Наукоёмкое производство стало проявляться в конце XX-начале XXI в. в., обозначив быстро развивающиеся направления: телекоммуникации, исследования космоса, автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ), нанотехнологии, медицинское оборудование и технологии. Переход к созданию и использованию отечественных наукоемких технологий и изделий является важнейшим звеном научно-технической революции в РФ на современном этапе. Активизация инновационных процессов технологического развития призвана обеспечить стабильность хозяйственного функционирования, способствовать созданию условий для дополнительного импульса экономического роста.
Потенциал технологического развития РФ формируется и развивается на базе сохранения общепризнанных конкурентных преимуществ нашей страны, постепенного повышения роли бизнеса в развитии национальной инновационной системы, расширения интересов предприятий в этой сфере, усиления их «погруженности» в инновационные процессы во всем их многообразии и противоречивости, появления значимой инновационной составляющей государственной политики. Вместе с тем, результаты обследований показывают тенденцию к замедлению активности инновационной деятельности в промышленном секторе экономики. [10]
Трудности в сфере технологического развития заключается в замедлении темпов разработки и внедрения инноваций в производственные процессы. Во многих регионах РФ наблюдаются тенденции к снижению темпов социально-экономического развития, что связано с устареванием технологий и оборудования в промышленности, транспорте, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, отсутствием необходимых финансовых средств для технического и технологического перевооружения производства. Отмечается нежелание хозяйствующих субъектов проводить серьезную инновационную политику в организации. В большинстве регионов не сформирована целостная инфраструктура инновационного технологического развития. Основным источником финансирования технологического развития выступают собственные средства предприятий, роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала. Резко увеличивающееся разнообразие наукоемких технологий и изделий сопровождается отставанием развития механизмов управления технологическим развитием. Вследствие этого снижается инвестиционная привлекательность инновационных проектов и вместе с тем предпринимательская активность, снижаются темпы технологического перевооружения. В связи с этим одним из важных составляющих элементов управления технологическим развитием является повышение интереса хозяйствующих субъектов к развитию активности в сфере разработки, производства, продвижения и использования наукоёмких технологий и изделий.
Следует выделить две группы мер государственного регулирования, направленные на стимулирование технологического развития. К первой группе мер следует отнести усиление контроля за соблюдением требований в области обеспечения технологической безопасности производственных процессов и инновационной продукции (услуг); укрепление системы прокурорского надзора и реагирования в сфере обеспечения технологической безопасности хозяйственной и иной деятельности; развитие материального поощрения общественного контроля инновационной деятельности и др. Ко второй группе мер стоит отнести такие методы как развитие системы добровольной сертификации и страхования при осуществлении инновационной деятельности; предоставление налоговых льгот экономическим субъектам, реализующим инновационное технологическое развитие; развитие государственной поддержки экспертизы проектов в сфере технологического перевооружения и др. [2; 3]
Важным аспектом технологического развития является финансовое обеспечение разработки и реализации отечественных наукоемких технологий и изделий в РФ. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования технологического развития, выступают: бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются региональными органами управления; собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства); финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т. п.); кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; конверсионные кредиты для оборонного комплекса; иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний; средства национальных и зарубежных научных фондов; частные накопления физических лиц. Основным источником финансирования технологического развития в РФ является государство, что определяет усиление его участия в условиях инновационного развития. [7] В качестве бюджетных инструментов финансирования технологического развития сегодня широко используются долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты. [8; 9]
В последние годы предпринят ряд мер в сфере финансового обеспечения технологического развития. Вместе с тем, по оценкам специалистов, предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов РФ, что снижает стимулирующую роль таких субсидий. Не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом РФ принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С большими трудностями преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования. Недостаток собственных финансовых средств у предприятий, дорогая цена инновационных технологий и изделий, медленная окупаемость инновационных технологий, невыгодные условия кредитования технологического развития, нестабильность экономической ситуации являются сдерживающими факторами технологического перевооружения. [8; 9]
В связи с развертывающимся мировым системным кризисом и необходимостью переориентации национальной экономической политики необходимо создание новых, адаптированных к современным условиям, государственных программ, направленных на технологическое развитие и обеспечение технологической безопасности страны. Необходима активизация финансовой поддержки со стороны государства в части усиления грантовой поддержки предприятий, организаций и физических лиц на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение и другие цели с последующим отчетом об их использовании); увеличение субсидий, предоставляемых государством за счёт средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам) на реализацию процессов технологического развития; выдачу пособий талантливым молодым ученым, выполняющим научные работы в интересах технологической модернизации отечественной экономики. [7] Требуется совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства для улучшения налоговых условий их деятельности наряду с предотвращением возможных злоупотреблений и неправомерным использованием налоговых преференций. Необходимо продолжение работы по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть направлены на стимулирование технологического перевооружения отечественных предприятий, расширение производства продукции высокой степени передела. [8; 9]
Активная поддержка технологического развития страны в общегосударственном масштабе реализуется главным образом через инструменты федерального значения (политику, институты развития, финансовую поддержку, налоговое и техническое регулирование и др.). Однако важно повышение эффективности регулирования и стимулирования технологического развития на региональном уровне. Региональные и муниципальные органы власти в связи с близостью к субъектам хозяйствования на соответствующей территории способны наиболее эффективно управлять процессами технологического развития, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. [7]
Региональная политика инновационного развития и технологической модернизации реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих региональному инновационному развитию, технологической модернизации (осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях; прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти; налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития; формирование научных, технологических и инновационных парков; создание инкубаторов малого инновационного бизнеса; образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из госсектора в промышленность; организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры). Налоговое стимулирование инновационной деятельности на уровне региона — инструмент, который применяется во все большем числе стран в интересах технологической модернизации. В регионах применяются также и другие формы поддержки субъектов, осуществляющих инновационную деятельность и технологическую модернизацию: ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития; содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности; взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики; информационная поддержка инновационно-технологического развития. [7]
Для повышения активности хозяйствующих субъектов в сфере производства и продвижения новых технологий и изделий необходима разработка комплекса взаимосвязанных инструментов организационно-экономического стимулирования интереса в данной сфере (см. табл.1).
