Необходимость регионального анализа фактора экономического развития микробизнеса определяется историческими, правовыми и экономическими аспектами, сложившимися в мировой практике.
Исторические архетипы скачков и падений в показателях национальных и мировой экономик — неразрывно связаны с ростом и стагнацией микробизнеса.
Доказательная база благоприятного влияния динамического развития микробизнеса на рост экономики региона и страны в целом представлена рисунком 1.
Развитие микробизнеса, в настоящее время, носит формальный характер, несмотря на принятые многочисленные попытки сформировать благоприятные экономические условия для его роста. Необходимость стимулирования частных инициатив граждан, побуждения к самоорганизации действенности факторов воздействия на активность предпринимательской жизни — является важным аспектом роста экономики.
Региональный анализ показывает на снижение численности субъектов микробизнеса, а также спад предпринимательской активности. Также выявлены правовые сегменты благоприятных и отрицательных факторов развития микробизнеса. Исследование автора позволяет выделить благоприятные сегменты фактора воздействия на формирование экономических условий для активности микробизнеса, сформировавшиеся в правовом поле законодательного регулирования предпринимательства (рисунок 2).
Рис. 1. Анализ фактора развития микробизнеса, как доказательная база благоприятного влияния на рост экономики региона и страны в целом Источник: составлено авторам на основании исследования тенденций развития микробизнеса[1,2,3]
Рис. 2. Правовые сегменты благоприятного фактора воздействия на формирование экономических условий для активности микробизнеса. Источник: составлено авторам на основании исследования тенденций развития микробизнеса[1,2,3]
Однако можно выделить неблагоприятные правовые сегменты, которые явились причиной сдерживания развития микробизнеса, а также повлияли на потерю доверия к власти, снижению предпринимательской активности. Правовые сегменты неблагоприятного фактора сдерживания развития микробизнеса представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Правовые сегменты неблагоприятного фактора воздействия на дисбаланс условий экономического развития микробизнеса. Источник: составлено авторам на основании исследования тенденций развития микробизнеса[4,5]
Исследования автора показывает, что решения, принятые на уровне государства фокусировались на действенности конкретных тактических задач и не учитывали общие цели роста микробизнеса, который является ребром жесткости для развития высокоразвитых социально-экономических условий жизнедеятельности населения Российской Федерации.
В настоящее время необходим четкий регламент, который позволит развиваться микробизнесу в регионах.
Исследования автора показывает, что необходима программа развития микробизнеса на перспективу до 2025 года. Государственная Программа развития микробизнеса должна содержать общий план и набор инструкций, выполнение которых, позволит увеличить рост предпринимательской активности, посредством достижения логически поставленной цели, и решения задач через механизмы реализации продуктивных мер.
Развитие микробизнеса определяется также глобальными тенденциями, которые максимизируют монетарный подход в рыночных системах. Многие экономисты придерживаются мнения, что микробизнес уравновесит в России активную интеграцию виртуальной экономики, которая стремительно развивается и набирает ход. Так, через микробизнес возможно точечно воздействовать на функциональные механизмы в различных отраслях региона, что существенно повысит результат рациональной диверсификации экономики.
Простота организации, гибкость перестройки микробизнеса позволят в современный период виртуальной экономики осуществлять факты хозяйственной жизни при отсутствии твердых эквивалентов финансовой платежной системы (драгоценные металлы — золото, серебро и т. д.), а также при наличии превышения бумажных денежных знаков над реальным покрытием национального и мирового экономических балансов.
Исследования автора позволили выявить основные преимущества развития микробизнеса в социально-экономическом равновесии России (рисунок 4).
Рис. 4. Основные преимущества развития микробизнеса в социально-экономическом равновесии России. Источник: составлено авторам на основании исследования тенденций развития микробизнеса [4,5]
На основании 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» структура малого бизнеса строится: 1) от численности наемных работников занятых в бизнесе; 2) от годовой выручки (без налога на добавленную стоимость) (таблица 1).
Таблица 1
Структура сектора малого бизнеса в России [6].
Размер бизнеса |
Тип бизнеса |
Число, работающих в бизнесе |
Годовой объем выручки (без НДС) |
Субъекты малого предпринимательства |
Микробизнес (юридические лица, Индивидуальные предприниматели) |
До 15 чел. |
До 60 млн. руб. |
Малый бизнес (юридические лица, Индивидуальные предприниматели) |
От 16 до 100 чел. |
До 400 млн. руб. |
Рывок в развитии микробизнеса определяется устранением высоких рисков, которые угрожают жизненному циклу хозяйствования.
Направления регионального анализа факторов риска микробизнеса позволит выявить на качественном уровне причины и возможности их устранения. Необходимо учитывать, что в секторе микробизнеса осуществление фактов хозяйственной жизни определяется с позиции слабой защищенности от окружения в период нестабильности и высокой цикличности экономики.
Результаты, полученные в региональном анализе должны скоординировать политику власти, направленную на формирование условий, обеспечивающих стабильность и экономическую состоятельность микробизнеса. Необходимо выявить направления в организации региональной политики, учитывая факторы риска, формирующие социально-экономические условия функционирования микробизнеса (рисунок 5).
