В последние годы тема реализации избирательных прав является одной из наиболее востребованных в юридической науке. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации и в основном в сфере конституционного права. Преимущественно исследования затрагивают конституционно-правовые основы проблемы избирательного законодательства формирования нормативно-правовой базы, политико-правовые основы реализации избирательных прав граждан в современной России, вопросы юридической ответственности за нарушения избирательных прав и др. [6]
На этом уровне достаточно актуальным является проблемы формирования правовой культуры участников избирательного процесса. Для более тщательного рассмотрения данной проблемы представляется целесообразным внести немного конкретики. В частности, необходимо установить границы понятия «правовая культура», чтобы избежать употребления размытых формулировок. В данной статье термин «правовая культура» рассматривается как понятие, сформулированное С. С. Алексеевым, и определяется как «общее состояние “юридических дел” в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права» [4].
На наш взгляд, в развитии правовой культуры правосознание субъектов избирательных правоотношений играет ведущую роль, так как одной из основных задач правовой культуры является формирование доверия граждан к государству и праву. Достичь этого возможно на основе актов свободного и открытого политического согласия граждан по результатам проведения демократических выборов. Однако, несмотря на то, что Конституцией Российской Федерации [1] гарантируются избирательные права — пользуются ими далеко не все граждане России, что подтверждается низким уровнем явки на выборах. Более того, до сих пор остро стоит вопрос о легитимности выборов, проходящих на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] правом избирать обладают все граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста. То есть, молодежи по достижении совершеннолетия предоставляется активное избирательное право. Тем не менее, опыт прошедших в России выборов говорит о недостаточно активном участии данной категории граждан в голосовании. Молодежь во все времена являлась движущей силой, определяющей направление развития государственной политики и общества в целом. Исходя из этого, привлечение молодежи к избирательному процессу является важным фактором в вопросе повышения правовой культуры общества.
На наш взгляд, положительным явлением в плане развития правовой культуры следует считать опыт зарубежных стран в аспекте проведения выборов и увеличения явки избирателей, связанных с привлечением коммуникационных технологий и внедрением электронных систем голосования. Электронное голосование как понятие включает в себя различные способы подачи голоса избирателем с использованием электронных устройств вне избирательного участка. В соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О юридических, оперативных и технических стандартах электронного голосования» [3] основными целями электронного голосования являются предоставление избирателям возможности проголосовать в месте ином, чем избирательный участок в их избирательном округе; расширение доступа к процессу голосования для избирателей-инвалидов или избирателей, имеющих другие трудности для физического присутствия на избирательном участке и использования имеющегося там оборудования. Дистанционное электронное голосование, как показала практика его применения и научные разработки, может в зависимости от используемых при этом технических средств осуществляться следующими способами:
- Голосование при помощи мобильного телефона.
- Голосование при помощи социальной электронной карты через терминалы (информационные киоски), расположенные вне помещения для голосования.
- Голосование непосредственно через информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет [5].
Так, избирательная комиссия Великобритании акцентирует внимание в аспекте привлечения молодежи к участию в выборах на социальной сети Facebook. С помощью данной социальной сети проводится официальная регистрация граждан для участия в парламентских выборах. В течение нескольких дней на главных страницах профилей пользователей Facebook в Великобритании демонстрируются сообщения с вопросом о том, зарегистрировался ли пользователь на выборах, чтобы выполнить свой гражданский долг. В случаях, когда пользователи захотят зарегистрироваться, их перенаправляют на сайт избирательной комиссии. Регистрация заканчивается через месяц, и без нее британцы не могут принять участие в выборах. С помощью сообщений в Facebook сотрудники избирательной комиссии стремится привлечь к участию в голосовании молодежь, которая, как правило, проводит много времени в социальных сетях, а избирательному процессу не уделяет должного внимания [7].
Подчеркнем, что в пользу применения данного вида голосования в России можно выдвинуть такие аргументы, как доступность и удобство. Современный среднестатистический житель Российской Федерации является активным пользователем сети Интернет. Что касается молодежи, данный вид голосования, на наш взгляд, получит большое распространение и одобрение с ее стороны. Молодому поколению сегодня интересны новые формы развития общества, инновационные технологии во всех сферах жизни. Поэтому идея о создании поля для голосования в сетевом пространстве будет достаточно эффективна. Можно позаимствовать идеи о создании такой формы у иностранных государств, только с некоторыми изменениями, адаптированными к российскому обществу.
Таким образом, по нашему мнению, принимая во внимание динамику и приоритеты развития современного общества, внедрение электронного голосования решило бы ряд проблем в избирательном процессе, тем самым способствуя повышению правовой культуры граждан. И не смотря на то, что на сегодняшний день законодатели усматривают некоторые трудности для внедрения электронного голосования, переход к такому способу голосования является лишь вопросом времени, в течение которого удастся устранить имеющиеся недостатки в работе системы электронного голосования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). М.: Юрид.лит., 1993
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014.)
- Рекомендации по правовым, организационным, техническим аспектам электронного голосования государствам-членам Совета Европы. Приняты Комитетом министров Совета Европы 30.09.2004 года, R (2004)11//Сайт ЦИК России: http://www.cikrf.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cikrf.ru/international/docs/rec_rus.html.
- Алексеев С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения. — М.: Норма, 2002. — 608 с.
- Вешняков А. А. Международно-правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С.18–24
- Навальный С. В. Правовая культура избирательного процесса в России: Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — Красноярск, 2006. — 301 с.
- Modern Democracy — The Electronic Voting and Participation Magazine [Электронныйресурс]. — // Режимдоступа: http://www.e-voting.cc