В статье рассматриваются различные виды ограничений развития российской системы ОЭЗ. Выделены группы факторов, способствующие снижению эффективности ОЭЗ.
Ключевые слова: Особая экономическая зона, факторы развития, инновации, инновационное развитие.
На сегодняшний день важнейшим стратегическим направлением развития экономики и производственного сектора является модернизация старых и создание совершенно новых крупных платформ наукоемких производств, на основе аккумулирования собственного трудового, сырьевого, финансового потенциала, инвестирования зарубежных партнеров, а также за счет внедрения как собственных, так и иностранных технологий в производство. Выдвижение отечественных конкурентоспособных товаров на мировой рынок будет способствовать росту уровня жизни населения и обогащения страны в целом.
Для построения такой гибкой и продуктивной экономической системы требуется создание мощной инновационной инфраструктуры на территориях, располагающих определенной материально-технической базой, благоприятными для развития той или иной отрасли промышленности климатическими условиями и географическим положением.
Известным инструментом стимулирования инновационной развития является формирование особых экономических зон. Их применение стало заметной тенденцией современного мирового развития и прочно вошло в практику многих стран.
Особые экономические зоны являются важным экономическим институтом и представляют в основном фактор экономического роста за счет активизации товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов [4, с.217].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) есть часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [1]. Данный режим проявляется в привлечении инвесторов (потенциальных резидентов ОЭЗ) за счет предоставления им различных видов льгот и преференций, таких как:
- Налоговые преимущества, заключающиеся в освобождении от налогов на землю, имущество и транспорт на 5 и более лет, снижение максимальной ставки налога на прибыль, возможность применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
- Действие режима свободной таможенной зоны
- Пользование инфраструктурой, созданной за счет бюджета.
- Финансовые субсидии, предоставляемые в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, применении пониженных тарифов страховых взносов.
- Действие системы «одного окна», под которой подразумевается наличие единого центра приема документов по вопросам аренды недвижимости, учета и регистрации имущества, выдачи разрешений на строительство и подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Особые экономические зоны, целенаправленно действуя в условиях льготных рыночных форм хозяйствования, сконцентрированы на активном привлечении как собственного, так и иностранного капитала для установления тесных связей с мировым рынком.
Реальная инвестиционная привлекательность ОЭЗ заключается не только в налоговых привилегиях, но в масштабе реализации проектов, осуществляемых на данной территории. Особое внимание со стороны федеральных властей и административная поддержка выступают гарантом продвижения компании на рынок определенной отрасли, создают имидж надежного партнера и конкурентоспособного участника рыночной игры.
Однако сегодня они не в полной мере оправдывают надежды. Большинству их них не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые планировались. Современная жизнь требует совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов [3, с 137].
Обращая внимание на развитие ОЭЗ в России, можно проследить такую тенденцию — льготные механизмы, представленные в основном пониженными региональными и местными налогами, не столь интересны глобальным инвесторам, поскольку по мировым меркам они слишком малы и незначительны. Следовательно, образование системы ОЭЗ за это время (российские особые экономические зоны берут свое начало с 2005 года) в нашей стране не привело к ожидаемому уровню привлеченного капитала, как и к успеху в области масштабных научно-технических разработок.
Данные проблемы непосредственно связаны с препятствиями (ограничениями) создания и развития ОЭЗ. Наибольшее влияние на эффективность деятельности ОЭЗ оказывает нормативно-правовая база Российской Федерации, касающаяся, в частности, вопросов налогообложения и правового регулирования входа как российских, так и зарубежных резидентов. Классифицируя виды ограничений с точки зрения системного подхода, можно выделить три основополагающие стороны, которые являются предпосылками сложного пути развития российских ОЭЗ:
- Несовершенство законодательства РФ.
- Бесперспективное видение администраций субъектов РФ.
- Традиционное мышление хозяйствующих субъектов и населения.