Для регионального анализа направлений развития микробизнеса определяется новый подход — выявление возможностей повышения уровня благосостояния и качества жизни населения. Состояние микробизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе и Российской Федерации в целом отражает анализ статистических показателей микробизнеса (таблицы 2–4; Приложения 1–2).
Рис. 5. Факторы риска, формирующие социально-экономические условия хозяйствования микробизнеса для целей анализа. Источник: составлено авторам на основании исследования тенденций развития микробизнеса [4,5]
Таблица 2
Количество микропредприятий за 2011–2012 гг по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации в целом
Название субъектов |
Количество микропредприятий на конец отчётного года, единиц (2011г) |
Количество микропредприятий на конец отчётного года, единиц (2012г) |
Средняя численность работников, человек (2011г) |
Средняя численность работников, человек (2012г) |
||
всего |
в том числе списочного состава (без внешних совместителей) |
всего |
в том числе списочного состава (без внешних совместителей) |
|||
Всего по России |
1 593 765 |
1 759 973 |
4 353 513 |
3 863 247 |
4 699 600 |
4 248 899 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
42 325 |
44 789 |
105 877 |
100 630 |
118 786 |
114 004 |
Республика Дагестан |
4813 |
7059 |
24201 |
23615 |
28281 |
27811 |
Республика Ингушетия |
760 |
1253 |
865 |
812 |
1017 |
965 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3655 |
3838 |
9275 |
8125 |
9299 |
8985 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2175 |
2219 |
6005 |
5613 |
4928 |
4632 |
Республика Северная Осетия — Алания |
4416 |
5672 |
10551 |
10275 |
11370 |
11027 |
Чеченская Республика |
6846 |
6206 |
9494 |
8977 |
15571 |
15343 |
Ставропольский край |
19660 |
18542 |
45486 |
43213 |
48320 |
45241 |
Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [7]. |
||||||
Таблица 3
Основные финансовые показатели деятельности микропредприятий за 2011–2012 гг по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации в целом.
Название субъектов |
Оборот, тыс. рублей (2011г) |
Оборот, тыс. рублей (2012г) |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств) — всего, тыс. рублей (2011г) |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств) — всего, тыс. рублей (2012г) |
||||
Всего (2011) |
из него: |
Всего (2012) |
из него: |
|||||
|
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей |
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей |
||||
Всего по России |
7027202962 |
2618208090 |
4408994872 |
8347403522 |
3236446338 |
5110957184 |
157066 925 |
149596192 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
240948965 |
60035709 |
180913256 |
284980084 |
94769098 |
190210986 |
5156 636 |
6313956 |
Республика Дагестан |
83365393 |
20466903 |
62898490 |
90578313 |
38050979 |
52527333 |
3571820 |
3337479 |
Республика Ингушетия |
1621901 |
961513 |
660388 |
2832002 |
2168168 |
663835 |
36404 |
1950870 |
Кабардино-Балкарская Республика |
8663005 |
3259708 |
5403297 |
11645761 |
5410399 |
6235362 |
115963 |
120176 |
Карачаево-Черкесская Республика |
11004362 |
4011298 |
6993065 |
6883545 |
2882004 |
4001541 |
24490 |
75063 |
Республика Северная Осетия — Алания |
16881469 |
6248179 |
10633291 |
17005845 |
6822645 |
10183201 |
312358 |
124443 |
Чеченская Республика |
15798336 |
4946632 |
10851705 |
26928219 |
14356833 |
12571386 |
17730 |
- |
Ставропольский край |
103614499 |
20141477 |
83473022 |
129106399 |
25078071 |
104028327 |
1077872 |
705925 |
Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [7]. |
||||||||
Таблица 4
Основные показатели деятельности микробизнеса — индивидуальных предпринимателей по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации в целом за 2009–2012гг [7].
Субъекты РФ по Федеральному округу |
|
2009г |
|
2010г |
|
2011г |
2012г |
|
численность (человек) |
Выручка (тыс. руб.) |
численность (человек) |
Выручка (тыс. руб.) |
численность (человек) |
Выручка (тыс. руб.) |
численность (человек) |
Выручка (тыс. руб.) |
|
Российская Федерация |
2663,9 |
7301224,67 |
1914,3 |
4671174,28 |
2505,1 |
8057230,9 |
2599,3 |
8707399,05 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
192,4 |
420653 |
139,3 |
174265 |
218,9 |
505723 |
195,3 |
634669 |
Республика Дагестан |
42,6 |
190329 |
15,7 |
6399 |
55,1 |
211488 |
47,5 |
239893 |
Республика Ингушетия |
3,5 |
5198 |
1,9 |
503 |
5,6 |
5715 |
5,2 |
6462 |
Кабардино-Балкарская Республика |
20,6 |
46125 |
20,6 |
53762 |
23,4 |
55576 |
21,1 |
65380 |
Карачаево-Черкесская Республика |
10,4 |
16271 |
8,1 |
8579 |
9,3 |
19069 |
9,3 |
20515 |
Республика Северная Осетия-Алания |
14,4 |
36130 |
13,5 |
15882 |
15,3 |
36005 |
13,4 |
44111 |
Чеченская Республика |
25,5 |
21335 |
14,0 |
16165 |
29,9 |
17397 |
26,4 |
83017 |
Ставропольский край |
75,5 |
105265 |
65,5 |
72974 |
80,3 |
160473 |
72,5 |
175292 |
Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [7]. |
||||||||
Показатели деятельности микробизнеса отражают необходимость принятия государственной Программы «Стратегическое инвестирование и развитие микробизнеса».
