Формирование мышления на занятиях математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года. Только грамотно созданная учителем проблемная ситуация обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, воспитывает в них волевые качества, самостоятельность, активизирует и развивает эмоциональную сферу и воображение. Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика. На основании теоретического анализа и синтеза многих методов обучения мы пришли к выводу, что использование элементов проблемного подхода в обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения.
Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.
Данная цель реализовалась через следующие задачи:
- описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;
- описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;
- установление причинно-следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания выбор метода).
Наблюдение было организовано на уроках математики в 4 классе.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения Приложение 1)
Каждое проявление фиксируется как 1 балл.
Далее мы провели анализ содержания учебного материала по теме деление с остатком в 4 классе и разработали уроки, где применялся проблемный подход и объяснительно-иллюстративный метод.
На следующем этапы мы организовали наблюдения за активностью познавательной деятельности учеников на этих уроках. Результаты заносились в протокол.
Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовался проблемный подход.
Из этого следует, что применение в обучении элементов проблемного подхода по теме «деление с остатком» на уроках математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности учащихся и проявляется в активизации этой деятельности.
 Разработка занятийс элементами проблемного обучения.
В ходе опыта изучения обучения младших школьников на основе применения проблемного подхода, нами был проведен урок повторения на тему «Деление с остатком» Приложение 1). Урок соответствовал требования ФГОС НОО.
Согласно требованиям ФГОС НОО структура урока актуализации знаний и умений урок повторения) выглядит следующим образом:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
4) Применение знаний и умений в новой ситуации
5) Обобщение и систематизация знаний
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия и контроль усвоения знаний.
Рассмотрим фрагмент урока, в котором в полной мере реализуется проблемный подход, то есть этапы: актуализация знаний, применение знаний и умений постановка проблемной ситуации), обобщение и систематизация знаний решение проблемы) и этап рефлексии рефлексивно-оценочный).
На этапе актуализации знаний мы предложили учащимся сыграть в игру «Молчанка». Данный этап настраивает обучающихся к работе на уроке.
Примерные вопросы, на которые учащиеся показывали карточку с ответом:
— Сколько минут в одной четвёртой час?
— Сколько дециметров в половине метра?
— Сколько килограммов в 7 центнерах?
— Сколько метров в одной пятой километра?
— Сколько часов составляют одну шестую часть суток?
На этапе применения знаний и умений, или как мы его назвали этап постановки проблемной ситуации. Как раз на этом этапе начинается применение проблемного подхода учителем.
Для этого мы дали учащимся задание в виде записанных примеров на доске. Здесь ученик выходил к доске и обводил пример, для которого данное число было ответом. Затем, учащиеся находили примеры, которые не обвели и искали, что между ними общего на данном уроке это были примеры на деление с остатком).
После решения оставшихся примеров обучающимся предлагалось самим сформулировать задачи урока поупражняться в делении на трехзначное число, научиться выполнять деление с остатком и делать проверку).
После определения задач урока мы перешли непосредственно к решению проблемы этап обобщения и систематизации знаний). Здесь ученики решают примеры и дают полное объяснение выполнения задания.
На этапы рефлексии или рефлексивно — оценочном этапе проводился анализ по решению проблемы. Так же учитель задает вопросы, в которых так же проглядываются элементы применение проблемного подхода.
Например:
Необходимо ли вам это новое открытие?
Для чего?
Достигли мы поставленной цели?
Отметьте теперь себя на лесенке знаний?
Давайте подсчитаем баллы, выставим отметки.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!
Познавательная деятельность — это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий.
Технология проблемного подхода в обучении решает эту задачу, через систему методов и приемов обучения. Этапы реализации технологии проблемного обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система методов и приемов обучения
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности. |
Учитель обосновывает значимость темы, ставит цели урока. |
Восприятие и осознание учащимися поставленной цели. |
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы. |
Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся. |
Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы. |
3.Создание проблемной ситуации проблемный вопрос, проблемное задание). |
Предъявление учителем для учащихся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения или раскрытие пути решения искомой проблемы |
Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем. |
4.Решение проблемы. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за реализацией поиска решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы. |
Самостоятельное решение проблемы, индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности. |
5.Рефлексивно оценочный этап. |
Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы. |
Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы. |
6.Определение проблемного домашнего задания. |
Предъявление задания. |
Восприятие. |
Таким образом, нами был проведен урок математики с применением проблемного подхода
 Результаты наблюдений за активизацией познавательной деятельности учащихся на этих уроках математики в 4 классе.
На заключительном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика активности познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для этого мы построили таблицу, где отражены результаты активности учащихся при обучении с применением проблемного подхода и объяснительно-иллюстративного метода.
Таблица 2
Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках математики.
Условия: выбор метода |
Метод проблемного подхода |
Объяснительно иллюстративный метод |
Тема урока |
1 |
2 |
Поднимают руку |
22 88 % |
16 64 % |
Внимательно слушают |
20 80 % |
11 44 % |
Тщательно выполняют задание |
13 52 % |
9 36 % |
Задают вопросы |
3 12 % |
2 8 % |
Самостоятельно выполняют работу |
16 64 % |
13 52 % |
Всего |
74 |
51 |
Каждое проявление фиксируется как 1 балл.
В классе-25 человек. Все данные фиксировались мной в течение этих уроков. При использовании проблемного подхода в обучении учащиеся за урок набрали 74 балла, а при использовании объяснительно — иллюстративного метода 51 балл. Таким образом, использование проблемного подхода при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. При использовании метода проблемного обучения учащиеся поднимали руку всего лишь 16 раз, а при объяснительно — иллюстративном методе 22 раза. Внимательно слушают при проблемном обучении 20 человек, а при другом методе лишь 11 человек. Учащиеся выполняли задания тщательно при использовании проблемного подхода.
Таким образом, проведения уроков математики с использованием элементов проблемного способствует повышению учебной активности младших школьников.
В результате нами были сформулированы следующие выводы:
- Познавательная деятельность — это одна из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность является системой определенных действий и входящих в них знаний. Когда ученик овладевает этим видом деятельности, сам процесс обучения становится эффективным.
- Учение является одним из видов деятельности, который актуален для реализации познавательной деятельности. Учение является непосредственно деятельность только тогда, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.
- Когда ученик сталкивается с проблемой, которую он не может решить известным способом, у него появляется познавательная потребность в нахождении решения.
- Решение проблемы, непосредственно, требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.
- В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.
- Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
- Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования элементов проблемного подхода.
- При использовании в обучении элементов проблемного подхода, непосредственно, при делении с остатком в начальных классах активизируется познавательная деятельность младшего школьника.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Амонашвили Ш. А. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. — 192 с.