На сегодняшний день в Республике Узбекистан созданы предпосылки для развития дистанционного обучения, создана база по разработке мультимедиа-уроков и видео-уроков, появилась возможность для ведения видеоконференций, осуществляется ряд проектов.
Главная задача высшей школы Узбекистана — формирование специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку.
Качество образования — основное требование реализации второго этапа Национальной программы подготовки кадров. Оно во многом определяется качеством и степенью внедрения информационных технологий и интерактивных методов обучения в процесс обучения.
В организационном плане при Министерстве высшего и среднего специального образования было создано Управление развития информационных технологий и дистанционного обучения, в учебных заведениях введена должность проректора по информационных технологиям и дистанционному обучению, открыты и начали функционировать Центры информационных технологий.
Одним из важнейших направлений работы Министерства высшего и среднего специального образования является создание образовательной сети Республики Узбекистан, объединяющей информационные ресурсы академических лицеев, профессиональных колледжей, высших образовательных учреждений страны.
В нашей Республике 2010 год объявлен Годом гармоничного развитого поколения.
Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века в котором им предстоит жить и трудиться.
Преподаватель, независимо от его научных знаний по специальности, приступая к учебному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания.
Чем же определяется содержание образования? Оно определяется современностью.
С древних времен человек всегда стремился к знаниям. Первые методы обучения — это метод схоластики, когда применялась только сухая зубрежка, преподавался малый объем знаний, тратилось много времени, источником знаний считался только учитель. В 17 веке Ян Амос Каменский основал технологию образования по системе класс-урок, которая действует и по сегодняшний день. Т. е. ученики должны быть одного возраста, учеба начинается в сентябре, через 3 месяца учебы наступают каникулы, трудовой отпуск учителей длится 48 дней. При организации урока применяются информационные материалы, учебники, учебно-методические пособия, т. е. источником знаний является не только один учитель, как при методе схоластики. Обучение идет путем объяснения, комментария. Тут уже ученик активен, сам тоже участвует в процессе получения знаний. Такой метод обучения существует до сих пор.
В целях совершенствования образования в высших учебных заведениях требуются новые формы педагогических коммуникаций, переработка структурирования информации, управления учебной деятельностью.
Технологический процесс сегодня является наиболее значительным компонентом, способным реагировать на социальные процессы. Улучшение технологий педагогического образования — условие для формирования культурного сознания общества и его экономического сознания общества и его экономического благосостояния. Технологии обучения формируют деятельную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют сознательность педагога, влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию.
Процесс обучения должен приносить студенту эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, овладения профессиональными умениями и навыками. В решении этих задач огромное значение имеет использование в процессе обучение игровых технологий. Использование активных методов обучения в игровых технологиях способствует достижению демократического стиля общения, поощряет фантазию студентов, стимулирует зарождение оригинальных идей, развивает творческие силы и способности студентов.
Основу использования игровых технологий составляет активизирующая деятельность обучаемых.
Игра, согласно исследованиям ученых, наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности.
Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции. К таким функиям относятся: самореализация; игротерапевтическая; диагностическая; межнациональной коммуникации; социолизации.
В педагогической литературе существует понятие «Педагогическая игра».
Обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр составляют «Игровые педагогические технологии».
Доминирующим мотивом учебой деятельности является внутренний учебно-познавательный мотив. Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес и склонность к будущей профессии.
Интерактивные педагогические и информационные технологии ставят своей целью совершенствование процесса обучения, в котором наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Целью данной работы явился анализ результатов использования новых педагогических и информационных технологий в процесса преподавания на кафедре Ботаники, физиологии и микробиологии. У нас на кафедре в процессе обучения студентов применяются интерактивные технологии — используются деловые игры и методы: «Круглый стол», «Ручка на середине стола», «Слабое звено», «Темная лошадка», «Тур по галерее», «Пчелиный рой», «Вертушка», «Решение кроссвордов», «Кот в мешке», «Блиц-игра», «Бумеранг» и др.
