Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия
Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу. Высокий рост информационных технологий приводит к тому, что сам «объект» учебного процесса встает на одну ступень взаимоотношений между учителем и учеником, то есть возникают «субъект-субъектные» отношения, а не «субъект-объектные» отношения как было прежде. Учащийся становится не просто объектом воздействия на него учителя, но и полноценным субъектом педагогического взаимодействия. В таком качестве учащийся получает максимальный эффект от процесса обучения. При проведении традиционных уроков учащимся предлагается готовая учебная ситуация, озвучивается тема урока. С введением ФГОС ситуация меняется: теперь обучающийся полноценный участник педагогического процесса и ему необходимо самостоятельно с помощью подсказок учителя определить тему урока и учебную задачу. В рамках традиционных методик и приемов педагогической деятельности не всегда удается замотивировать обучающихся к изучению иностранного языка, так как современные дети — это дети быстроразвивающиеся и часто обычный традиционный урок не вызывает у них интереса. «Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них; используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [1,c.340]. Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в современном мире, способствует организации творчески интересных уроков.
Сегодня выпускник школы 21 века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания
применять их на практике для решения разнообразных проблем
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Для того чтобы сделать предмет интересным, учить без принуждения, а главное успешно развиваться ученику и учителю в образовательном процессе необходимо критически нестандартно мыслить. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». [2, с 63] Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер. Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения, то есть мышление есть искание и открытие нового. В педагогике мышления есть три основных подхода:
1) мышление ребенка развивается само по себе, в то время, когда учащийся овладевает знаниями в школе, а учитель помогает ему в этом.
2) мышление необходимо развивать специально, вплоть до создания специального предмета по развитию мышления.
3) необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть в среде учащегося: в школе и дома.
Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. Соединив методы развития мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту проблему. [3, c 21]
Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая появилась в середине 90х годов 20 века. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период расширения информационного пространства формирование критического мышления особо актуально.
Социальный заказ современного общества предполагает, что молодому поколению следует обладать мышлением и качествами необходимыми не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Одним из главных критериев данной технологии является рефлексия. Умение подвести черту, сознательно пропустив через себя информацию и осмыслив, принять четкое, верное, а часто творческое (как сейчас принято выражаться — креативное) решение — все это хорошо характеризует успешного человека 21 века. Технология критического мышления способствует формированию творчески развитой личности, которая самостоятельно ориентируется в образовательном пространстве под руководством учителя. Таким образом, технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода. Для современной российской педагогики технология развития критического мышления является новой, хотя многие ее элементы применяются очень давно, просто многие из этих понятий имели другое название. Например, обобщение знаний — это рефлексия, а мотивация — вызов. Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие решений и выбор направления в изучении темы.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых — это мышление самостоятельное
Во-вторых — это мышление обобщенное;
В-третьих — это мышление проблемное и оценочное
В четвёртых — это мышление аргументированное;
В пятых — это мышление социальное.
В основе данной технологии — трехфазовая структура урока:
I фаза: Вызов (пробуждение имеющихся знаний)
II фаза: Реализация (осмысление)
III фаза: Рефлексия
На стадии вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация («вызов») имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом. Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии вызова часто применяются следующие приемы:
«Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики — нолики»)
Проблемные вопросы
«Толстые и тонкие» вопросы
Рассказ-предположение по ключевым словам
Перепутанные логические цепочки
Кластеры
Таблицы
На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии вызова, отмечают новые цели и задачи, соотносят имеющиеся знания с новыми знаниями, формируется собственная позиция и систематизация полученных знаний. Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом. На стадии осмысления часто применяются следующие приемы:
Методы активного чтения: «Инсерт», «Фишбоун», «Понятийное колесо», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний»
Ведение различных записей: «бортовой журнал»; «сюжетная таблица» и др.
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
На стадии рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной информации. Именно на стадии рефлексии учащиеся выражают полученную информацию собственными словами. Слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка — «reflection» и является синонимом таким словам, как «обратная связь», «самооценка и самоанализ». Еще одной важной задачей рефлексии является обмен идеями между учащимися. В процессе дискуссии (диалога) учащиеся высказывают собственную точку зрения и дополняют друг друга, тем самым корректируя собственное мнение. Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления. Приемы, используемые на стадии рефлексии:
Резюме (Я понял(а), что…).
«Синквейн»
«Шесть шляп мышления»
Возврат к ключевым словам
«Письмо по кругу»
Различные виды дискуссий
Написание творческих работ
Исследование по отдельным вопросам:
Роль учителя в технологии развития КМ:
Направляет усилия учеников в определенное русло;
Сталкивает различные суждения;
Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. [4]
Подводя итог всему вышесказанному в этой статье, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления состоит из творческих приемов, которые позволяют сделать урок интересным, дать мощный посыл ученикам к изучению предмета. Умение самостоятельно работать с информацией, нестандартно, то есть критически мыслить позволяет стать человеком, который хочет учиться в течение всей своей жизни и ответственно относиться к своему образованию. В этой статье специально не рассматривались приемы развития критического мышления, так как цель статьи немного иная: познакомить с теорией технологии развития критического мышления и сделать «вызов», читателям данной статьи. Вспомните, какие приемы этой технологии знакомы, с какими хотелось бы познакомиться, что уже применяется на практике и насколько успешно!? В качестве примера можно рассмотреть прием технологии, который очень успешно позволяет работать с текстом: сокращает время работы с текстом, позволяет увидеть ключевые моменты текста и вызывает интерес учащихся.
Story map (карта повествования)
Time (Время)______________ Place (Место) ____________ Main characters (Главные герои) ________ Plot (Сюжет) Event 1 _________________ • Event 2 _________________ • Event 3 _________________ Result (Результат) ________ |
5 w 1) What happened? What do they do there? Что произошло? Что они там делали? 2) Who was there? Кто там был? 3) Why did it happen? Почему это произошло? 4) When did it happen? Почему это произошло? 5) Where did it happen? Почему это произошло? |
Литература:
- Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с
- Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.
- Загашев И. О., Заир — Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир –Бек, И. В. Муштавинская — Издание 2-е.-СПб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003–192с.
- «Использование технологии критического мышления на уроках химии»- Григорьева Э. С., [Электронный ресурс] / http://festival.1september.ru/articles/528850/ — дата доступа -04.11.15