средние века практика применения данного налога получила широкое распространение. Одной из первых стран, применяющих налог на роскошь, была Великобритания. Первым объектом налогообложения были выездные лошади, гончие собаки и пудра. Данная страна имеет богатую историю применения этого налога и до сих пор использует налог на роскошь в качестве местного налога. Владельцы недвижимости, стоимость которой превышает миллион фунтов, уплачивают государству 5 %. Это достаточно серьезная ставка, но еще ощутимее проявляет себя ставка подоходного налога — 50 %. Также здесь имеет место и дополнительная нагрузка для британцев, чей доход превышает 150 тысяч фунтов [2].
Налог на роскошь в Европе появился в XVII–XVIII веках; в той или иной форме он сохранился во многих странах, например, во Франции, Великобритании, Хорватии, Италии, Греции и др. Тем не менее единое мнение относительно целесообразности применения специальных налоговых инструментов к потреблению очень богатых людей отсутствует [3].
Так, во Франции взимается налог на богатство или «солидарный налог на состояния» (Impôtdesolidarité surlafortune), который существует уже 30 лет. Сейчас его платят около 600 тыс. чел., и в 2011 г. он принес в казну 4,2 млрд евро [4]. Данный налог взимается с физических лиц, владеющих имуществом стоимостью свыше 1,3 млн евро (до недавнего времени 800 тыс. евро). В соответствии с новыми правилами, введенными в 2011 г., данный налог взимается в размере 0,25 % с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн евро и 0,5 % с имущества дороже 3 млн евро. Налогом облагаются все движимые и недвижимые активы богатых граждан, принадлежащие им на 1 января налогового года.
В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 % — для жилья стоимостью 125–250 тыс. ф. ст., 3 % — если оно стоит 250–500 тыс. ф. ст., 4 % — для объектов дороже 500 тыс. ф. ст.
На Украине под дополнительное налогообложение «на роскошь» попадают квартиры от 120 м2 и дома площадью от 250 м2, а налог взимается в привязке к минимальным зарплатам — от 1 до 2,7 % размера минимальной заработной платы за 1 м2дорогого жилья
В целом можно говорить о том, что в страны Европы ввели налог на роскошь в систему налогообложения как антикризисную меру. Например, правительство Испании в прошлом году начало взимать дополнительно налоги с граждан, состояние которых оценивается более 700 тысяч евро, налоговая ставка при этом составила 0,2–2,5 %. Аналогичная мера имеет место и во Франции, где взимание налога начинается, если состояние налогоплательщика превышает 1,3 миллиона евро. Ставка здесь чуть меньше — и варьируется от 0,55 % до 1,8 % [5].
Однако налог на роскошь во многих государствах имел непростую историю: зачастую налог отменялся столь же быстро, сколь и вводился. При этом причины подобных действий носили не только экономический характер, но имели и политическую окраску. Наглядным примером являются Соединенные Штаты Америки. Здесь налог был введен в 1900 году, а объектом налогообложения стали яхты, самолеты, дорогие автомобили, часы, ювелирные и меховые изделия. Спустя три года данный налог пришлось отменить, потому что американские граждане перестали приобретать предметы роскоши у себя в стране, предпочитая совершать покупки без дополнительных сборов за границей. Тем не менее, был оставлен налог на автомобили стоимостью более 40 тысяч долларов [6].
Поэтому актуальным остается вопрос об экономической эффективности налога на роскошь. С одной стороны состоятельные люди стремятся уйти от его уплаты, приобретая имущество за рубежом, что приводит к несостоятельности данного налога, а затем и к его отмене. С другой стороны налог на роскошь выполняет социальную функцию, уравнивая различные слои населения. Однако социальную функцию можно выполнить и с помощью прогрессивной шкалы налогообложения доходов, вместо введения налога на роскошь.
В России попытки ввести налог на роскошь начиная с 2001 г. предпринимались неоднократно. Инициаторы подобных законодательных новшеств в большинстве случаев приводят в пример опыт зарубежных стран. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени.
На мой взгляд, введение налога на роскошь в России будет способствовать достижению двух важных целей. Во-первых, это интересы казны. Очень выгодно и справедливо получать налог с потребления предметов, указывающих на выдающееся имущественное положение лица. Во-вторых, это морально-нравственные и социальные цели. В высших целях нравственности и общественного благополучия необходимо противодействовать снижению непомерного количества предметов роскоши у узкой прослойки российского общества.
Кроме того, для внедрения в систему налогообложения России нового вида налога — налога на роскошь — предлагается следующее:
- Необходимо уточнение понятия «роскошные предметы потребления» и «престижное потребление». В связи с чем для целей налогообложения объектов роскоши под «роскошными предметами потребления» следует понимать объекты движимого имущества (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты и другие водные средства, отличные от яхт) стоимостью от 3 млн руб. и объекты недвижимого имущества стоимостью от 5 млн руб. (для земельных участков) и от 7,5 млн руб. (для квартир, коттеджей, загородных домов), приобретаемые для личного потребления физическими лицами. Престижное потребление при этом будет определено как использование роскошных предметов потребления физическими лицами в личных целях.
- Налог на роскошь предлагается отнести к группе местных налогов, несмотря на то, что стоимость данных объектов имущества в разных регионах и муниципалитетах отличается. Поэтому при определении стоимости объектов движимого и недвижимого имущества исходим из предположения о том, что нельзя сравнивать стоимость жилья в российской столице и небольшом муниципалитете для оценки и расчета налога на роскошь, потому что данное жилье будет иметь разную рыночную стоимость и стоить дороже в крупном городе федерального значения, чем в небольшом городе (по своим геополитическим и общероссийским позициям). То же касается и земельных участков.
Среди основных претензий к законопроекту, высказанных в заключении комитета по бюджету и заключении правительства, выделяется мысль о двойном налогообложении, к которому якобы приведёт введение данного налога. Да, у нас в стране успешно собирается и налог на имущество физических лиц, и налог на имущество организаций, и транспортный налог, но мы считаем, что вместо простого следования сухому и бездушному принципу уравниловки мы должны в дальнейшем оптимизировать всю налогооблагаемую базу в соответствии с принципом справедливости.
Таким образом, введение налога на роскошь будет направлена на повышение эффективности налоговой системы России, создание условий для увеличения социального потенциала предметов роскоши и превращения уплаты налога в фактор социального роста путем перераспределения доходов богатых в социальную сферу страны. Однако, построение эффективной системы налогообложения и изменение налогового законодательства путем введения новых налогов — дело крайне сложное. Оно требует глубокого экономического анализа перспектив введения такого налога и возможных последствий.
В заключение я бы хотел привести слова великого государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина: «бедность — худшее из рабств». Рассматриваемый вопрос — это не борьба с богатыми, это прежде всего борьба именно с бедностью, перераспределение денежных средств в пользу тех, чей социально-имущественный статус низок.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // «Российская газета» (Федеральный выпуск) № 4831, 1993 г.
- Бочаров С. Налог на роскошь: на кого России ровняться [Электронный ресурс] // Вести Экономика. — Режим доступа: www.vestifinance.ru/articles/7402
- Земцова Ю. Налог роскошество. Красиво жить не запретишь // Финансовая газета. 2012. -№ 5. — С. 28
- Налог на роскошь. Электронный ресурс: http://rg.ru/2012/02/17/roskosh-site.html].
- Зыкова Т. Налог — не роскошь // «Российская газета» (Федеральный выпуск). — 2012. — № 5710 (37). — С. 1.
- Проценко А. Роскошно жить не запретишь // Труд. — 2012. — № 12. — С. 1.