Остановимся более детально на каждом ограничивающем аспекте. Рассматривая наше действующее законодательство в контексте инновационной политики государства, можно отметить ряд недостатков, усугубляющих падение финансового интереса, как со стороны потенциальных резидентов, так и со стороны субъектов РФ. Так, согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создание территориальных образований с особыми экономическими условиями функционирования возможно только на пустой территории, что напрямую связано с гигантскими затратами на освоение данного участка. Помимо этого, препятствует 50-процентное ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру, что возлагает на плечи администрации непомерные расходы. Текущие критерии отбора Правительством РФ дают значительные преимущества наиболее развитым и благоустроенным субъектам федерации. Что же касаемо инвесторов, то в рамках общероссийского опроса по теме: «Особые экономические зоны. Промежуточные итоги и перспективы развития» многими респондентами было указана неэффективная работа инструмента «одного окна». Вход в ОЭЗ осложнен долгой процедурой получения статуса резидента, согласование проектов сопряжено с рутинной работой государственных органов, что отрицательно сказывается на энтузиазме инвесторов.
Другие два негативных аспекта связаны с медленным осознанием необходимости модернизации и перехода к новым технологиям со стороны населения и местных властей. Скорость внедрения инновационного производства в экономику зависит от уровня инновационной восприимчивости общества, высокого интеллектуального потенциала, что обеспечивается созданием крупнейших научно-образовательных центров, исследовательских кампусов. Подготовка высококвалифицированных кадров позволит избежать привлечения иностранных специалистов, что снизит издержки и, в конечном итоге, обеспечит производство собственными технологиями и перспективами развития собственной наукоемкой продукции. Повышение взаимодействия производства с научно-образовательной средой, даст огромный толчок в повышении продуктивности работы особых экономических зон [2].
Целесообразность наращивания потенциала территорий с особым статусом экономического развития будет зависеть от решения проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования и созданием масштабной национальной инновационной системы по всей России. Наша страна располагается на обширных земельных угодьях, богатых природными богатствами территориях, где удачное центральное географическое положение страны дает все возможности для полноценного использования ресурсной базы и строительства собственного крупномасштабного инновационного производства. В связи с этим можно выделить несколько приоритетных направлений, совершенствование которых приведет к эффективному ведению хозяйствования в особых экономических зонах:
- Профессиональное и целенаправленное управление, которое заключается в долгосрочном планировании, качественном прогнозировании и умении оценить выгодность и прибыльность получаемого результата;
- Уход от бюрократических методов решения проблем и задач распределения ресурсов;
- Создание благоустроенной среды для инвестиционной и предпринимательской деятельности через принятие усовершенствованной нормативно-законодательной базы, упрощения административных процедур входа в ОЭЗ, обеспечение налоговыми, таможенными льготами, транспортной и инженерно-конструкторской инфраструктуры;
- Развитие научной мысли и поднятие «идей» в обществе;
- Повышение качества профессиональной подготовки и образования для создания собственной высоко-технологической производственной и высоко-квалифицированной трудовой базы ОЭЗ;
- Обеспечение обратной связи в цепочке «образование — наука — бизнес»;
- Формирование интегрированной сети институтов ОЭЗ, которые обеспечат прочный правовой, научно-технический и кадровый фундамент для развития инноваций.
Подводя итоги, важно отметить, что все ограничения подъема инновационного потенциала в российском государстве вытекает из недостаточно разработанной нормативно-правовой базы, низкого уровня образования, некомпетентности государственных органов в создании платформ, стартовых позиций для развития инновационных проектов и ориентации бизнеса на своевременный результат и коммерческое дело. Наше государство имеет все возможности движения в поступательном направлении в области инноваций, поэтому своевременная оценка рентабельности проектов и внедрение действительно выигрышных идей, позволит поднять собственное производство, а тем самым и уровень благосостояния российских граждан.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской федерации»
- Кешинева Н. Г. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России// Вестник Таганрогского института управления и экономики.- 2011. — С.1–3.
- Фатихова Л. Э. Промежуточные итоги и перспективы развития в рамках ВТО промышленно-производственных ОЭЗ России//Теория и практика общественного развития. — 2014. № 6, С. 137–139.
- Фатихова Л. Э., Ахмадеева О. А. Роль ОЭЗ в кластерном развитии региона (на примере Республики Татарстан)// //Теория и практика общественного развития. — 2014. № 5, С. 217–219.