Формирование профессиональной компетентности энергосбережения у студентов теплоэнергетических факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 1163 раза

Библиографическое описание:

Рахимова, Ю. И. Формирование профессиональной компетентности энергосбережения у студентов теплоэнергетических факультетов / Ю. И. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.1 (103.1). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23664/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Для современной энергетики требуются профессионалы высокой степени квалификации, образованные и обладающие широким спектром компетенций, умеющие ориентироваться в потоке новой информации, способные быстро и четко решать сложные производственные задачи при постоянно изменяющихся условиях. Однако кадровый состав теплоэнергетических предприятий указывает на нехватку нужного количества квалифицированных работников. Решение данной проблемы требует существенного изменения системы подготовки студентов технических вузов, обучающихся по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» в области энергосбережения и энергосберегающих технологий. Однако в настоящее время, обучая по имеющимся образовательным программам, сложно выпускать конкурентоспособного специалиста обладающего компетентностью энергосбережения. Для того чтобы выпустить компетентного работника, нужно внести изменения в образовательный и воспитательный процесс в вузах.

В связи с этим представляется необходимым внедрение в учебно-воспитательный процесс теплоэнергетических факультетов актуальное и востребованное направление энергосбережения для формирования и воспитания качественно нового специалиста со сформированной компетентностью энергосбережения.

Под профессиональной компетентности энергосбережения (ПКЭ) будем понимать интегративное свойство личности, обеспечивающее способность и готовность самостоятельно и ответственно принимать производственные решения и достигать необходимых результатов при выборе новых энергосберегающих технологий для повышения энергоэффективности каждого предприятия, представленная определенной совокупностью базовых профессиональных компетенций энергосбережения.

Обоснование включения профессиональной компетентности энергосбережения в систему подготовки студентов теплоэнергетических факультетов, обучающихся по специальностям: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 140105 «Энергетика теплотехнологий», 140106 «Энергообеспечение предприятий», нами было проведено на основании анализа Государственного образовательного стандарта направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», учебного плана данных специальностей и рабочей программы дисциплины «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях».

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  1. Практическая значимость (результатом формирования ПКЭ будущего теплоэнергетика является способность на практике принимать энергосберегающие решения);
  2. Доступная формулировка (цели, задачи, профессиональные энергосберегающие компетенции должны иметь четкую формулировку);
  3. Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста);
  4. Диагностичность (сформированность ПКЭ должна проверяться в соответствии с четко обозначенными критериями).

На основе анализа ФГОС ВПО для направления подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника», рабочей программы дисциплины «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях» для специальностей 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 140105 «Энергетика теплотехнологий», 140106 «Энергообеспечение предприятий» нами был предложен перечень базовых профессиональных компетенций энергосбережения:

  1.                Готовность оперировать нормативно-правовыми и научно-техническими аспектами в области энергосбережения;
  2.                Способность применять нормативно-правовые и научно-технические аспекты в области энергосбережения при оценке состояния энергетического хозяйства предприятий и объектов ЖКХ;
  3.                Способность использовать информацию о современных энергосберегающих технологиях, типовых энергосберегающих мероприятиях, типах и характеристиках энергоэффективного оборудования; владение навыками составления и расчета энергетического баланса предприятия, его потенциала в области энергосбережения и показателей эффективности потребления энергии на предприятии;
  4.                Способность разбираться в методиках проведения энергетического аудита с применением их на практике для решения поставленной задачи, уметь формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета о проведении энергетического аудита и энергетического паспорта промышленного предприятия;
  5.                Готовность оценивать энергетическую эффективность оборудования, технологических установок, производств; оценивать экономию энергетических ресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий;
  6.                Способность применять передовые методы управления производством, передачи и потребления энергии и применяемое энергосберегающее оборудование; методы проведения энергетических обследований потребителей энергетических ресурсов; типовые энергосберегающие мероприятия в промышленности и на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Отбор компетенций является одной из актуальных проблем в контексте компетентностного подхода. Несмотря на то, что компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка и измерение которых тяжело поддаются измерениям, при выборе компетенций важно учесть, что инженер должен представлять пути, движущие силы и механизмы научно-технического прогресса и уметь выполнять действия, приводящие к развитию своей отрасли. Поэтому важно при отборе профессиональных компетенций учитывать возможность повышения уровня инженерного образования.

Деятельность инженера теплоэнергетической отрасли — это деятельность по изучению свойств больших развивающихся систем в энергетике; совершенствованию способов получения, преобразования, передачи, распределения и использования энергоресурсов. Кроме того, обеспечение энергетической безопасности страны и регионов; удовлетворение потребностей экономики и населения страны в тепловой энергии; обеспечение надежности и безопасности работы системы теплоснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях; инвестиционно-инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования энергии специалистами теплоэнергетической отрасли становится возможным только благодаря их личностным особенностям и компетенциям.

Основные термины (генерируются автоматически): область энергосбережения, профессиональная компетентность энергосбережения, профессиональная компетенция энергосбережения, рабочая программа дисциплины, решение, Способность, теплоэнергетика, теплоэнергетическая отрасль, энергетический аудит.


Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Задать вопрос