В связи с развитием компьютерной индустрии, а также информатизацией производства и всех сфер общества интерес к занятиям физической культурой и спортом падает как у взрослого населения, так и учащихся школ и студентов учебных заведений. В учебно-методической литературе не обнаружено задач по повышению интереса к занятиям физической культурой, отсутствуют рекомендации по организации оптимального по содержанию контроля двигательных действий. В связи с этим многим преподавателям и тренерам приходится искать новые пути решения этой проблемы. Я предлагаю заинтересовывать учеников в результатах выполнения различных двигательных действий, а также повышения уровня знаний по разделу баскетбол (сущность игры, техника и тактика игры, правила игры и судейство соревнований). В связи с этим разработка методики контроля двигательных умений и навыков, а также организация занятий нетрадиционными методами и средствами обучения учащихся представляется актуальной и своевременной.
Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов школьников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие на нее, а так же методы ее формирования.
За время своей работы автор уделяет особое внимание организации занятий ФК в области спортивных игр. Однако на данный момент для учащихся школ, ПТУ и СУЗов нет четких методик обучения спортивным играм, а также методам и приёмам заинтересованности учащихся предметом. Автор сделал анализ предложенных методик отечественных и зарубежных авторов. И на основании этого анализа предлагается своя методика обучения, что способствует большей заинтересованности учащихся предметом на основании использования спортивных игр в процессе обучения ФВ.
В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других — отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.
При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.
В процессе учебной деятельности, начиная с периода среднего школьного возраста, путем дифференциации выбирается и укрепляется основное ядро интересов, которые касаются также и выбора учебных предметов. Так, в средних классах, одной из особенностей мотивации учебной деятельности является возникновение у школьников стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не возникает ситуативно на конкретном уроке, а формируется постепенно по мере накопления знаний. В связи с этим автор оптимизирует систему заинтересованности учащихся предметом физическая культура и здоровье.
Игра в баскетбол является эффективным средством физического воспитания людей различных возрастов. В настоящее время элементы баскетбола рекомендуется использовать в занятиях с детьми начиная с дошкольного возраста. Поэтому в целях сохранения преемственности программы по физическому воспитанию дошкольных учреждений и общеобразовательных школ обучение игре в баскетбол необходимо начинать с первого класса.
Количество часов отводимых на спортивные игры согласно учебной программы составляет 14 часов, однако преподаватель вправе использовать часы вариативного компонента (до 20 часов). Все зависит от уровня подготовленности учащихся, уровня заинтересованности данным разделом программы, а также компетентности педагога в данном разделе программы.
При выборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей и на их основе определять посильные для них задания. Целесообразно использовать разнообразные подготовительные и подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить учащихся изучаемому двигательному действию. При этом важно обеспечить сознательное освоение действий.
Методика обучения должна предусматривать постоянное изменение условий, в которых выполняется прием. Условия необходимо постепенно приближать к максимальному противодействию, встречающемуся в игре.
Таким образом, данный подход при обучении учащихся баскетболу будет способствовать более качественному освоению данной спортивной игрой и расширять границы ее использования как средства физического воспитания и активного отдыха учащихся, а также создавать базу для возможной дальнейшей спортивной специализации, а также способствовать большей заинтересованности учащихся предметом.
В связи с этим автор делает основной упор на проведение уроков физической культуры с использованием нестандартных методов и средств обучения, мало характерных при освоении технических приёмов спортивных игр (в частности — баскетбол).
В начале каждого учебного года проводится анкетирование учащихся, для того чтобы выявить уровень заинтересованности учащихся к предмету. При изучении нового раздела проводится теоретическое занятие, на котором даются основы игры, истории развития баскетбола, правила игры и др. сведения касающиеся данного раздела программы. В последующем, по разработанной тематике раздела баскетбол, автор проводит уроки физической культуры. Эти уроки являются комбинированными, в подготовительной части урока учитель часто использует музыкальное сопровождение, при объяснении различных технических упражнений прибегает к помощи мультимедиа-установки, комбинирует упражнения различной направленности (гимнастические, легкоатлетические, акробатические и др.). В начале изучения раздела учитель знакомит учащихся с тестовыми упражнениями, которые учащиеся будут использовать на каждом уроке в подготовительной части урока, а также будут сдавать на отметку. На занятиях физической культурой необходимо, чтобы учащийся брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, ребенку надо подбирать индивидуальные, доступные ему и то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и. т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
Исходя из своего опыта работы я предлагаю серию тестов по оценке умений и навыков игры в баскетбол:
«30 передач»
Норматив предназначен для контроля уровня усвоения технического приёма — передача мяча двумя руками от груди на месте. Учащийся располагается в 3 м (юноши), 2,5 м (девушки) от стенки с баскетбольным мячом в руках, по команде преподавателя выполняет передачи мяча в стенку без отскока о пол. Время выполнения 30 сек. Задача учащегося: как можно больше сделать передач в стенку. Ниже приведена таблица, по которой выставляется отметка.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
7 |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
«Самый меткий»
Норматив предназначен для контроля уровня усвоения технического приёма — штрафной бросок. Учащийся располагается на линии штрафного броска и спокойно выполняет 10 бросков, соблюдая правила баскетбола.
