Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 3204 раза

Библиографическое описание:

Имамидинова, О. К. Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг / О. К. Имамидинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23709/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматривается применение интернет-технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Показано, что в настоящее время, наиболее удовлетворяющим запросы населения является «Электронное правительство». Концепция «Электронного правительства» несомненно является инновацией в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение его в жизнь и применения на практике населением страны, выведет систему предоставления государственных и муниципальных услуг на новый качественный уровень, а работников учреждений заставит представлять эти услуги качественно и в предусмотренный сроки. В статье так же предоставляется система усовершенствования процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг посредством «Электронного правительства».

 

В настоящее время отечественные учреждения и организации активно внедряют и используют в своей деятельности информационные технологии. Персональные компьютеры находятся на рабочих столах государственных чиновников и руководителей государства. Депутаты Государственной думы Российской Федерации используют в ходе заседаний различные гаджеты, основанные на применении Интернет-технологий. Современный пользователь информационных технологий (ИТ) значительно отличается от пользователя даже пятилетней давности, когда внедрение той или иной технологии, как правило, инициировалось ИТ-руководством организации. Он сам выступает в качестве инициатора, способен на равных с ИТ-специалистами участвовать в выборе и обосновании ее необходимости.

В настоящее время важной задачей является создание порталов государственных служб и «электронных сообществ», способных обеспечить:

        преодоление препятствий, мешающих гражданину получить доступ к тому набору услуг, который предлагают государственные учреждения;

        решение проблемы доступа не только к информации о деятельности государственных органов, но и к их сервисам;

        набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам автоматизированных государственных служб.

Таким порталом является на сегодняшний день проект «Электронное Правительство».

«Электронное правительство» (англ. e-Government, более правильный перевод: «электронное государство») является способом предоставления информации, а так же оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам или бизнесу, а так же другим ветвям государственной власти, государственным чиновникам, в случае которого личное взаимодействие между государством и заявителем максимально минимизировано, а так же насколько это возможно используются информационные технологии [5].

Информационные технологии позволяют перейти органы государственного управления на более качественный уровень работы с народом. Создание и в дальнейшем функционирование единого информационного центра, обязательно будет способствовать быстрому, обоснованному и своевременному решению возникающих проблем, с которыми граждане чаще всего обращаются к чиновникам.

Каждый гражданин будет иметь возможность зарегистрироваться на сайте данного центра, после чего сможет отправить свой вопрос местной власти в электронном виде. Каждой такой заявке будет присваивается определенный уникальный номер.

Каждый отправленный запрос, а также ответ конкретного чиновника сохраняется в единой базе для того, чтобы потом можно было установить и проверить обоснованность претензий сторон, если таковые будут.

После получения чиновником электронной заявки гражданина последнему отправляется электронное письмо-уведомление. Данное письмо содержит следующую информацию: идентификационный номер и Ф. И. О. чиновника; период времени, в течение которого он должен ответить на заявку; контактная информация соответствующего органа государственного управления.

Единый информационный центр контролирует сроки ответа чиновника и в случае их нарушения это отражается на рейтинге соответствующего чиновника, отдела, органа государственного управления и т. д., что в итоге влияет на рейтинг конкретного региона (области) и его руководителя.

В случае неудовлетворенности ответом данная заявка гражданина переходит на более высокий уровень ее рассмотрения, от чиновника, который ее рассматривал, к его начальнику и т. д.

При этом в случае несогласия с решениями чиновников на различных уровнях процедура повторяется. Окончательное решение может быть принято наивысшим уровнем государственного управления и/или путем судебного разбирательства. Благодаря данному алгоритму оценивается работа каждого чиновника, отдела, органа государственного управления.

Если более высокий уровень государственного управления разрешает проблему в пользу гражданина, а до этого последний получил отказ от чиновника, то в итоге данный чиновник и соответственно его отдел, орган государственного управления, в котором он работает и т. д. получает отрицательную оценку, тем самым программное обеспечение (алгоритм) автоматически уменьшает их рейтинг. В тоже время учитываются и положительные отзывы о работе отдельного чиновника и соответствующего органа государственного управления, что также влияет на рейтинг.

Рассмотрим, что входит в состав инфраструктуры «Электронного правительства». Основная работа по формированию «Электронного правительства» была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [3], в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры «Электронного правительства». В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры «Электронного правительства», в том числе:

        единый портал государственных и муниципальных услуг;

        единая система межведомственного электронного взаимодействия;

        национальная платформа распределенной обработки данных;

        единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

        информационная система головного удостоверяющего центра [4. c. 152].