В результате проведения вышеперечисленных приемов удается за короткое время составить объективное мнение о знаниях каждого студента. Кроме того, у студентов максимально концентрируется внимание, повышается их активность на занятиях. Благодаря применению интерактивных технологий более детально разбирается учебный материал, формируется четкость мышления, лаконичность в ответах на поставленный вопрос. Студенты, при применении современных технологий обучения, тщательно готовятся к занятиям, так как задействован принцип соревнования. В большинстве деловых игр каждый участник является членом команды и это повышает чувство ответственности, увеличивающее стремление студента к самообразованию. Кроме того, укрепляются положительные взаимоотношения, как между студентами, так и между студентами и преподавателем. Все это способствовало существенному повышению успеваемости студентов на нашей кафедре. Использование современных интерактивных методов преподавания увеличивает у студентов интерес к предмету, к профессии, способствует улучшению у них успеваемости и, в конечном счете, помогает в подгогтовке высококвалифицированных специалистов.
Выше было сказано, что образование связано с современностью. В данное время в нашу жизнь активно внедряются такие понятия как интернет, компьютер пентиум-4, электронная библиотека, сайт, электронный адрес, электронный учебник, мультимедии, анимации и т. д.
На сегодняшний день чтобы обучать современного студента нужно применять в процессе обучения мультимедии, то есть презентации-слайды, анимации, чтобы в интернете была электронная версия лекционных текстов, были электронные учебники.
Преподаватели нашей кафедры после повышения квалификации на ФПК при ТУИТ стали активно внедрять в учебный процесс и на лекционных и на практических занятиях мультимедии.
MicrosoftPowerPoint — это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется бизнесменами, преподавателями, лекторами и служащими офисов. Широкое распространение этой программы изменило само представление о трудоемкости создания презентации. Всего 15 лет назад доклады и презентации сопровождались преимущественно бумажными плакатами, изготовление которых было весьма трудоемким и часто требовало услуг профессиональных чертежников. Обычно плакаты фотографировались и с них делались слайды, которые демонстрировались с помощью слайд-проекторов. Сегодня благодаря появлению программ типа PowerPoint оформление доклада самым качественным иллюстративным материалом занимает считанные минуты.
PowerPoint позволяет создавать наглядные презентации, интегрируя текст, графику, видео и другие элементы на отдельных страницах, называемых «слайдами» по аналогии со слайд-проекторами, вышедшими сегодня из употребления благодаря внедрению компьютерных презентаций. PowerPoint дает возможность создавать слайды, содержащие перемещаемые таблицы и обтекающий текст, а также редактировать, демонстрировать и распечатывать слайды.
Переходы между слайдами при демонстрации презентации с компьютера могут быть анимированы различными способами. Можно анимировать также отдельные элементы на слайдах, чтобы привлечь к ним внимание аудитории. Как и в других программах, входящих в MSOffice, PowerPointпредставляет множество готовқх вариантов дизайна и шаблоном содержания.
На нашей кафедре, вследствие модернизации процесса обучения: применения интерактивных педагогических и достижений современных информационных технологий, повысилось качество учебного процесса.
Повышение качества учебного процесса дает основы для подготовки свободно мыслящих студентов, отвечающих требованиям международных стандартов, специалистов.
Литература:
- Каримов И. А.: «… Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа», -Т.: — 2010 год. С. 67.
- Азизходжаева Н. Н. «Педагогик технология ва педагогик маҳорат». –Т.: — 2006 год. С. 51.
- Омонов Н. Т. «Педагогик технология ва педагогик маҳорат». — Т.: -2009 год. С. 115.
- Ю. А. Шафрин. Информационные технологии // Лаборатория информационных знаний. — М.: 2001 год. С. 270.
- Ургинович Н. Д. Практикум по информационным технологиям. — М.: БИНОМ. 2004 год. С. 312.
- Попов В. Б. Основы компьютерных технологий // Финансы и статистика. — М.: 2002 год. С. 704.