В истории своего развития человечество постоянно проявляло интерес к познанию животного мира. На определенном этапе человек начал воспринимать животных в качестве сакрального объекта. При этом деятельность человека по отношению к животному миру не ограничивается научной сферой; она является неотъемлемым атрибутом культуры и искусства.
В процессе нравственно-эстетического воспитания личности важное место занимает искусство. Оно содержит универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, помогает в самореализации и самоопределении человека в мире ценностей и смыслов жизни. Многообразием отличаются формы нравственно-эстетической, воспитательной, культурно-просветительской деятельности галерей [1]. Роль художественных галерей в сохранении и интерпретации культурно-исторического и природного наследия трудно переоценить. Галерея отражает инновационные и актуальные идеи в искусстве и одновременно сохраняет лучшие традиции культуры региона. Выставочная деятельность галереи — элемент культурного процесса, влияющего на развитие художественных вкусов общественности. Художественная экспозиция в галерее формируется как предметно — пространственная и эмоционально — образная среда, которая становится единым целым с сюжетно — концептуальным и визуальным рядом, способным воздействовать на мировосприятие человека.
Осенью 2003 года была открыта Арт-галерея Щетининых — первая частная галерея в Алтайском крае. Она служит примером формирования традиций семейного арт-бизнеса на основе творческих династий и нового типа художника-предпринимателя, деятеля современной художественной жизни и арт-рынка. [3, C.38] Анатолий Прокопьевич Щетинин — основатель галереи, член СХ России; имея огромный опыт организатора, изучив зарубежный галерейный бизнес, он решил создать свое дело из трех составляющих: художественная галерея, салон-магазин, багетная мастерская. Был открыт культурный центр, в работе которого участвуют Ирина Витальевна Щетинина — живописец-прикладник, член Союза художников России, Лауреат муниципальной премии в области искусства (2003) — супруга Анатолия Прокопьевича и дочь Наталья Анатольевна — искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге.
Концептуальная выставка «На земле, в воде и в небе.».., проходившая в сентябре 2015 года в Арт-галерее Щетининых (г. Барнаул), носила анималистический характер: редкий жанр для изобразительного искусства Алтайского края. Сюжеты и герои произведений отражают далекий от жизни горожанина мир — сельскую жизнь, домашних животных, пейзажи с бытовыми мотивами. Анималистический жанр в искусстве совмещает естественно-научные и художественные начала, развивает наблюдательность и любовь к природе. В экспозиции было представлено более ста произведений живописи, графики, скульптуры, коллажа, керамики и батика сорока четырех авторов Алтайского края. Художники основное внимание уделили художественно-образной характеристике животных, их повадок, среды обитания. В Алтайском крае говорить о серьезном развитии жанра анималистики пока не приходится, но большинство художников вовлекается в творческий процесс познания сложных взаимоотношений природы и человека, через образы животных размышляет о жизни. Выставка в Арт-галерее Щетининых показала широту взглядов авторов на животный мир и их творческое отношение к натуре. В ней отразилось не только стремление алтайских художников точно отобразить облик животного, но и желание наполнить его образ метафорическим смыслом.
На выставке были представлены работы сорока четырех авторов нашего края от заслуженных до начинающих свой творческий путь живописцев. Более ста произведений наглядно демонстрировали, как прекрасен и многолик окружающий нас животный мир, и нам необходимо сохранить его таким же чудесным для потомков. Центральное место на выставке занимали полотна Ф. Торхова, М. Будкеева, Б. Босько, В. Марченко, из художественной коллекции Щетининых.
Наиболее популярным образом в произведениях художников стал образ лошади. Конь — один из первых объектов изобразительного творчества людей, он является священным животным с древних времен, ассоциируется с плодородием и связан со стихией свободы. Благородные животные символизировали богатство, власть, были важной составляющей жизни европейских и восточных народов. В картинах И. С. Хайрулинова «Этюд к портрету «Сибиряк Павел Верещагин», М.Я Будкеева «Коновязь на погранзаставе», А. П. Щетинина «Сельские будни. Бельмесево» и «Большая вода», С. П. Пашкова «Белая лошадь» выразительность фигуры, силуэта, расцветки изображенных лошадей отражает величественную красоту, преданность и в то же время — уязвимость и ранимость этих преданных животных. В произведении А. С. Фролов «Белая лошадь. Вариация на тему Ганса Грундига» заложено символическое содержание «...образы служат средством углубления размышлений о сущности человека, о его судьбе и предназначении, об отношениях между странами и народами... белая лошадь читается метафорой России, которой в полной драматизма мировой истории нередко приходилось в одиночестве противостоять злу…» [2].