Таблица 1
Комплекс инструментов организационно-экономического стимулирования технологического развития [3]
Формы и методы административного управления технологическим развитием |
Формы и методы экономического управления технологическим развитием |
Формы и методы тактического и оперативного управления технологическим развитием |
Система обоснованных ограничений финансового и административного характера при технологическом развитии |
Рычаги и методы формирования системы управляющих параметров с элементами самонастраивания для технологического развития |
Информационная система формирования законодательно-правовой и нормативной базы управленческих решений для технологического развития |
Для эффективного стимулирования технологической модернизации производства в регионах необходимы согласованные действия государства, бизнеса, образования, науки, образования и иных участников технологического развития.
Сегодня наиболее актуальных являются задачи оптимального управления инвестиционными процессами на региональном уровне в интересах технологического развития. Привлечение инвестиций в регион следует рассматривать как одно из ключевых условий технологического развития региональной экономики. Основная цель региональной инновационно-инвестиционной политики — формирование инновационно-инвестиционной привлекательности региона в контексте стратегических, долговременных целей и задач развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики с учетом ее роли и места в национальном и мировом хозяйстве. Важным является, что региональная инновационно-инвестиционная политика должна отвечать основным принципам устойчивого развития, подразумевающим сохранение природного капитала территории и достижение баланса экономических, социальных и экологических интересов. В свою очередь, обеспечение технологической безопасности региона необходимо для повышения его инновационно-инвестиционной привлекательности при реализации стратегий инновационного развития. [15]
Инновационно-инвестиционная привлекательность региона зависит от инновационно-инвестиционного потенциала и инновационно-инвестиционного риска в регионе. Под инновационно-инвестиционным потенциалом региона предлагается понимать совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в регион в условиях технологического развития. Под инновационно-инвестиционным риском понимается вероятность потери инвестиций, неполучения от них полной отдачи, обесценения вложений при реализации политики технологического развития. Уровень технологической безопасности находится в зависимости от состояния различных составляющих инновационно-инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона. [15]
В условиях значительной дифференциации потребностей и возможностей регионов в технологическом развитии, предлагается оценивать и учитывать инновационно-инвестиционный потенциал в двух аспектах [16]:
1) Инновационно-инвестиционный потенциал региона в абсолютном выражении — совокупность различных видов ресурсов в регионе, необходимых для реализации всевозможных наукоемких технологий и изделий. Величина потенциала в этом случае названа абсолютной величиной, поскольку значение величины потенциала не зависит от характеристик технологий и изделий, которые реализуются (или планируются к реализации) в регионе.
2) Инновационно-инвестиционный потенциал региона в относительном выражении — совокупность различных видов ресурсов в регионе, необходимых для реализации определенных наукоемких технологий и изделий. В данном случае величина потенциала региона названа относительной величиной, поскольку значение величины потенциала зависит от характеристик определенных технологий и изделий, которые реализуются (или планируются к реализации) в регионе.