Для обеспечения результативной и оперативной работы «Электронного правительства» недостаточно применение, например, высокомощных компьютеров, высокого уровня подготовки и добросовестности чиновников и др. Цепочкой поставки услуг населению необходимо управлять. При этом управление должно включать как комплексное планирование поставки, включая порядок работы и временные нормативы, так и контроль результатов, выявление недостатков и возможностей для совершенствования, а также проведение мероприятий по их реализации на практике обслуживания.

В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании. Их взаимоотношения определяются соответствующими контрактами, определяющими требования к предоставляемым услугам. Временные нормативы определены даже для уровня «Физическое лицо или представитель бизнеса — Портал «Электронное правительство». Однако для уровня «Государственный служащий — Портал «Электронного правительства» требования к услугам портала, включая временные нормативы, на сегодняшний день не определены. Предоставления услуг осуществляется без применения каких-либо соглашений. Разработка таких соглашений возможна в рамках концепции ITSM.

Подходы, основанные на концепции ITSM, широко применяются на практике управления ИТ-услугами в отечественных и зарубежных компаниях и учреждениях.

Создание и развитие системы менеджмента услуг «Электронного правительства» Российской Федерации возможно на основе концепции ITSM (IT Service Management) — концепции управления ИТ-услугами.

 

Литература:

 

  1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014 № 31. Ст. 4398.
  2.    Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179
  3.    Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2014, N 18 (часть II). Ст. 2159
  4.    Венделева М. А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
  5.    Малитиков Е. М. Электронное правительство — цивилизационная неизбежность // Федеральная газета. — 2009. — № 1. — С. 4–5
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, ITSM, Российская Федерация, услуга, чиновник, высокий уровень, единый информационный центр, соответствующий орган, управление ИТ-услугами, цепочка поставки услуг.


Похожие статьи

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в управлении государством. В статье, рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. ИКТ является одной из в...

Информационные технологии для защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников МФЦ и других государственных учреждений

В статье автор предлагает идею создания голосового интерфейса для обеспечения спокойной рабочей атмосферы, и защиты специалистов от негативных факторов при приеме населения в МФЦ, а также в государственных учреждениях. Автором изучен опыт создания и ...

Повышение эффективности принятия государственных управленческих решений в Республике Башкортостан на основе использования современных информационных технологий

Вопрос о совершенствовании системы государственного управления и повышения эффективности государственного управления стал активно подниматься еще в начале 2000-х годов. По результатам пересмотра существовавшей на тот момент системы государственного у...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных услуг».

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Анализ автоматизации телекоммуникационных полных сетей с использованием IT-технологий

В данной статье рассматривается развитие телекоммуникационных сетей в Кыргызстане с акцентом на использование современных IT-технологий для их автоматизации. Проведен анализ текущего состояния телекоммуникационной инфраструктуры страны, включая мобил...

Геоинформационное образование при подготовке специалистов различных сфер деятельности

Статья является заключением теоретического исследования изучения новейших геоинформационных технологий в профессиональной подготовке специалистов. Цель данной статьи — это провести мониторинг настоящей ситуации в сфере геоинформационного образования ...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей

Настоящая статья посвящена исследованию вопроса о необходимости внедрения методических рекомендаций для предпринимателей в сфере использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну. Актуальность настоящей статьи определяется тем, что ...

Похожие статьи

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в управлении государством. В статье, рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. ИКТ является одной из в...

Информационные технологии для защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников МФЦ и других государственных учреждений

В статье автор предлагает идею создания голосового интерфейса для обеспечения спокойной рабочей атмосферы, и защиты специалистов от негативных факторов при приеме населения в МФЦ, а также в государственных учреждениях. Автором изучен опыт создания и ...

Повышение эффективности принятия государственных управленческих решений в Республике Башкортостан на основе использования современных информационных технологий

Вопрос о совершенствовании системы государственного управления и повышения эффективности государственного управления стал активно подниматься еще в начале 2000-х годов. По результатам пересмотра существовавшей на тот момент системы государственного у...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных услуг».

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Анализ автоматизации телекоммуникационных полных сетей с использованием IT-технологий

В данной статье рассматривается развитие телекоммуникационных сетей в Кыргызстане с акцентом на использование современных IT-технологий для их автоматизации. Проведен анализ текущего состояния телекоммуникационной инфраструктуры страны, включая мобил...

Геоинформационное образование при подготовке специалистов различных сфер деятельности

Статья является заключением теоретического исследования изучения новейших геоинформационных технологий в профессиональной подготовке специалистов. Цель данной статьи — это провести мониторинг настоящей ситуации в сфере геоинформационного образования ...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей

Настоящая статья посвящена исследованию вопроса о необходимости внедрения методических рекомендаций для предпринимателей в сфере использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну. Актуальность настоящей статьи определяется тем, что ...

Задать вопрос