Kew words: national factors, mentality, specificity of national management, management system.
Менеджмент во всех странах имеет свои специфические черты, они получают отражение в географических условиях, в которых проживает народ, в культуре отдельной страны, экономических отношений, исторических и национальных особенностях. Менталитет народа складывается именно в соответствии с этими национальными факторами, которые в большей мере оказывают существенное влияние на развитие в стране системы менеджмента. Именно поэтому различают следующие модели менеджмента: японская, американская и российская.
История и практика показывают, что на сегодняшний день Россия на полвека отстает в развитии своей системы менеджмента, от стран у которых развита экономика. Это ощутимое отставание в сфере экономики и менеджмента России, влечет к отсутствию положительного опыта управления организациями в условиях существования в государстве с рыночной экономикой.
Тема статьи является актуальной в связи с тем, что задачи возникающие в становлении системы менеджмента в России, имеют свои специфические характеристики, и понимая особенности развития истории нашей страны, культурных и моральных ценностей, менталитета и т. д., методы решения данной проблемы должны приниматься с учетом национальных факторов российского народа.
Цель написания статьи может быть определена как попытка разобраться в том, какого влияние национальных особенностей на развитие менеджмента в России.
Понять сущность российской модели менеджмента, можно проанализировав особенности развития России в историческом аспекте, эволюцию развития менталитета российского народа и его материальных и духовных ценностей.
Многие авторы публицисткой литературы, а также и философы придерживались мнения о том, что черты национального российского характера носят противоречивый характер, это определяется историко-политическими и географическими факторами. Историко-политический фактор характеризуется тем, что свободы россиян были ограничены на протяжении многих лет, что качается географического фактора он характеризуется большой и разнообразной территорией государства и регулярными попытками других государства захватить ее. [3 c. 125]
Переход России к рыночной экономике подразумевал необходимость встраивания в систему международных хозяйственных связей. Эти значительные серьезные преобразования в сфере экономики пробудили активный интерес к менеджменту.
В то время как в развитых странах система управления была уже полностью сформирована, в России только начал зарождаться менеджмент. Легкий выход из этой ситуации, для России — это просто перенять опыт развитых стран и «примерить» на себя уже сформированные модели менеджмента и принять более подходящую.
Но эти системы складываются на протяжении многих лет, включают и учитывают в себе специфики народа стран, где они сложились. И вряд ли система менеджмента, например, Японии смогла бы прижиться в России. Так как наш менталитет во многом отличается от менталитета данной страны. Поэтому в России должна сформироваться собственная модель менеджмента, которая учитывала бы все национальные факторы и особенности российского народа.
Руководителей в первую очередь должна интересовать деловая культура. Это поможет понять причины и последствия решений и поступков, не только своих, но и своих коллег, что показывает важность понимания специфики национальной деловой культуры в менеджменте. [1. с.121]
Копирование восточных и западных образцов систем менеджмента не может быть эффективным, так как существуют реальные условия, ориентируясь на которые российские менеджеры должны изучать деловую культуры своей страны и строить собственную управленческую среду, так как переносить специфические особенности менеджмента из одной культуры в другую было бы нецелесообразно.
При становлении российского менеджмента, необходимо сделать акцент на трудолюбие работника, его пунктуальность и старательность. Эти черты, заложены в российском народе, нужно поощрять разными способами. Переход от жестких управленческих решений, к более гибким в системе менеджмента, можно реализовать при воспитании таких особенных черт, в процессе формирования национальной системы менеджмента. [4 с. 89]
Многие современные организации уже несколько лет функционируют в условиях рыночной экономики, которая пока не так высока. Но они обрели важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений. Значительное влияние на реформацию российской системы менеджмента оказывают, в настоящее время, весьма специфические общеэкономические факторы, прежде всего такие как:
Экономическая и политическая нестабильность в стране;
Спад сельскохозяйственного и промышленного производства;
Высокий уровень налогообложения организаций;
Высокий уровень инфляции;
Высокий уровень безработицы;
Низкая платежеспособность организаций;
Нестабильная законодательная база;
Несовершенная нормативная база функционирования экономики и еще ряд многих других факторов, оказывающих негативное влияние на российский менеджмент. [2 с. 168]
Развитие и формирование российской системы управления должно так же учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма. Необходимо больше склоняться к интересам личности, при осуществлении индивидуального контроля, учета индивидуального вклада и оплате согласно ему.