Вопросы стимулирования технологического развития должны решаться с учетом оценки и учета инновационно-инвестиционного потенциала региона в абсолютном и в относительном выражении с учетом определенных стратегий технологической модернизации в регионе. Задача государства в данном аспекте состоит в том, чтобы обеспечить нужные организационные, финансовые, правовые и иные условия для развития инновационно-инвестиционного потенциала регионов. [16]
При рассмотрении вопросов стимулирования технологического развития необходимо подчеркнуть возрастающую роль человеческого капитала. На современном этапе экономического развития человеческий капитал превращается в ключевой фактор экономического роста и повышения национальной конкурентоспособности. Возросшая роль человека связана с формированием новых экономических отношений в результате перехода от индустриального типа развития к информационному обществу (экономике знаний). Центральная позиция человека в новой экономике обуславливает увеличение его биологических, социальных, духовных потребностей, необходимых для обеспечения соответствия человека его современной позиции. Требуется перестройка системы государственного управления технологическим развитием с пониманием ключевого положения человека в экономике и необходимости удовлетворения его социо-эколого-экономических потребностей. [13]
Для обладающей уникальным природным потенциалом РФ в условиях усиления глобального дефицита природных ресурсов, изменения климата и негативного влияния экологических факторов важно решение задачи капитализации экологических преимуществ и их использование в интересах технологического развития отечественной экономики. Данное направление важно реализовать должным образом через запланированные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) направления экологизации экономики: «экология человека», «экология производства», «экология бизнеса», «экология природной среды». [13]
Технологическая модернизация является сложным и многофакторным процессом и требует объединения усилий государственных органов управления всех уровней в данном направлении. Задачу стимулирования технологического развития призваны решить социально-экономические институты инновационно-интеллектуальной системы, которые представляют собой научно-образовательные, исследовательские и проектные организации, организации культуры и здравоохранения, консультационные, рекламные, юридические, правоохранительные, общественные и прочие организации. Для устойчивого технологического развития необходимо создание и развитие эффективной национальной инновационной системы, в рамках которой должен функционировать целый комплекс различных механизмов. Национальные инновационные системы призваны предупреждать грубые ошибки инвестирования в наукоемкие технологии и снижать инвестиционные риски инновационных проектов, что особенно является важным для общегосударственного уровня. Необходимо безотлагательное объединение усилий бизнеса, органов государственного и муниципального управления, науки и Высшей школы, общества в интересах устойчивого технологического развития. [10; 16]
Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ № 15–02–00616 «Разработка механизма эколого-ориентированного технологического развития экономики».
Литература:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. // Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
- Вишняков Я. Д., Волостнов Б. И., Поляков В. В., Киселева С. П. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности. Международный журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». № 2, 2013 г.
- Вишняков Я. Д., Киселева С. П. Совершенствование экономического механизма стимулирования хозяйствующих субъектов к снижению техногенной нагрузки на окружающую среду в условиях инновационного развития. Интернет-журнал «Мир Науки» (ISSN 2309–4265), Выпуск 3 (5) 2014 (июль — сентябрь).
- Волостнов В. П., Кузьмицкий А. А., Поляков В. В. Инновационно-технологическое развитие: стратегии, приоритеты, закономерности. // Монография. — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011.-352 с.
- Герасимов Б. И. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона/ Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
- Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — Москва: Экономика, 2010. -255 с.
- Грибова Е., Сергеева А. Н. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона. Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 08.11.2011 г.
- В. В. Котилко, Т. В. Грицюк Стимулирование технологического развития регионов и развитие бюджетных отношений в условиях санкций. Журнал «Государственный советник», 2015 г.
- Грицюк Т. В., Котилко В. В. Финансы предприятий на примере регионов.М.: Финансы и статистика, 2014. 488 с.
- Киселева С. П. Эколого-ориентированное инновационное развитие экономики РФ с учетом пространственно-временного аспекта. Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Инновационная экономика — направление устойчивого развития государства». Балашиха. Изд-во «Де-По», 2011. С.65–70.
- Киселева С. П. и др. Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография. В 9-ти томах. Том 5. — Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2014.
- Киселева С. П. и др. Теория и практика инновационной экономики. // Монография. — М.: ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегия», 2011.
- Киселева С. П. Реализация ключевого положения человека в государственной экологической политике в рамках реализации инновационных стратегий. // Экономика Управление Право.- 2010.- № 4.
- Киселева С. П. Экологическая безопасность инновационного развития. Монография. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013 г.
- Киселева С. П., Якименко Т. И. Обеспечение экологической безопасности в интересах повышения инновационно-инвестиционной привлекательности региона. Интернет-журнал «Науковедение», 2013 г.
- Киселева С. П. Теоретические основы выявления и регулирования экологической компоненты инновационного потенциала региона в условиях эколого-ориентированного инновационного развития. Журнал «Молодой ученый» (Рубрика «Экономика и управление»), (№ 3 (62), 2014 г.
- Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года (КДП).
- Котилко В. В., Грицюк Т. В. Стимулирование технологического развития регионов и развитие бюджетных отношений в условиях санкций. Журнал «Государственный советник», № 19, 2015 г.
- Поляков В. В., Волостнов Б. И. Актуальные проблемы реализации инновационно-технологической политики Российской Федерации. // Проблемы машиностроения и автоматизации.- 2010. — № 3. — с. 19–23.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. //Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
- Тулупов А. С.Теория ущерба. Общие подходы и вопросы создания методического обеспечения / А. С. Тулупов, Ин-т проблем рынка Рос. акад. наук. — М.: Наука, 2009.