Образ кошки представлен на выставке живописными, графическими произведениями и техникой коллажа и кроках. В живописных произведениях В. И. Санниковой «Ночью все кошки серы», Н. К. Ивановой «Ожидание» кошки символизируют одиночество, мечту о счастье, надежду. Чисты и неподкупны образы домашних питомцев в картинах Н. А. Пономоревой «Кот на прогулке» и И. А. Быкова «Золотой город». В произведениях А. С. Фролова «Таитянские грезы кота Тихона» и «Чистопрудные сны о Таити» художник использует образ своего кота и сюжеты из произведений П. Гогена в качестве метафоры о стремлении к естественной природной красоте и гармонии [2].
Рис. 1. А. С. Фролов. Чистопрудные сны о Таити. 2014
Зарисовками домашних животных представлены наброски из цикла «Спасенные» доктора искусствоведения, профессора Т. М. Степанской.
Пернатый мир представлен в работах И. В. Щетининой «Гуси — красавцы. Птичий двор Елены Федоровны», «Весна в Петербурге. Ворона-горжанка», Ю. М. Кикоть «Арифметика цвета», «Притаился», Д. В. Плохих «Алтайские шаловливые», «Ростовские белогрудые». Птицы, живущие вместе с людьми, стали главными героями полотна Ирины Щетининой «Гуси-красавцы. Птичий двор Елены Федоровны». Автор любуется, казалось бы, самыми обыкновенными персонажами и, привычными нашему глазу мотивами, заставляя зрителя проникнуться горделивой статью и красотой оперения гусей.
В анималистическом жанре плодотворно работает Ю. Кикоть. Композиционно нестандартны в её трактовке портреты зверей и птиц — изображение животных передается автором с разных точек, таковы произведения «Арифметика цвета», «Утомленный» [2, C.3].
Анималистика представлена в иллюстрациях детских книг. Благодаря рисункам художника В. Максименко животный и растительный мир Алтая стал узнаваемым и близким подрастающему поколению.
Анималистическая скульптура слабо развита на Алтае и занимает небольшой раздел выставки. Она представлена лишь несколькими именами. Так, Прокопий Щетинин — профессиональный скульптор, создатель монументальных работ и портретист, в своем творчестве иногда обращался к изображению лошадей, собак, птиц. Его «Лошадка» прославляет красоту животного.
Художников декоративно-прикладного искусства вдохновляют мотивы флоры и фауны. Излюбленная «кошачья» тема представлена в работе мастера текстиля Т. Горбуновой «Ночь». В редкой технике коллажа выполнено панно Э. В. Степанской «Парадный портрет кота Бориса». Работая над произведением художница использовала горизонтальные и вертикальные направления в технике коллажа, благодаря чему образ кота получился статичен, спокоен, уравновешен; особое внимание уделено центральной части композиции.
Рис. 2. Степанская Э. В. Парадный портрет кота Бориса. 2003
Не так давно техника батика была почти эксклюзивной, но сейчас стали проявляться новые имена среди молодых художников, например, Л. Лоева с её красочными панно, шарфами и платками с изображениями стрекоз, улиток, птиц.
Нравственное и эстетическое значение выставки подтверждают многочисленные отзывы посетителей: «Была на выставке с внучкой. Выставка замечательная. Во время просмотра и после очень хорошее настроение»; «Спасибо художникам за такие удивительные образы. Написано с любовью. Хочется долго-долго смотреть, возвращаться, снова смотреть»; «...А они преданно глядя в наши глаза доверчивы и всегда искренни... Я думаю, что все дивое окружающее нас, существует как тест... проверка на человечность».
Таким образом, художественный материал выставки показал гостям многогранность творческого осмысления зоологической темы. Работы живописцев свидетельствуют о понимании взаимосвязи всего живого на Земле. Их произведения помогают пришедшим на выставку зрителям ощутить родственную к природе причастность. Данная экспозиция воспитывает разумное отношение к живой природе. Выставка «На земле, в воде и в небе» помогает решить главные задачи нравственно-эстетического воспитания молодого поколения: формирование эстетических знаний, культуры, отношения к действительности, приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде. Экспозиция познакомила гостей края с природой, животным миром Алтая, вдохновила многих людей на знакомство с флорой и фауной. Выставка внесла значительный вклад в просветительскую деятельность художественной Арт-галереи Щетининых.
Литература:
1. Черняева И. В., Степанская Э. В. Художественная экспозиция как часть информационной системы в образовании и науке. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2013. № 14. С. 159–163.
2. На земле, в воде и в небе...: каталог / авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Щетинина. Барнаул, 2015. — 16 с.: ил.
3. Черняева, И. В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета, 2012. № 1 — С. 80–84.
4. Официальный сайт Арт-галереи Щетининых. — Режим доступа: http://www.art-22.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).