Российская модель менеджмента имеет свою специфику на предприятиях, где управляющие ощущают ответственность лишь перед владельцем собственности, а мнение подчиненного персонала не учитывается. На предприятиях наиболее значительное значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей, задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Менеджеры должны всегда помнить, что каждый человек представляет собой субъект рыночный отношений, и от него полностью зависит успех существования любой организации. Из-за этой характерной черты, опыт и эффективность сотрудника стали наиболее важными показателями при подборе персонала, и для того чтобы сотрудник стал частью рыночной среды, ему необходимы знания и время, что в последствии перейдут в опыт и самосознание.
Как показывает статистка НИИ труда России, в нашей стране на сегодняшний день 80 % работающего населения имеют еще «советский» трудовой менталитет, который преграждает пути активного развития системы менеджмента. Так как в мире с большой скоростью развиваются технологии и возможности людей в связи с этим расширяются, и если трудоспособное население, будет придерживаться консервативных взглядов, то обществу и стране в целом с трудом удастся достичь развития системы менеджмента. Российским менеджерам, с учетом влияния национального фактора, необходимо осуществить осторожный, длительный подход к достижению уровня управления, который есть в развитых странах, уделять особое внимание менталитету страны.
Анализ финансово-экономических результатов организаций нашей страны в современных условиях, говорит о том, что их нестабильное положение связанно с отсутствием системного подхода в менеджменте, и отсутствием профессионалов, которые бы смогли применить этот подход на предприятиях. Специфическая модель менеджмента в России, связана с тем, что это система оказалась вне эволюционной логики развития, которая присуща для всех развитых стран, так как предпринимала попытки действовать в искусственной среде, а не на реальных предприятиях.
Чтобы добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, российское предприятие должно сформировать такую систему менеджмента, которая будет эффективна именно в нашей стране. Это даст развитие новым условиям, в которых появятся новые функции, например, поиск необходимых трудовых или материальных ресурсов, улучшение таких структур управления как производственной и организационной, разработка стратегии и политики развития и т. д. [5 с. 212]
Характерной чертой российского менеджмента является то, что система всегда носит антикризисный характер. С появлением в стране множества мелких и средних предприятий в различных отраслях экономики, приобретшие их как собственность, стали осваивать систему менеджмента в роли ответственного и грамотного отношения к делу, с пользой для потребителя и для предприятия. Сегодня предприятия имеют свободную политику и соответственно свободу действий, минус этого подхода в том, что они не застрахованы государством от неблагоприятных последствий, которые возникают в связи с принятием неправильных решений. Исходя из этого важнейшей задачей российского менеджмента на данном этапе развития, это преодоление кризисных явлений в процессе деятельности организации.
Подвести итоги можно сказав, что управление предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Необходимым условием развития российской модели менеджмента является устойчивая система прогнозирования и планирования на предприятии, а также устойчивое положение технологий финансового управления деятельностью, ввод инноваций в производство, знания менеджеров и способность приносить эффективность организации.
На современном этапе для широкомасштабной модернизации экономики, возникает необходимость создать и гарантировать благоприятный инвестиционный климат для предпринимателей. Макроэкономическая политика должна быть предсказуемой и стимулирующей, так же необходимо осуществление структурной перестройки экономики.
Литература:
- Андреев В. И. Саморазвитие менеджера / В. И. Андреев. — М.: Дело, 2014. — 275 с.
- Блэйк Р. Р., Мутон Д. С. Научные методы управления / [пер. с англ. И. Ющенко]. — Киев: Вышейшая школа, 2013. — 274 с.
- Кайтмазов В. А., Хадарцева Л. С. Деловая этика и этический кодекс // В сборнике:Научный поиск в современном миресборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 165–168.
- Коротков, Э.М., Солдатова, И. Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / М.: Дашков и К, 2013. — 272 c.
- Мескон, М. Х. Основы менеджмента / [пер. с англ. О. И. Медведь]. — М.: Вильямс, 2012. — 672 c.
- Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие /. — М.: Академцентр, 2013. — 240 c.
- KhadartsevaL., KaytmazovV. Socialmediainbusiness // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014.№ 61. С. 191–195.