В статье анализируется товарная структура экспорта и импорта РФ. В заключительной части статьи формулируются основные направления программы импортозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, санкции, экспорт, импорт.
Одной из наиболее важных проблем России всегда было импортозамещение, т. к. для самой большой по территории и запасам ресурсов страны слишком много товаров и услуг поступает из других стран. После введения странами ЕС и США санкций эта проблема ещё более усугубилась, вопросы импортозамещения являются стратегически важными, а от их решения зависит уровень роста, развития и обороноспособности национальной экономики [1].
Проблема технологического отставания России формировалась на протяжении последних десятилетий. Одним из свидетельств технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится более 50 % (январь-март 2014 г. — 49,2 %). По результатам анализа, проведенного Минпромторгом, доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превышает 90 %, в тяжелом машиностроении — 60–80 %, в легкой промышленности — 70- 90 %, в электронной промышленности — 80–90 %, в фармацевтической, медицинской промышленности — 70–80 %, в машиностроении для пищевой промышленности — 60–80 % [2].
Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что Россия является сырьевым придатком экономически развитых стран (в экспорте преобладают сырьевая продукция — топливно-энергетические товары (42,92 %), минеральные продукты (43,41 %); в импорте — высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью — машины, оборудование и транспортные средства (49,2 %), продукция химической промышленности, каучук (16,0 %)).
Таблица 1
Товарная структура импорта и экспорта со странами дальнего зарубежья за период январь-март 2014 г. (тысяч долл. США)
Код ТНВЭД |
Наименование товарной отрасли |
Объем импорта |
Структура импорта, % |
Объем экспорта |
Структура экспорта, % |
|
ВСЕГО: |
59064809,5 |
|
106229567,6 |
|
01–24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
8 764 399,0 |
14,8 |
2 950 884,9 |
1,59 |
25–27 |
Минеральные продукты |
426 438,9 |
0,7 |
80 785 016,9 |
43,41 |
27 |
Топливно-энергетические товары |
270 111,0 |
0,5 |
79 861 741,9 |
42,92 |
28–40 |
Продукция химической промышленности,каучук |
9 477 847,3 |
16,0 |
5 280 136,5 |
2,84 |
41–43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
315 519,5 |
0,5 |
100 754,9 |
0,05 |
44–49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1 089 422,1 |
1,8 |
2 221 983,9 |
1,19 |
50–67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
3 963 792,3 |
6,7 |
54 660,3 |
0,03 |
71 |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них |
144432,4 |
0,2 |
3493154,6 |
1,88 |
72–83 |
Металлы и изделия из них |
3131319,5 |
5,3 |
7 804 974,7 |
4,19 |
84–90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
29190046,8 |
49,2 |
2833336,3 |
1,52 |
68–70, 91–97 |
Другие товары |
2 561 591,6 |
4,3 |
704 664,5 |
0,38 |
При этом, объем экспорта превышает импорт на 80 % (47164758,10 тыс. долл. США), что вызвано высокой долей сырьевой продукции, которая практически всегда пользуется спросом на мировых рынках. Однако данная ситуация негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны и представляет угрозу национальной безопасности.
В сложившейся ситуации программа импортозамещения, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, представляется необходимым условием перехода страны к устойчивому развитию.
На наш взгляд, ее целесообразно проводить по ряду направлений (рис. 1), реализация которых может осуществляться как последовательно, так и одновременно в зависимости от политической и экономической обстановки в стране и мире, а также наличия ресурсной базы.
Рис. 1. Основные направления реализации программы импортозамещения
Первое направление должно быть представлено подпрограммой импортозамещения импортных товаров, аналоги которых производятся в России в недостаточном количестве или недостаточного качества. С этой целью необходимо четкое планирование модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличитьвыпуск требуемой продукции.
Второе направление предусматривает рассмотрение (и составление подпрограммы) импортных товаров, которые не производятся в России, но выпуск которых можно освоить в кратчайшие сроки. В данном случае целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств.
Третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин.
Подобное формирование направлений программы импортозамещения и разделение ее на подпрограммы позволит целенаправленно воздействовать на сложившиеся подсистемы и повысить эффективность освоения ресурсов.
Литература:
- Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России [Текст] / В. В. Коварда // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
- Неёлов Ю. В. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации [Текст] / Ю. В. Неёлов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2014. — № 27– С. 4–6.