Курс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
9 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
10 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
11 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
Следующая группа нормативов предназначена для контроля физических качеств: ловкости и быстроты. Комплекс этих нормативов позволяет эффективно развивать координационные способности, быстроту рук, а также способствует быстрому воспитанию «чувства мяча», что в дальнейшем помогает при освоении других технических приёмов, как баскетбола, так и волейбола, гандбола.
«Жонглирование»
Учащийся берет 2 мяча, выполняет жонглирование мячей по кругу, в одну и другую сторону. Необходимо выполнить 30 раз за минимальный промежуток времени. Жонглирование стараться выполнять непрерывно, высота подбрасывания мячей — 40–60 см от рук. В таблице указанно время, за которое выполняется данное упражнение.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
6 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
7 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
8 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
9 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
10–11 |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
«Весы»
Учащийся берет 2 мяча, выполняет подбрасывание мячей попеременно справа и слева от себя. Высота подбрасывания мячей — 50 см и выше. Время — неограниченно, учитывается количество выполненных подбрасываний.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
6 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
7 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
8 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
9 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
10 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
11 |
30 |
27 |
24 |
21 |
18 |
15 |
12 |
9 |
6 |
3 |
«Пирамида»
2 мяча соединяют вертикально, поддерживаем их снизу одной рукой и сверху — другой рукой. Выполняем смену положения рук 30 раз на время.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
50 |
6 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
7 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
8 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
9 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
10 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
11 |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
36 |
38 |
«Попрыгунчик»
2 мяча соединяют вертикально, нижний мяч удерживаем двумя руками, верхний — подбородком. По команде преподавателя необходимо подбросить верхний мяч, и стараться удержать его, подбивая нижним мячом максимально возможное количество раз. Высота отскока — 30 см и более. Этот норматив необходимо выполнять в кругу — 3,6 м, выходить за него нельзя! В таблице указанно время, за которое выполняется данное упражнение.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
6 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
7 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
8 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
9 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
10 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
11 |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
«Равновесие»
2 мяча соединяют вертикально, нижний мяч удерживаем двумя руками, верхний — подбородком, по команде преподавателя необходимо отпустить верхний мяч, и постараться удержать его нижним мячом. Учитывается время, которое удерживал учащийся мячи не выходя из круга — 3,6м. В таблице указанно время, за которое выполняется данное упражнение.
Класс |
Отметка |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
6 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
7 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
8 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
9 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
10 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
11 |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
В связи с ростом интереса молодежи к компьютерным технологиям роль физической культуры падает быстрыми темпами. Для этого каждому учителю физической культуры и тренерам по спорту необходимо использовать различные методы заинтересованности учащихся.
Для совершенствования учебного процесса по физической культуре автор предлагает:
- Проводить теоретические занятия по каждому из разделов программы, что способствует разностороннему развитию личности;
- В ходе урока необходимо как можно чаще использовать нестандартные формы проведения урока (урок по методу круговой тренировки) и разнообразных упражнений (различные сочетания технических упражнений баскетбола с акробатическими и др.);
- При проведении подготовительной части урока желательно использовать музыкальное сопровождение, что повышает эмоциональный фон занятия, который приводит к меньшей утомляемости учащихся, лучшей работоспособности, а это в свою очередь откладывает свой отпечаток на уровень освоения двигательных умений и навыков;
- Для организации контроля уровня знаний и двигательных умений использовать контрольное тестирование, как знаний, так и умений, что способствует овладению технических приёмов, а также развитию «чувства мяча» у учащихся.
- Проводить популяризацию баскетбола (проведение соревнований и товарищеских встреч).
Лишь только высокий профессионализм преподавателя и любовь к своему делу в сочетании с различными методами, формами и приёмами организации занятий дают возможность повышения мотивации учебной деятельности и заинтересованности учащихся в предмете.