Исследования автора показывает, что по данным Российского фонда фундаментальных исследований в 90-х годах из страны уехало не менее 80 тысяч ученых и идейных трудолюбивых людей, которые могли реализовать свои способности в форме микробизнеса. Примерные потери бюджета составили не менее 60 млрд. долл. США. Однако и в настоящее время миграция специалистов и молодых ученых продолжается, так как кредитные организации не стремятся поддерживать нестандартные проекты, имеющиеся нечеткие доходные проекции [7].
Делая выводы, можно определить необходимость государственного инвестирования микробизнеса для воздействия на факторы его стратегического развития.
Приложение 1
Основные показатели деятельности микропредприятий за 2012 год по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации в целом
Название субъектов |
Количество микропредприятий на конец отчётного года, единиц (2012г) |
Средняя численность работников, человек (2012г) |
Оборот, тыс. рублей (2012г) |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств) — всего, тыс. рублей (2012г) |
|||
всего |
в том числе списочного состава (без внешних совместителей) |
всего |
из него: |
||||
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
||||||
Всего по России |
1759973 |
4699600 |
4248899 |
8347403522 |
3236446338 |
5110957184 |
157066925 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
44789 |
118786 |
114004 |
284980084 |
94769098 |
190210986 |
5156636 |
Республика Дагестан |
7059 |
28281 |
27811 |
90578313 |
38050979 |
52527333 |
3571820 |
Республика Ингушетия |
1253 |
1017 |
965 |
2832002 |
2168168 |
663835 |
36404 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3838 |
9299 |
8985 |
11645761 |
5410399 |
6235362 |
115963 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2219 |
4928 |
4632 |
6883545 |
2882004 |
4001541 |
24490 |
Республика Северная Осетия — Алания |
5672 |
11370 |
11027 |
17005845 |
6822645 |
10183201 |
312358 |
Чеченская Республика |
6206 |
15571 |
15343 |
26928219 |
14356833 |
12571386 |
17730 |
Ставропольский край |
18542 |
48320 |
45241 |
129106399 |
25078071 |
104028327 |
1077872 |
Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [7]. |
|||||||
Приложение 2
Основные показатели деятельности микропредприятий за 2011 год по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации в целом
|
Количество микропредприятий на конец отчётного года, единиц |
Средняя численность работников, человек |
Оборот, тыс. рублей |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств) — всего, тыс. рублей |
|||
всего |
в том числе списочного состава (без внешних совместителей) |
всего |
из него: |
||||
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
||||||
Российская Федерация |
1593765 |
4353513 |
3863247 |
7027202962 |
2618208090 |
4408994872 |
149596192 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
42325 |
105877 |
100630 |
240948965 |
60035709 |
180913256 |
6313956 |
Республика Дагестан |
4813 |
24201 |
23615 |
83365393 |
20466903 |
62898490 |
3337479 |
Республика Ингушетия |
760 |
865 |
812 |
1621901 |
961513 |
660388 |
1950870 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3655 |
9275 |
8125 |
8663005 |
3259708 |
5403297 |
120176 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2175 |
6005 |
5613 |
11004362 |
4011298 |
6993065 |
75063 |
Республика Северная Осетия- Алания |
4416 |
10551 |
10275 |
16881469 |
6248179 |
10633291 |
124443 |
Чеченская Республика |
6846 |
9494 |
8977 |
15798336 |
4946632 |
10851705 |
- |
Ставропольский край |
19660 |
45486 |
43213 |
103614499 |
20141477 |
83473022 |
705925 |
Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [7]. |
|||||||
Литература:
- Шохнех А. В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса: Монография / А. В. Шохнех. — Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. — 336 с. — С 25
- Развитие малого и среднего бизнеса в России.Сайт ОПОРА России. [электронный ресурс] http://www.nisse.ru/business/article/article_1763.html
- Каурова Н. Н. Банки и микрофинансовые организации: кто первым придет на помощь малому бизнесу // Банковское кредитование. 2012. N 4. С. 8–16.
- Развитие малого и среднего бизнеса в России.Сайт ОПОРА России. [электронный ресурс] http://www.nisse.ru/business/article/article_1763.html
- Шохнех А. В. и др. Роль региональной финансовой политики в обеспечении экономической безопасности развития и интеграции бизнеса в России // Аудит и финансовый анализ: Журнал / Шохнех А. В., Сизенева Л. А., Васильев Е. С., Чуднова В. В. / — № 1. — М., 2014. — С. 398–401.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс.
- Официальный сайт: Copyright 1999–2014 Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/statistics/grp/